Дело № 2-662/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 октября 2017 года г. Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Бритковой М.Ю.,
при секретаре Олейниковой И.А.,
с участием истца Романова В.А., представителя истца – Кузнецова С.А. (по ордеру Западной региональной коллегии адвокатов Красноярского края № 2886 от 28.08.2017 и удостоверению № 1994, выданному Управлением МЮ РФ по Красноярскому краю 30.08.2016), представителя ответчика Пуниной Н.С. (по доверенности № 48 от 24.07.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Романов В.А. к Администрации города Шарыпово Красноярского края о предоставлении в границах муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края» жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., имеющего санузел и кухню,
Установил:
Истец Романов В.А. обратился в суд с иском к ответчику Администрации города Шарыпово Красноярского края с требованием обязать ответчика предоставить ему на праве собственности жилое помещение, отвечающее установленным требованиям и санитарным нормам.
Исковые требования обоснованы тем, что после смерти родных являлся единственным наследником принадлежавшего матери при жизни на праве собственности жилого помещения - двухкомнатной благоустроенной квартиры по адресу: <адрес>. Решением межведомственной комиссии многоквартирный дом по указанному адресу признан непригодным для проживания. В 2008 году в связи со строительством рядом с данным домом нового дома, семья истца была временно переселена. <адрес> в <адрес> снесен. Отец, мать и брат умерли. Взамен снесенного жилого помещения семье истца какого-либо жилого помещения не предоставили, возмещения за утраченное жилье не предоставлено. На обращение к ответчику с письмом, о предоставлении ему вне очереди благоустроенного жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, истец получил отказ. Отказ мотивирован тем, что члены его семьи не подали своевременно необходимые документы для участия в программе переселения из ветхого жилья, которая носила добровольный и заявительный характер, потому не были обеспечены жильем в рамках проведения программы (л.д. 4-7).
В дальнейшем истец изменил исковые требования, просил обязать ответчика предоставить ему жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., имеющее санузел и кухню, ссылаясь на те же обстоятельства, а также на то, что распоряжением Администрации г. Шарыпово № от 11 февраля 2015 года истец включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, в связи с проживанием в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, признанном непригодным для проживания актом межведомственной комиссии от 05.06.2000, на основании п. 1 ч. 1 ст. 57 ЖК РФ.
Жилое помещение до настоящего времени не предоставлено, 08.02.2017 ответчик направил в адрес истца письменный отказ от исполнения принятых на себя обязательств, которым оспаривается его право на получение жилого помещения на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (л.д. 60-62).
В судебном заседании истец Романов В.С., его представитель Кузнецов С.А. (полномочия проверены) поддержали исковые требования по тем же основаниям, суду пояснили, что истцу до настоящего времени не предоставлено жилое помещение, до настоящего времени он зарегистрирован в квартире, которой не существует; проживает с женой у родителей жены без регистрации.
Представитель ответчика Администрации города Шарыпово Пунина Н.С. (полномочия проверены) в судебном заседании исковые требования не признала, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по доводам, изложенным в письменном отзыве о нижеследующем. ФИО2 - мать истца, являлась собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В данное жилое помещение, были вселены и проживали в качестве членов семьи собственника: ФИО9, ФИО10 (в настоящее время умершие), и истец Романов В.А.
08 июня 2000 года жилой <адрес> был признан ветхим и подлежащий сносу. В целях обеспечения жильем граждан, проживающих в жилых домах гп. Дубинино, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу, был принят Закон Красноярского края № 15-3648 от 05.07.2005 «О жилых помещениях для социальной защиты отдельной категории граждан, проживающих в п. Дубинино. города Шарыпово Красноярского края» (далее «Закон») и краевая целевая программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2006 -2008 годы», утвержденная Законом Красноярского края от 27.12.2005 № 17-4401 (далее «Программа»). Постановка на учет, нуждающихся в жилом помещении краевого государственного специализированного жилищного фонда, являлась добровольной и носила заявительный характер. В январе 2008 года жителям <адрес>, состоящим в Министерстве на учете нуждающихся в жилых помещениях краевого государственного специализированного жилищного фонда, предоставлены жилые помещения в домах, построенных в рамках реализации Программы. При расселении вышеуказанного жилого дома семье ФИО2 было предоставлено для временного проживания по договору найма жилое помещение муниципального жилищного фонда по адресу: <адрес>.
