Дело №2-268/2022 .
УИД 33RS0005-01-2021-003919-39
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Александров «24» февраля 2022 года
Александровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Правдиной Н.В.
при секретаре Магницкой А.А.,
с участием прокурора Шаталова М.Ю.,
представителя ответчика Париловой Е.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимирского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к МУП «Александровские тепловые системы» об обязании разработать проект и получить санитарно-эпидемиологическое заключение,
Р е ш и л:
Владимирский природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился с иском МУП «Александровские тепловые системы» (далее МУП «АТС»), требуя обязать: разработать проекты зон санитарной охраны артезианских скважин, расположенных в деревнях Долматово, Бакшеево, Лукьянцево и Старая Слобода Александровского района в срок до 01.11.2022г.; оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта санитарным правилам в срок до 01.12.2022г. и утвердить проект зоны санитарной охраны водных объектов в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области до 01.01.2023г.
В обоснование указано, что МУП «АТС» оказывает услуги водоснабжения жителям и предприятиям, в т.ч. на территории деревень Долматово, Бакшеево, Лукьянцево и Старая Слобода Александровского района, забирая воду из скважин и поставляя ее потребителям. В ходе выполненной проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации МУП «АТС» артезианских скважин, используемых для питьевого водоснабжения и закрепленных за ним с 08.11.2021г. на праве хозяйственного ведения, в вышеуказанных населенных пунктах.
В нарушение требований действующего законодательства, МУП «АТС» не предприняты меры к разработке проекта зоны охраны артезианских скважин, у него отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Указанное может привести к загрязнению подземного горизонта, ухудшению качества питьевой воды, что недопустимо.
Определением от 13.01.2022г., к участию в деле третьим лицом привлечена администрация Следневского сельского поселения.
В суде старший помощник Александровского городского прокурора Шаталов М.Ю., действуя по доверенности, исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы в иске. Одновременно указал, что под возложением на ответчика обязанностей по разработке проекта зон санитарной охраны, оформлением санитарно-эпидемиологического заключения и утверждения проекта зоны санитарной охраны водных объектов, подразумевается совершение им необходимых действий в указанной связи по обращению в компетентные органы. Настаивая, что предлагаемые прокурором сроки исполнения достаточны, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика МУП «АТС» Парилова Е.Ф., действуя по доверенности, ссылаясь на письменный отзыв , подтвердив у МУП «АТС» обязанности по совершению мероприятий, связанных с разработкой проекта зон санитарной охраны и по необходимости обращения за оформлением санитарно-эпидемиологического заключения, полагала предлагаемые прокурором сроки недостаточными. Отмечала, что лишь с ноября 2021г. МУП «АТС» были переданы в хозяйственное ведение артезианские скважины в деревнях Долматово, Бакшеево, Лукьянцево и Старая Слобода Александровского района. Для выполнения необходимых работ требуются значительные финансовые затраты, которыми МУП «АТС» в достаточной степени, не располагает. Ранее скважины находились в эксплуатации у ООО «Следнево», которым необходимых мер к получению документов, не предпринималось. МУП «АТС» в настоящее время предприняты меры к разработке рабочей программы контроля качества воды, заключены договоры на исследование качества воды с ФГБУЗ ВО «Центр гигиены и эпидемиологии», с ФГБУ «Центр агрохимической службы Владимира» и с ФБУ «Всероссийский НИИ минерального сырья им.Н.М. Федоровского», договор на исследование на общую альфа- и бета-активности, что необходимо для подготовки документации по оформлению проекта зон санитарной охраны.
Также из письменных возражений следует, что МУП «АТС» является тарифорегулируемой организацией, услуги оплачиваются потребителями на основании утвержденного Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области, тарифа, который на водоснабжение по указанным населенным пунктам Следневского сельского поседения, пока не утвержден и будут ли в нем впоследствии учтены расходы на проведение требуемых мероприятий и в каком объеме, неизвестно. Одновременно предложены сроки для разработки проектов зон санитарной охраны артезианских скважин до 01.06.2023г., для оформления санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии разработанного проекта санитарным правилам до 01.07.2023г. и утверждения проекта зоны санитарной охраны водных объектов в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области до 01.08.2023г.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Владимирской области, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежаще не явился, сведений о причинах неявки не представил, с ходатайством об отложении не обращался.
