Дело № 2-36/2019
Мотивированное решение изготовлено:
18 марта 2019 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2019 года ЗАТО г.Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Петровой О.С.
при секретаре Романовой О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ушаковой Елены Алексеевны, Митрофановой Анастасии Александровны, Медведева Георгия Вячеславовича к акционерному обществу "Мурманэнергосбыт" о признании незаконным ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета потребленных услуг и признании недействительной корректировки платы исходя из показаний общедомового прибора учета потребленных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Истцы, являющиеся собственниками квартир №№ *** многоквартирного дома № 4 по улице Адмирала Сизова в г.Североморске, обратились в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» (далее по тексту – АО МЭС») о признании незаконным ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета потребленных услуг и признании недействительной корректировки платы исходя из показаний общедомового прибора учета потребленных услуг.
В обоснование исковых требований указано, что в доме установлен ОДПУ, который введен в эксплуатацию в соответствии с актом ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 15 апреля 2016 года. Управление многоквартирным домом осуществляет в соответствии с договором управления от 25.05.2015 ООО «Североморскжилкомхоз», в дальнейшем переименованное в ООО «УК Корабельная».
Полагая, что ОДПУ установлен и введен в эксплуатацию с нарушением Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых от 13.08.2006 № 491, Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034, а также указывая, что жильцы дома не были уведомлены об установке прибора учета и не могли контролировать норму потребления тепловой энергии в связи с отсутствием в квитанциях об оплате соответствующих сведений, полагали, что произведенная корректировка платы является незаконной, просили признать ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета по адресу: Мурманская область, г. Североморск ул. Адмирала Сизова, д. 4 незаконным и признать недействительной корректировку, осуществленную за 2016 года исходя из показаний общедомового прибора учета потребленных услуг, в отношении Ушаковой Е.А. в размере 2 991,27 руб., Митрофановой А.А. в размере 2 263,79 руб., Медведева Г.В. в размере 1545,89 руб.
В судебное заседание истцы не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Представитель истцов Решетняк А.С. в судебном заседании настаивала на доводах, изложенных в исковом заявлении с учетом их последующих уточнений (т.4 л.д. 116). Пояснила суду, что об установленном и введенном в эксплуатацию приборе учета не было известно жильцам дома, поскольку при вводе в эксплуатацию прибора учета в нарушение Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не присутствовал представитель потребителя, которым, по ее мнению, является представитель управляющей организации. Также до потребителей не были доведены сведения об установке общедомового прибора учета и в квитанциях, ежемесячно выставляемых в 2016 году, не приведены в них и сведения о количестве потребленной тепловой энергии.
Полагала, что ввод прибора учета в эксплуатацию, а также его дальнейшее обслуживание произведено с нарушениями пункта 13 Федерального закона №261, пункта 62 Правил коммерческого учета №1034, в связи с чем показания приборов учета не могли использоваться для производства корректировки по отоплению за 2016 год.
Допущенные при вводе в эксплуатацию нарушения, связанные с нелегитимностью осуществляющей ввод в эксплуатацию прибора учета комиссии и формальным подходом к вводу в эксплуатацию без проверки всех необходимых технических параметров, привели к тому, что в 2018 году данный прибор был выведен из эксплуатации.
Представители ответчика АО «Мурманэнергосбыт» Терсинских Н.Е., Гунько Н.В., Секирин А.В. в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, подробно изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (т. 3 л.д. 83), полагали, что прибор учета тепловой энергии в доме № 4 по улице Адмирала Сизова в г.Североморске введен в эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №1034. Указали, что, исполняя обязанность по оснащению прибором учета многоквартирного дома, своевременно не исполненную собственниками помещений в данном многоквартирном доме, АО «МЭС» исполняло императивное требование Закона об энергосбережении, неукоснительно следуя требованиям технических регламентов.
По мнению представителей ответчиков, истцы не представили ни одного доказательства, свидетельствующего о незаконности порядка ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя.
