Дело № 2а-181/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Суоярви 22 июня 2020 года
Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи В.Г. Ерохиной, рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 10 по Республике Карелия к Балаевичу В.В. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и недоимки по налоговым обязательствам, пени,
у с т а н о в и л:
Административный иск подан по тем основаниям, что Балаевич В.В. в период с 13.03.2008 по 05.09.2012 являлся индивидуальным предпринимателем и являлся плательщиком страховых взносов, налогов в указанный период, которые должен был уплачивать в установленные законом сроки и размере. С 01.01.2017 на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов. Сведения о начисленных и неуплаченных в срок суммах страховых взносов переданы Пенсионным фондом РФ и Фондом социального страхования без подтверждающих документов как входящее сальдо. 23.03.2017 Балаевичу В.В. было выставлено требование об уплате пеней по страховым взносам, которое административным ответчиком не исполнено.
Кроме того, административный истец просит взыскать с Балаевича В.В. недоимку по налоговым обязательствам, а именно транспортному налогу за 2017 год в размере 3881 руб., также пени в размере 54,72 руб., поскольку сумма налога в установленный законом срок не была уплачена административным ответчиком. Для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате транспортного налога и пени, было выставлено налоговое уведомление № 4327652 о необходимости уплаты налога. Поскольку налог в установленный срок не был уплачен, административному ответчику направлено требование № 1697 об уплате транспортного налога, пени в срок до 25.03.2019. До настоящего времени требование в добровольном порядке не исполнено.
На основании вышеизложенного административный истец просит взыскать с административного ответчика пени, начисленные за неуплату страховых взносов в установленный законом срок – 917,47 руб., а также недоимку по транспортному налогу за 2017 года в размере 3881 руб., пени 54,72 руб., всего в общей сумме 4853,19 руб.
Административный иск рассмотрен в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями ст.291 КАС РФ, принимая во внимание, что сумма иска не превышает 20 тыс.руб.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Согласно ч.3 ст.8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В Российской Федерации Налоговым кодексом РФ устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (ст.18.1 НК РФ).
С 01.01.2017 налоговые органы осуществляют полномочия по администрированию страховых взносов.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что в период с 13.03.2008 по 05.09.2012 Балаевич В.В. являлся индивидуальным предпринимателем и являлся плательщиком страховых взносов, налогов в указанный период. Сведения о начисленных и неуплаченных в срок суммах страховых взносов были переданы Пенсионным фондом РФ и Фондом социального страхования в налоговый орган без каких-либо подтверждающих документов как входящее сальдо. Балаевич В.В. обязан к уплате – пени в размере 917,47 руб., начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемого в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013 года).
В материалы дела административным истцом представлено требование № 9981 от 23.03.2017 на сумму пени 2001,55 руб., сроком исполнения до 07.04.2017.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога; пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Срок для взыскания пени в судебном порядке налоговым органом пропущен. Согласно части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В нарушение положений статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 10 по Республике Карелия при обращении в суд с рассматриваемым административным иском расчета требуемой ко взысканию суммы санкций не представила.
В силу статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Исходя из того, что обоснованность начисления пени на сумму ранее возникшей недоимки может быть проверена исключительно из исполнения обязанности по уплате самого налога, разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного, в связи с чем, указанный вопрос должен быть разрешен одновременно с вопросом о возможности взыскания недоимки, положенной в основу ее расчета, в установленном законом порядке.
Доказательств, что недоимки, на которые исчислены пени в заявленном к взысканию размере, могут быть взысканы или ранее уже были взысканы, либо не истекли сроки для их принудительного взыскания, суду не представлено.
При этом, поскольку административным истцом пропущен срок, не представлен расчет пени, позволяющий проверить налоговый период, за который образовалась недоимка, на которую начислены пени, кроме того, отсутствуют сведения, подтверждающие соблюдение процедуры взыскания задолженности по налоговым платежам, на которую начислены пени, суд признает требования административного истца недоказанными. Исходных данных для расчета задолженности, а именно предъявленных к взысканию пени, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в части взыскания пени, начисленных за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013 года), в размере – 917,47 руб.