На основании заявления от 17.07.2012, Распоряжением Администрации г. Шарыпово № от 02.08.2012, истец принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составом семьи - 1 человек, на основании отсутствия жилого помещения по договору социального найма и на праве собственности (п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖКРФ).
Распоряжением Администрации города Шарыпово № от 11.02.2015 в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, истец был включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения, в связи с чем, истцу было направлено уведомление с предложением жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма по адресу: <адрес>.
С целью принятия решения о предоставлении вышеуказанного жилого помещения, истцу было предложено обратиться в КУМИ Администрации г. Шарыпово и предоставить документы, подтверждающие объективную нуждаемость в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
21.09.2016 в адрес КУМИ Администрации г. Шарыпово от истца поступило заявление, о признании гражданина малоимущим в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, было сообщено, что в соответствии со ст. 2 Закона Красноярского края от 20.09.2016 г. № 19-4833 «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими на территории Красноярского края», выдать справку о признании Романова В.А. малоимущим, в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма не представляется возможным. Согласно представленных документов, доход истца составлял <данные изъяты> руб., что превышает величину порогового дохода, который в данном случае составлял 204 840,07 руб.
На основании вышеизложенного, в случае изменения доходов или прожиточного минимума, Администрация г. Шарыпово, рекомендовала вновь обратиться в УСЗН Администрации г. Шарыпово с пакетом документов, для повторного рассмотрения объективной нуждаемости в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д. 22-24,57).
Заслушав истца, представителей истца и ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Пунктом 3 статьи 2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 ЖК Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Если дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Если аварийный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп по правилам статьи 32 ЖК РФ.Предоставление жилого помещения в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу и включением его в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, в связи с чем, при его предоставлении следует учитывать положения статьи 89 ЖК РФ.
В разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, указано, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Таким образом, законодатель определил, что жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав, а права и обязанности сторон относительно выкупной цены жилого помещения либо предоставления другого жилого помещения устанавливаются на основании соглашения между ними.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Как установлено судом и следует из договора купли-продажи от 10 июня 1993 года, справки Шарыповского отделения Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю, ФИО2 являлась собственником жилого помещения – двухкомнатной квартиры общей площадью 55,1 кв.м, жилой – 29,55 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано БТИ 23 февраля 1994 года, регистрационный №, инвентарное дело № (л.д.53,54).
Согласно акту от 05 июня 2000 года межведомственной комиссии, назначенной решением администрации г. Шарыпово № от 11 мая 2000 года, жилой <адрес> в <адрес> края непригоден для постоянного проживания (л.д.40-42).
Как следует из выписки из домовой книги, адресных справок, Романов В.А. состоял на регистрационном учете с 29 июля 1987 года по 05 декабря 2003 года по адресу: <адрес>, с 05 декабря 2003 года по настоящее время состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>, на основании заявления собственника квартиры от 05.12.2003 (л.д.29,30,31,39,67-68).
Из свидетельств о смерти следует, что ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись №), ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись №), ФИО10 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-11).
Согласно данным Росреестра, Шарыповского отделения Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю Романов В.А. каких-либо объектов недвижимости на праве собственности не имеет (л.д.32,55,56).
Приказом Управления социальной защиты населения администрации г. Шарыпово № от 04 июля 2012 года Романов В.А. признан малоимущим (л.д.52) и распоряжением администрации города Шарыпово № от 02 августа 2012 года поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составом семьи один человек, на основании т. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, заведено учетное дело № от 02 августа 2012 года (л.д.25-56).
Распоряжением Администрации города Шарыпово № от 11.02.2015 в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, истец был включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения, о чем был уведомлен письмом КУМИ и ЗО № от 13.02.2015 (л.д. 36-38).
Из письма администрации г. Шарыпово (исх.1002 от 12.05.2016) следует, что Романову В.А. предложено в трехдневный срок обратиться в КУМИ и ЗО администрации <адрес> и предоставить пакет документов по случаю наличия в муниципальном фонде свободного жилого помещения, расположенного по адресу: г. <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м, предназначенного для социального использования (л.д.33-34,35).