Считали, что доводы истцов о том, что они не были уведомлены в установленном порядке об оснащении многоквартирного дома общедомовым прибором учета, не могут иметь никаких правовых последствий, так как ни порядок, ни обязательность такого уведомления не предусмотрены действующим законодательством. Кроме того, от потребителей при вводе в эксплуатацию участвовал представитель управляющей компании Кошевой А.А., в связи с чем просили признать необоснованными доводы ООО «УК Корабельная» об их неизвещении о вводе в эксплуатацию ОДПУ по адресу: г. Североморск, ул. Адмирала Сизова, д. 4, поскольку управляющая организация не могла не знать об установке прибора учета, так как доступ в подвальное помещение для оборудования многоквартирного дома прибором учета мог быть обеспечен только представителем управляющей организации. К тому же впоследствии при обследовании инженерных сетей управляющая организация не могла не обнаружить установленный прибор учета.
Полагали несостоятельными ссылки истцов на невозможность контроля объема потребления тепловой энергии в связи с тем, что режимы теплопотребления должны обеспечиваться лицом, оказывающим услуги по содержанию общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
Настаивали на том, что приборы учета установлены и введены в эксплуатацию законно, корректировка за 2016 год произведена обоснованно, и просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица ООО «УК Корабельная» Романова Н.Н. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, полагала, что общедомовой прибор учета введен в эксплуатацию незаконно, в отсутствие представителя потребителей коммунальных услуг. Указала, что ресурсоснабжающая организация не обращалась к собственникам помещений в многоквартирном доме и к ООО «УК Корабельная» (на тот момент - ООО «СЖКХ») с предложением по установке приборов учета, управляющей компании общедомовой прибор учета не передавался, информацией о вводе прибора в эксплуатацию она не владела, поэтому и довести до потребителей данную информацию не имела возможности. Кроме того, указала, что исполнителем коммунальной услуги по отоплению в силу прямых договоров с собственниками многоквартирного дома, расположенного по ул. Адмирала Сизова, д. 4 в г. Североморске Мурманской области, является АО «Мурманэнергосбыт», расчеты и билинг ответчик ведет самостоятельно, без привлечения управляющей организации, в связи с чем обязан был предоставлять в платежных документам потребителям коммунальных услуг всю необходимую информацию, в том числе и о количестве потребленной тепловой энергии.
Пояснила, что Кошевой А.А. не являлся работником управляющей компании, так как осуществлял свою деятельность в обслуживающей организации. То обстоятельство, что он осуществил допуск ответчика к инженерным сетям (предоставил допуск в подвал) не свидетельствует о наличии у него полномочий на участие в комиссии по вводу общедомового прибора учета в эксплуатацию.
Представитель третьих лиц Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск и Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск Шамшутдинов Р.Ш. оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда, пояснил, что участие во вводе ОДПУ в доме 4 по ул. Адмирала Сизова принимал представитель КРГХ, уполномоченный представлять интересы собственника муниципального имущества – Муниципального образования ЗАТО г.Североморск, интересы потребителей – собственников жилых помещений, не являющихся муниципальным имуществом, КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск не представляло.
Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Мурманской области о времени и месте слушания дела извещен, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица АО «Теплоэнергомонтаж» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, представили письменный отзыв, в котором полагали заявленные требования не подлежащими удовлетворению, указав, что согласно п. 63 Правил коммерческого учета тепловой энергии АО «ТЭМ» создало комиссию для ввода в эксплуатацию узла учета, установленного по адресу: г. Североморск, ул. Адмирала Сизова, д. 4. Данная комиссия создана путем направления в адрес АО «МЭС», ООО «Североморскжилкомхоз», администрации ЗАТО г. Североморск письменного приглашения АО «ТЭМ» на участие в работе комиссии представителей указанных организаций, с указанием даты и времени созыва комиссии – 15 апреля 2016 года в 12 часов. Письмо о приглашении для участия в работе комиссии направлялось АО «ТЭМ» адресатам посредствам факсимильной связи.
15 апреля 2016 года в ходе работы комиссии по вводу в эксплуатацию узла учета замечаний и недостатков, препятствующих нормальному функционированию теплосчетчиков, смонтированных в ИТП1и ИТП2 многоквартирного дома по адресу: г. Североморск, ул. Адмирала Сизова, д. 4, выявлено не было. Однако представителем АО «МЭС» было установлено, что данные в проектной документации на теплосчетчик, установленный в ИТП1, не соответствуют факту монтажа (в части количества использованных материалов), в связи с чем 15 апреля 2016 года был оформлен только один акт ввода УУТЭ, установленного в ИТП2. Акт ввода в эксплуатацию УУТЭ, установленного в ИТП1, оформлен 31 мая 2016 года комиссией в аналогичном составе после устранения АО «ТЭМ» выявленных недочетов.
Третьи лица - собственники квартир спорного многоквартирного дома Коляшова Н.И., Алексеев А.И., Черенкова Е.Н., Власова А.А., Серимова М.В., Горшкова А.Ю., Бондаренко И.А., Щербакова С.А., Бабровская Е.В., Шушина Н.Б., Диденко С.П., Акулова Ю.И., Попова Т.С., Омарова С.Н., Афонин Д.А., Субботина Ю.В., Захарова Е.Ю., Казакова И.В., Радюшина А.Д., Радюшина В.С., Куляпин Р.Ю., Бойцова Е.А., Колесников А.В., Колесниченко В.В., Решетникова С.С., Голубев И.А., Журавлев В.В., Новикова Г.В., Шатова Д.В., Морозов А.А., Шмакова А.Ю., Степанова О.С., Рыжикина И.В., Некрасова Д.С., Низовец О.Д., Полякова Л.Г., Валивецкая В.О., Кулигина В.С., Ширенова А.Е., Страшилова М.Н., Саливоненко Е.С., Брулувик М.В., Афанасьев К.И., Кормоухова М.К., Лазаренко А.В., Ткач М.М., Горелова О.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения представителя истцов, возражения представителей ответчика, пояснения представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
При разрешении данного спора суд руководствуется требованиями части 3 статьи 196 ГПК Российской Федерации, в соответствии с которой суд принимает решение по заявленным требованиям, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК Российской Федерации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» от 19.12.2003 №23).
В соответствии со статьей 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору (п.1). Если законами или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к товару (услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующим этим требованиям (п.5).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Правила предоставления №354 регулируют правоотношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу пункта 2 Правил предоставления № 354 исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги и ресурсы.
Согласно Распоряжению Правительства Мурманской области от 15.06.2011 № 210-РП «О создании единой теплоснабжающей компании на территории Мурманской области» АО «Мурманэнергосбыт» определено в качестве объединенной теплоснабжающей компании.
В соответствии с Уставом АО «Мурманэнергосбыт» (утвержден 12.10.2015), АО «Мурманэнергосбыт» (далее – АО «МЭС»; ресурсоснабжающая организация) создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» как Открытое акционерное общество «Мурманэнергосбыт» 04.09.2009. Общество создано в целях бесперебойного и качественного теплоснабжения и электроснабжения потребителей Мурманской области, а также получения прибыли от осуществляемых видов деятельности.
Договоры теплоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг между АО «МЭС» и управляющими компаниями в отношении рассматриваемого многоквартирных домов не заключались. Отношения с собственниками помещений в многоквартирных домах осуществляются путем совершения конклюдентных действий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах».
АО «МЭС» по отношению к потребителям, проживающим в многоквартирном доме города Североморска по ул. Адмирала Сизова, дом № 4, является организацией, которая в силу положений части 9 статьи 13 Закона об энергетической эффективности обязана осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет.
Согласно представленной АО «Мурманэнергосбыт» информации, по договорам аренды имущества № 78/04 от 01.09.2015 и № 178-16-619от 22.08.2016, МУП «Североморские теплосети» передало АО «Мурманэнергосбыт» во временное возмездное владение и пользование имущество (источник тепловой энергии, тепловые сети и т.д.), расположенное на территории ЗАТО г. Североморск, с целью его использования для производства пара и горячей воды (тепловой энергии).
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закона об энергетической эффективности), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 2 статьи 13 Закона об энергетической эффективности, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергетической эффективности, до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.В силу части 9 статьи 13 Закона об энергетической эффективности, с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Частью 12 статьи 13 Закона об энергетической эффективности предусмотрено, что до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
При этом после 01.07.2013 (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления (часть 12 статьи 13 Закона об энергетической эффективности).
Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания (часть 12 статьи 13 Федерального закона об энергетической эффективности).
Обязанность по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов, в том числе тепловой энергии, в срок до 01.07.2012 была возложена на собственников жилых помещений многоквартирных домов.
В случае неисполнения собственниками жилых помещений обязанности по установке индивидуальных и коллективных приборов учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012, в силу положений части 12 статьи 13 Закона об энергетической эффективности обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов возложена на ресурсоснабжающую организацию.
Таким образом, суд полагает, что иск заявлен к надлежащему ответчику – АО «МЭС».
Как установлено судом, действуя в рамках прямого указания закона об энергосбережении и исполняя обязанность по оснащению МКД прибором учета, в период 2014-2015 годов АО «МЭС» осуществило установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета в многоквартирном доме по адресу: Мурманская область, г.Североморск, ул. Адмирала Сизова, д. 4.
В соответствии с пунктом 17 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1034, организация учета тепловой энергии, теплоносителя включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) поверку, ремонт и замену приборов учета.
В силу пункта 19 Правил коммерческого учета узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте.
Проект узла учета для иных объектов помимо источников тепловой энергии разрабатывается на основании: а) технических условий, выдаваемых теплоснабжающей организацией по запросу потребителя; б) требований настоящих Правил; в) технической документации на приборы учета и средства измерений (пункт 39 Правил учета).
Проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета (пункт 49 Правил коммерческого учета).
Согласно пункту 33 Правил коммерческого учета узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Монтаж узла учета осуществляется в строгом соответствии с согласованным теплоснабжающей организацией проектом.
Смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию.
Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета (пункты 61, 62 Правил коммерческого учета).
При приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется: а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам; б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется (пункты 66-69 Правил коммерческого учета).
Пунктом 72 Правил коммерческого учета предусмотрено, что в случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений.
Из материалов дела следует, что проектирование, комплектация, монтаж и пуско-наладочные работы, связанные с установкой узла учета тепловой энергии и теплоносителя, осуществлялись подрядным методом, в соответствии с договором №011-568 от 29.04.2014, заключенного между АО «МЭС» и АО «Теплоэнергомонтаж» (далее – АО «ТЭМ»).
Проектная документация установки УУТЭ была выполнена в соответствии с техническими условиями, выданными АО «МЭС», а также согласно нормативным документам: Правилами учета, Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации №99/пр от 17.03.2014, РД 34.09.102 «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденные приказом Минтопэнерго Российской Федерации №Вк-4936 от 12.09.1995, МДС 41-5.2000 «Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях ЖКХ и бюджетной сферы», СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети», Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, Правила эксплуатации электроустановок, изд.7.
Акты о приемке выполненных работ по монтажу приборов учета (узла тепловой энергии) подписаны представителями заказчика АО «МЭС» и исполнителя АО «ТЭМ» 02.06.2016.
Согласно актам проверки узла учета тепловой энергии потребителя при первичном вводе в эксплуатацию от 07 апреля 2016 года допуск в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя – в МКД №4 по ул.Адмирала Сизова в г. Североморске не состоялся в связи с выявлением следующих недостатков.
Так, в ИТП1 длина кабеля от щита учета до ВРУ составляет около 8 м, тогда как по проекту должна составлять 45 м, расположение оборудования в щите УУТЭ не соответствует проекту, в щите учета отсутствует лампа освещения, на момент работы комиссии на теплосчетчики и новые паспорта на преобразователи расхода не представлены.
В отношении ИТП2 выявлены следующие недостатки: номера преобразователя температуры не соответствуют с предоставленным паспортом на теплосчетчики, длина преобразователя температуры не соответствует проекту (по проекту длина 100 мм, по проекту 80 мм), фактически смонтированные измерительные участки преобразователя расхода составляют, по факту - 10/5, в проекте данный факт не отражен, в щите УУТЭ отсутствует лампа освещения, представители администрации на комиссию не явились.
Кроме того, в актах по ИТП1 и ИТП2 отражено особое мнение члена комиссии Кошевого А.А. о непроведении антивандальных мероприятий.
В материалы дела также представлен акт проверки узла учета тепловой энергии потребителя при первичном вводе в эксплуатацию от 15 апреля 2016 года по ИТП2, к которому не приложен лист с записями о выявленных недостатках либо об их отсутствии (т.4 л.д. 84), и акты ввода в эксплуатацию по ИТП1 и ИТП2 от 31 мая 2016 года, согласно которым узел учета тепловой энергии допускается в эксплуатацию.
При этом акты от 31 мая 2016 года подписи представителя потребителя не имеют.
В судебном заседании стороной ответчика не оспаривалось то обстоятельство, что каждый из граждан - собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме, в известность о вводе ОДПУ в эксплуатацию не ставился, извещение о данном событии в их адрес не направлялось.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что собственники жилых помещений каждый в отдельности либо в лице представителя управляющей компании были извещены о вводе в эксплуатацию ОДПУ, в материалы дела не представлено.
Представитель истца Решетняк А.С. отрицала своевременное информирование собственников жилых помещений спорного многоквартирного дома о вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета, указывая, что впервые данные сведения стали им известны из квитанций в конце 2017 года, до этого в платежных документах такая информация отсутствовала, сведения о количестве потребленной тепловой энергии до них не доводились.
В подтверждение надлежащего извещения собственников многоквартирного дома № 4 по ул. Адмирала Сизова в ЗАТО г. Североморск сторона ответчика ссылалась на присутствие 07 и 15 апреля 2016 года при вводе в эксплуатацию представителя ООО «СЖКХ» Кошевого А.А., который как работник данной управляющей компании имеет полномочия на представление интересов собственников жилых помещений многоквартирного дома.
Действительно, как следует из материалов дела, с 01.06.2015 управление МКД №4 по ул. Адмирала Сизова осуществляется управляющей компанией – ООО «СЖКХ» (в настоящее время ООО «УК Корабельная»).
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, Кошевой А.А. являлся работником не управляющей компании ООО «СЖКХ», а сотрудником обслуживающей организации ООО «СЖКХ», которая имеет различные с управляющей организацией ИНН и является самостоятельным юридическим лицом.
Более того, как уже указывалось выше, Кошевой А.А. присутствовал при вводе в эксплуатацию 07 и 15 апреля 2016 года, когда были выявлены недостатки по ИТП1 и ИТП2. Доказательств того, что в последующем управляющая компания ООО «СЖКХ» была поставлена в известность об устранении данных недостатков, после чего дала согласие на ввод УУТЭ в эксплуатацию, в материалах дела не имеется, в актах от 31 мая 2016 года подпись представителя управляющей компании ООО «СЖКХ» или обслуживающей организации ООО «СЖКХ» отсутствует.
Доказательств того, что представитель ООО «СЖКХ» присутствовал при вводе ОДПУ в эксплуатацию или был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте совершения действий по вводу в эксплуатацию ОДПУ, однако уклонился от участия в данном мероприятии, в материалах дела не имеется. Представленные телефонограмма от 14 апреля 2016 года и сопроводительное письмо-извещение об информировании ООО «СЖКХ» от 13 апреля 2016 года такими доказательствами являться не могут, поскольку факт извещения представителя управляющей организации на проведение комиссии 31 мая 2016 года не подтверждают.
Доводы стороны ответчика, что об осведомленности ООО «СЖКХ» о совершении действий по вводу прибора учета в эксплуатацию свидетельствует допуск представителей АО «Мурманэнергосбыт» в подвальное помещение многоквартирного дома 4 по ул. Адмирала Сизова в ЗАТО г. Североморск, суд признает несостоятельными, поскольку данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о присутствии при вводе в эксплуатацию уполномоченного на это ООО «СЖКХ» лица, имеющего право подписи документа, составленного в ходе указанного мероприятия.