Рассматривая требования административного истца о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени за 2017 год, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 2, 4 ст. 52 НК РФ).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 и 70 НК РФ.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Из административного искового заявления следует, что Балаевич В.В. являлся плательщиком транспортного налога как собственник транспортного средства–Форд Транзит 100, г.р.з. К666РЕ10, налоговая база 86 л.с. (количество месяцев владения 11), а также как собственник транспортного средства Форд Фокус., г.р.з.М573 ОК10, налоговая база 131 л.с. (количество месяцев владения 5).
Межрайонной ИФНС № 10 по РК начислен транспортный налог за 2017 год в общей сумме 3881 руб., налоговое уведомление № 4327652 от 23.06.2018 направлено налогоплательщику заказным письмом, о чем свидетельствуют сведения о почтовых отправлениях. Ответчиком в указанный в уведомлении срок (до 03.12.2018) обязательный налоговый платеж в полном объеме не уплачен.
28.01.2019 Балаевичу В.В. выставлено требование об уплате налогов и пени № 1697 на сумму недоимки 3881 руб. и пени 54,72 руб., срок уплаты - до 25.03.2019.
Требование направлено налогоплательщику заказным письмом, о чем свидетельствуют сведения о почтовых отправлениях, однако, ответчиком в указанный в требовании срок обязательные налоговые платежи не уплачены.
Начисление Балаевичу В.В. налоговым органом транспортного налога, и соответствующих пеней произведено в соответствии с требованиями налогового законодательства, судом проверено, признано верным.
Налоговое уведомление, равно как и налоговое требование были направлены административному ответчику по адресу регистрации, что с учетом положений ст.69 НК РФ, следует признать надлежащим исполнением налоговым органом своей обязанности. Направления заказной почтовой корреспонденции налоговым органом подтверждены соответствующими списками.
Как следует из материалов дела, 01.08.2019 Межрайонная ИФНС № 10 по РК обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Балаевича В.В. вышеназванной недоимки по налоговому обязательству.
02.08.2019 мировым судьей судебного участка Суоярвского района, был вынесен судебный приказ о взыскании с Балаевича В.В. в пользу Межрайонной ИФНС №10 по РК недоимки по налоговым обязательствам, а именно пени, начисленные за неуплату страховых взносов в установленный законом срок – 917,47 руб., а также недоимку по транспортному налогу за 2017 года в размере 3881 руб., пени 54,72 руб. Поскольку от должника Балаевича В.В. в судебный участок поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, определением мирового судьи от 26.11.2019 судебный приказ о взыскании с Балаевича В.В. налоговых обязательств был отменен.
С настоящим административным иском Межрайонная ИФНС № 10 по Республике Карелия обратилась в суд 14.05.2020.
Таким образом, административным истцом требования ст. 48 НК РФ соблюдены.
Исследовав в совокупности и оценив представленные письменные доказательства, суд считает иск в данной части подлежащим удовлетворению.
Поскольку административный истец как государственный орган в силу ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика в соответствии со ст.114 КАС РФ, подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 руб. в доход бюджета Суоярвского муниципального района.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-294 КАС РФ, суд,
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Республике Карелия к Балаевичу В.В. удовлетворить частично.
Взыскать с Балаевичу В.В., зарегистрированного в ... пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Республике Карелия недоимку по налоговым обязательствам в сумме 3935,72 руб., в том числе: транспортный налог за 2017 год в размере 3881 руб., пени в размере 54,72 руб.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Балаевичу В.В. госпошлину в доход Суоярвского муниципального района в сумме 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения через Суоярвский районный суд Республики Карелия.
Судья В.Г. Ерохина
Мотивированное решение изготовлено 26.06.2020