Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Глебовой М.А.,
при секретаре судебных заседаний Белоус Е.А.,
рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в городе Архангельске гражданское дело по иску исполняющего обязанности заместителя прокурора города Архангельска Стрекина С.Н. в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Архангельска о возложении обязанности содержания дороги в соответствии с требованиями законодательства, техническими правилами и нормами,
у с т а н о в и л :
исполняющий обязанности заместителя прокурора города Архангельска Стрекин С.Н. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Архангельска о возложении обязанности содержания дороги в соответствии с требованиями законодательства, техническими правилами и нормами.
В обоснование требований указал, что прокуратурой города Архангельска в результате проведенной проверки выявлен факт ненадлежащего содержания по <адрес> от <адрес> до <адрес>: от <адрес> до торца здания № в виде полного разрушения асфальтобетонного покрытия, от торца здания № по <адрес> в виде продольных, поперечных трещин, разрушения асфальтобетонного покрытия; по <адрес> от <адрес> до <адрес> в виде продольных, поперечных трещин, разрушения асфальтобетонного покрытия; от <адрес> до <адрес> в виде продольных, поперечны трещин, разрушения асфальтобетонного покрытия, выбоин. Данные участки дороги находится к числу дорог общего пользования местного значения города Архангельска. Исполняющий обязанности заместителя прокурора Стрекин С.Н. просит обязать мэрию города Архангельска организовать осуществление дорожной деятельности по приведению состояния дорог в течение 6 месяцев со дня вступления в решения суда в законную силу в соответствии с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленным правилам, стандартам и техническим нормам, обеспечивающим безопасность дорожного движения по <адрес> от <адрес> до торца здания № по <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> в городе Архангельске.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора города Архангельска Данилович О.В. представила заявление заместителя прокурора города Архангельска об уточнении исковых требований, которые в ходе рассмотрения дела поддержала полностью и просила суд обязать мэрию города Архангельска организовать осуществление дорожной деятельности по приведению состояния дорог в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленным правилам, стандартам и техническим нормам, обеспечивающим безопасность дорожного движения: по просп. Новгородский от <адрес> до <адрес>: от <адрес> до торца здания № 185; от торца здания № по <адрес>; от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес> в
г. Архангельске, за исключением в районе <адрес> по просп. Новгородский
в г. Архангельске.
Ответчик, извещенный надлежаще о дате, месте и времени рассмотрения дела, не направил в судебное заседание представителя, отзыва, возражений не представил, об уважительности причин неявки суд не известил.
Представитель третьего лица по делу УМВД России по городу Архангельску направил отзыв, в котором исковые требования полагал обоснованными.
С согласия участвующего в судебном заседании прокурора, по определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и по делу не оспаривается, спорный участок проезжей части по <адрес> от <адрес> до здания № по <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> относится к числу дорог общего пользования местного значения.
В результате проведенной прокурором проверки по обращению депутата Государственной Дума РФ Жириновского В.В. в части соблюдения законодательства о транспортной безопасности в области дорожной деятельности и автомобильного транспорта, содержания дорог общего пользования местного значения прокуратурой выявлен факт ненадлежащего содержания дороги по <адрес> от <адрес> до здания № по <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> в городе Архангельске.
Так, согласно актам выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ участки дороги по <адрес> от <адрес> до здания № по <адрес> имеют полное разрушение асфальтобетонного покрытия, от торца здания № по <адрес> продольные, поперечные трещины, разрушения асфальтобетонного покрытия; по <адрес> от <адрес> до <адрес> продольные, поперечные трещины, разрушения асфальтобетонного покрытия, от <адрес> до <адрес> продольные, поперечные трещины, разрушение асфальтобетонного покрытия, выбоины.
Факт наличия выявленных недостатков тротуара в судебном заседании нашел подтверждение, ответчиком не опровергнут.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон «Об автомобильных дорогах») автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, к числу которых относятся, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Согласно статьи 5 указанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
В статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под дорогой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно пунктам 1, 6 статьи 13 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, т.е. деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (статья 3 Закона об автомобильных дорогах).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом, участок дороги по <адрес> от <адрес> до торца здания № по <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> в городе Архангельске находится в пределах границ муниципального образования «Город Архангельск», является автомобильной дорогой местного значения.
В силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
На территории муниципального образования «Город Архангельск» действуют Правила благоустройства и озеленения города Архангельска (утв. решением Архангельского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №169), согласно пункту 1.3 которых благоустройство города обеспечивается деятельностью мэрии города, осуществляющей организационную и контролирующую функции.
Между тем, состояние указанных участков автомобильной дороги местного значения, вопреки требованиям ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995г., не обеспечивает безопасность дорожного движения.
Оценив указанные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по иску является мэрия города Архангельска.
Проанализировав доказательства, собранные в ходе рассмотрения дела, по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что истцом представлены допустимые доказательства реального наличия выявленных недостатков дороги.
Ответчиком в несоблюдение статьи 56 ГПК РФ не представлено доказательств надлежащего содержания участка дороги, а равно отсутствия у него соответствующей обязанности по его содержанию.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования предъявлены правомерно, к надлежащему ответчику.
Как предусмотрено статьей 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу данного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В силу статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России № от 11.10.1993г. установлены требования, предъявляемые к состоянию дорожного покрытия, обеспечению безопасности дорожного движения транспортных средств и пешеходов.
Предельно допустимые повреждения покрытия, сроки их ликвидации должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597-93.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (статья 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Лицом, ответственным за надлежащее содержание проезжей части <адрес> от <адрес> до <адрес>, является ответчик, что по делу не оспорено. Доводы ответчика не свидетельствуют о необоснованности требований истца.
Как установлено, требования ГОСТ Р 50597-93 с учетом положений статьи 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании», направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества, не носят рекомендательный характер.
Ответчиком не представлено возражений относительно исковых требований.
Имеющиеся в материалах дела сообщения ответчика о наличии вступивших в законную силу решений суда от 26.12.2013г. № 2-8435/2013, от 11.07.2013г. № 2-4857/2013, обязывающих ответчика восстановить покрытие проезжей части <адрес> в районе <адрес>, 160, 166, от <адрес> до <адрес>, суд принимает во внимание, однако данные участки дороги не пересекаются с теми, которые являются предметом настоящего дела, в связи с чем доводы в данной части являются несостоятельными.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимания положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которыми для выполнения ремонтных работ необходимо соблюсти определенную процедуру и установленные сроки, сезонность выполнения работ, учитывая то, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимы финансовые затраты, суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан устранить допущенные нарушения - в части требований о возложении на ответчика обязанности организовать восстановление покрытия проезжей части участка дороги по <адрес> от <адрес> до торца здания № по <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, который будет разумным до ДД.ММ.ГГГГ.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, мэрия города Архангельска освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования исполняющего обязанности заместителя прокурора города Архангельска Стрекина С.Н. в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Архангельска о возложении обязанности содержания дороги в соответствии с требованиями законодательства, техническими правилами и нормами удовлетворить.
Обязать мэрию города Архангельска в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать осуществление дорожной деятельности по приведению состояния дорог в соответствии с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленным правилам, стандартам и техническим нормам, обеспечивающим безопасность дорожного движения по <адрес> от <адрес> до торца здания № по <адрес>, от <адрес> ( с торца здания № 185) до <адрес>, от <адрес> до <адрес> в городе Архангельске, а именно: по <адрес> от <адрес> до <адрес>: от <адрес> до торца здания № устранить разрушения асфальтобетонного покрытия, от торца здания № по <адрес> устранить продольные, поперечные трещины, разрушение асфальтобетонного покрытия; по <адрес> от <адрес> до <адрес> устранить продольные, поперечные трещины, разрушение асфальтобетонного покрытия, от <адрес> до <адрес>, за исключением района <адрес>, устранить продольные, поперечные трещины, разрушение асфальтобетонного покрытия, выбоины.
На решение суда лицами, участвующими в деле, могут быть поданы апелляционная жалоба, представление прокурора в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий М.А. Глебова