Представитель третьего лица администрации Следневского сельского поселения, извещенный надлежаще не явился, просил о проведении судебного заседания в его отсутствие, оставляя принятие решения на усмотрение суда.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения прокурора и представителя ответчика, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с положениями ст.2 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее –Федеральный закон №52-ФЗ), санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в т.ч. посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статья ст.11 Федерального закона №52-ФЗ требует от юридических лиц обязательного выполнения требований санитарного-эпидемиологического законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В соответствии с п.п.1.4.-1-6 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (вместе с «СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002г.), зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
Согласно ч.5 ст.18 Федерального закона №52-ФЗ, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Установлено судом и подтверждается материалами дела, что решением СНД МО Александровский муниципальный район Владимирской области № от 08.11.2021г. (с Приложением к нему), за МУП «АТС» на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, в т.ч. артезианские скважины, расположенные в деревнях Долматово с к.н.№, Бакшеево с к.н.№, Лукьянцево с к.н.№ и Старая Слобода Александровского района .
Распоряжением КУМИ администрации Александровского района №-р от 08.11.2021г., вышеуказанные объекты коммунальной инфраструктуры переданы МУП «АТС» по актам приема-передачи .
Указание прокурором в иске об отсутствии у МУП «АТС», осуществляющего деятельность, в т.ч. по производству и передаче пара и горячей воды (тепловой энергии), забору, очистке и распределению воды, забору, очистке и распределению водя для питьевых и промышленных нужд (л.д.27-31), требуемых утвержденного проекта зон санитарной охраны артезианских скважин, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии разработанного проекта санитарным правилам, в ходе судебного разбирательства стороной ответчика подтверждено.
Учитывая, что осуществление МУП «АТС» деятельности по эксплуатации указанных выше скважин в отсутствие проекта зоны санитарной охраны может привести к неблагоприятным последствиям в виде загрязнению подземного горизонта, ухудшению качества питьевой воды, что влечет нарушение прав граждан, заявленные прокурором требования, подлежат удовлетворению.
Определяя срок исполнения возлагаемых обязанностей, суд учитывает также объем мероприятий и работ, необходимых для исполнения решения суда, а также соблюдение баланса интересов ответчика и неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурором заявлен иск и находит разумными и достаточными предлагаемые последним для исполнения сроки.
При этом суд учитывает отсутствие со стороны ответчика объективных данных о невозможности выполнения требуемых работ в предлагаемый прокурором срок, а также документальные данные, подтверждающие его доводы об отсутствии достаточных и необходимых в указанной связи денежных средств и их обеспечение в предлагаемые им сроки (июнь, июль и август 2023г.), учитывая также наличие у него впоследствии возможности обращения с мотивированным заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Кроме того, осуществляя предпринимательскую деятельность, МУП «АТС» несет все связанные с этим риски.
В соответствии со ст.103 ГПК Российской Федерации с ответчика МУП «АТС» в доход местного бюджета – бюджета муниципального образования Александровский район Владимирской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300руб. 00коп.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Владимирского природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать МУП «Александровские тепловые системы» разработать проекты зон санитарной охраны артезианских скважин, расположенных в деревнях Долматово, Бакшеево, Лукьянцево и Старая Слобода Александровского района в срок до 01.11.2022г.
Обязать МУП «Александровские тепловые системы» оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта санитарным правилам в срок до 01.12.2022г.
Обязать МУП «Александровские тепловые системы» Александровского района утвердить проект зоны санитарной охраны водных объектов в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области до 01.01.2023г.
Взыскать с МУП «Александровские тепловые системы» в доход местного бюджета – бюджета муниципального образования Александровский район Владимирской области государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме
Председательствующий судья Н.В. Правдина
.
.
.