При этом суд учитывает, что именно ООО «СЖКХ» как управляющая организация обязана содержать общее имущество собственников МКД и располагать всей необходимой информацией о состоянии инженерных сетей, в связи с чем ее отсутствие при вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета лишило представителя собственников определить правильность технической установки конкретного прибора учета, соответствие выставленных параметров прибора учета существующей в данном МКД тепловой нагрузке и высказать соответствующие замечания при их наличии.
Таким образом, исследованные судом доказательства бесспорно свидетельствуют о том, что ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета по адресу: г. Североморск, ул. Адмирала Сизова, д. 4, осуществлен с нарушением установленной законом процедуры, в связи с чем его следует признать незаконным.
При этом суд не соглашается с утверждением представителей ответчика о том, что установленные нарушения не повлекли какого-либо нарушения прав потребителей, поскольку ответчик лишь выполнил ту обязанность, которую отказались самостоятельно исполнить в установленные законом сроки собственники многоквартирного дома.
По смыслу ч. 2 ст. 1, п. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ исполнение установленных в нем обязанностей должно привести к тому, что оплата за электроэнергию на основании данных о ее расходе по приборам учета должна быть более выгодной (стимулирующей покупателей электроэнергии) по сравнению с оплатой по расчетному методу, то есть по нормативу потребления.
Вместе с тем из материалов дела следует, что в связи произведенной на основании показаний ОДПУ корректировкой расходы собственников по оплате коммунальных услуг увеличились по сравнению с нормативом потребления.
По мнению представителя истца, данное обстоятельство связано с нелегитимностью осуществляющей ввод в эксплуатацию прибора учета комиссии и формальным подходом к вводу в эксплуатацию без проверки всех необходимых технических параметров, что привело к превышению в период эксплуатации прибора учета допустимой погрешности и послужило основанием для выведения в 2018 году данного прибора учета из эксплуатации.
При таких данных суд соглашается с доводами стороны истца, что ненадлежащее извещение собственников многоквартирного дома и отсутствие необходимой информации об объемах потребления лишило их возможности контролировать работу ОДПУ и своевременно отреагировать на отклонения в его работе и, учитывая, что для определения объема и стоимости потребления энергоресурсов жильцам жилого дома могут быть использованы только законно введенные в эксплуатацию приборы учета, а судом признан незаконным ввод в эксплуатацию прибора учета, суд признает недействительной корректировку, осуществленную ответчиком за 2016 год на основании показаний общедомового прибора учета по адресу: Мурманская область, г. Североморск ул. Адмирала Сизова, д. 4 в отношении Ушаковой Е.А. в размере 2 991,27 руб., Митрофановой А.А. в размере 2 263,79 руб., Медведева Г.В. в размере 1545,89 руб.
Таким образом, суд удовлетворяет заявленные требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56-57, 194-197 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ушаковой Елены Алексеевны, Митрофановой Анастасии Александровны, Медведева Георгия Вячеславовича к акционерному обществу "Мурманэнергосбыт" о признании незаконным ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета потребленных услуг и признании недействительной корректировки платы исходя из показаний общедомового прибора учета потребленных услуг удовлетворить.
Признать незаконным ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета по адресу: Мурманская область, г. Североморск ул. Сизова, д. 4.
Признать недействительной корректировку, осуществленную за 2016 год на основании показаний общедомового прибора учета по адресу: Мурманская область, г. Североморск ул. Сизова д,.4, в отношении Ушаковой Елены Алексеевны в размере 2 991, 27 руб., Медведева Георгия Вячеславовича в размере 1545,89 руб., Митрофановой Анастасии Александровны в размере 2 263,79 руб.
Взыскать с акционерного общества «Мурманэнергосбыт» (ИНН 5190907139, КПП 519950001, ОГРН 1095190009111) государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 руб.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий О.С. Петрова