Как следует из письма Управления социальной защиты населения администрации г. Шарыпово, в адрес Романова В.А., ему отказано в признании малоимущим (исх.01-№ от ДД.ММ.ГГГГ), поскольку его доход составлял 413 266,67 руб., что превышает величину порогового дохода, который в данном случае составлял <данные изъяты>. (л.д.26).
Из ответа Администрации г. Шарыпово № от 08 февраля 2017 года в адрес Романова В.А. на его обращение от 12.01.2017 по вопросу предоставления жилого помещения, следует, что в целях обеспечения жильем граждан, проживающих в жилых домах гп. Дубинино, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу, был принят Закон Красноярского края № 15-3648 от 05.07.2005 «О жилых помещениях для социальной защиты отдельной категории граждан, проживающих в п. Дубинино. города Шарыпово Красноярского края» (далее Закон) и краевая целевая программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2006 -2008 годы», утвержденная Законом Красноярского края от 27.12.2005 № 17-4401 (далее Программа). Одним из обязательных условий Программы являлась постановка граждан на учет нуждающихся в жилом помещении краевого государственного специализированного жилищного фонда, которая осуществлялась Агентством по реализации жилищных программ администрации Красноярского края, в дальнейшем - Министерством строительства и архитектуры Красноярского края (далее Министерство), в срок до 31.12.2009, в соответствии с Постановлением Совета Администрации Красноярского края от 04.05.2006 № 113-п «О реализации закона Красноярского края от 05.07.2005 № 15-3648 «О жилых помещениях для социальной защиты отдельной категории граждан, проживающих в п. Дубинино города Шарыпово Красноярского края». Постановка на учет являлась добровольной и носила заявительный характер. Представление в Министерство всех необходимых документов, для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении краевого государственного специализированного жилищного фонда, ФИО2 и членами ее семьи не было исполнено. В связи с чем, обеспечение ее и членов ее семьи жильем в рамках указанной Программы не представлялось возможным.
В январе 2008 года жителям <адрес>, состоящим в Министерстве на учете нуждающихся в жилых помещениях краевого государственного специализированного жилищного фонда, предоставлены жилые помещения в домах, построенных в рамках реализации Программы. При расселении вышеуказанного жилого дома семье ФИО2 было предоставлено для временного проживания по договору найма жилое помещение муниципального жилищного фонда по адресу: <адрес>.
В рамках рассмотрения заявления Романова В.А. от 21.09.2016 о признании граждан малоимущими в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, ему отказано в выдаче справки о признании малоимущим, поскольку его доход составлял <данные изъяты> руб., что превышает величину порогового дохода, который в данном случае составлял <данные изъяты> руб. При изменении доходов или прожиточного минимума, Администрация г. Шарыпово рекомендовала истцу вновь обратиться в УСЗН Администрации г. Шарыпово с пакетом документов, для повторного рассмотрения объективной нуждаемости в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д.12-14).
Статья 40 (ч.3) Конституции Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 376-О-П).
Оценив исследованные по делу доказательства, суд исходит из того, что истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, что в установленном законом порядке он является нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, поскольку он к категории малоимущих граждан не относится.
Наличие в пользовании супруги истца, как члена семьи собственников жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> (л.д.70-73), правовым основанием для предоставления жилья по договору социального найма, не является.
Учитывая изложенное, на момент обращения с иском в суд и в ходе рассмотрения дела, судом не установлено достаточных правовых оснований, для вывода о наличии у истца права на предоставление ему во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, взамен непригодного для проживания.
Кроме того, истец вправе обратиться с иском в суд, при наличии доказательств принятия наследства, открывшегося после смерти матери, право собственности, на которое могло бы подлежать защите в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, поскольку, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П, сам по себе факт регистрации не порождает для гражданина каких-либо жилищных прав и обязанностей.
При наличии таких обстоятельств, оснований для удовлетворения заявленных требований Романов В.А. у суда не имеется, в удовлетворении исковых требований Романова В.А. следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Романов В.А. к Администрации города Шарыпово Красноярского края о предоставлении в границах муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края» жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., имеющего санузел и кухню, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд в течение 30 суток со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: