Мировой судья Курылева А.В. Дело № 12-155/2021
25MS 0090-01-2021-002563-70
РЕШЕНИЕ
16 декабря 2021 года пгт. Славянка
Судья Хасанского районного суда Приморского края Швецова И.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу должностного лица Овсяденко Владимира Никитовича – директора МУП Славянского городского поселения «Славянка – Водоканал» на постановление мирового судьи судебного участка № 90 Хасанского района Приморского края от 07.09.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 90 Хасанского района Приморского края от 07.09.2021 года должностное лицо Овсяденко В.Н. – директор МУП Славянского городского поселения «Славянка – Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.22 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Хасанский районный суд Приморского края, Овсяденко В.Н. просит постановление мирового судьи отменить, приводя доводы об его незаконности, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку должностное лицо действовало в условии, при которых противоправное деяние может быть признано совершенным в состоянии крайней необходимости, а также просит восстановить срок для обжалования постановления мирового судьи, поскольку постановление получено только 04.10.2021 года.
В судебном заседании Овсяденко В.Н., его представитель Крятов В.В. поддержали доводы жалобы, указали, что отключение электрической энергии может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
Выслушав должностное лицо Овсяденко В.Н., его представителя, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, копия оспариваемого постановления от 07.09.2021 года вручена должностному лицу Овсяденко 04.10.2021 года, жалоба на постановление поступила 08.10.2021 года, то есть жалоба подана в установленные сроки, фактически срок считается не пропущенным.
В соответствии с частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, либо необеспечение потребителем электрической энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из абзаца 2 пункта 2 статьи 546 ГК РФ следует, что прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций утверждается Правительством Российской Федерации. Указанный порядок в части введения ограничения режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением обязательств по оплате электрической энергии обеспечивает, в частности: обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления.
Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 442 от 4 мая 2012 года.
Подпунктом "б" пункта 2 данных Правил определено, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится в случае нарушения своих обязательств потребителем, выразившегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.
Из подпункта "а" пункта 4, пунктов 7, 15 Правил следует, что в случае неисполнения обязательств по оплате ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства, с обязательным предварительным письменным уведомлением потребителя, которое направляется не позднее чем за 10 дней до даты введения ограничения режима потребления и должно содержать, в частности: вид подлежащего введению ограничения режима потребления (частичное или полное); размер задолженности; дату предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем. Полное ограничение режима потребления - это временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю.
Как усматривается из материалов дела между гарантирующим поставщиком ПАО "ДЭК" и потребителем МУП «Славянка-Водоканал» заключен договор энергоснабжения № ХЭ-0579 от 01.10.2016 года, по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии потребителю, а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по ее передаче, а потребитель обязуется оплачивать приобретённую электрическую энергию в порядке и сроки, которые установлены договором.
Неисполнение МУП «Славянка – Водоканал» договорных обязательств по оплате потребленной электрической энергии в период с августа 2018 года по сентябрь 2020 года привело к образованию задолженности в размере 23 646 823,12 рублей.
МУП «Славянка-Водоканал» осуществляет эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и канализации в пгт. Славянка Хасанского района, Овсяденко является директорам указанного предприятия.
По делу установлено, что в связи с наличием у потребителя задолженности, являющейся основанием для введения ограничения режима потребления электрической энергии, ПАО "ДЭК", руководствуясь положениями заключенного договора энергоснабжения, а также вышеуказанными Правилами направило в адрес МУП «Славянка – Водоканал» уведомления № 118-17509 и 118-17510 от 22.10.2020 года о необходимости погасить задолженность, а также о необходимости в трёхдневный срок после получения уведомления предоставить плана мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления, было сообщено, что полное ограничение режима потребления электрической энергии будет введено в течение одного рабочего дня после дня получения уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Данное уведомление было получение директором МУП «Славянка –Водоканал» 22.10.2020 года, однако в нарушение пунктов 16, 16 (1), 29 Правил ограничения, в установленный срок утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления в адрес ПАО «ДЭК» и сетевых организаций АО «ДВ РСК», АО «ДРСК» не предоставлен.
15.12.2020 года в адрес руководителя МУП «Славянка-Водоканал» направлено повторное уведомление № 17509/1 о невыполнении обязательства по оплате электрической энергии и нарушении пунктов 16, 16 (1), 29 Правил ограничения и о необходимости в срок до 12-00 ч. 22.12.2020 года выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, уведомить о готовности к введению полного ограничения и необходимости до 12-00ч. 23.12.2020 года введения полного самостоятельного ограничения режима потребления электрической энергии.
Согласно актам № 1,2,3,4,5,6,7,8 от 25.12.2020 года АО «ДВ РСК» и № 35 АО «ДРСК» от 24.12.2020 года руководителем МУП «Славянка-Вдоканал» не исполнено требование по полному самоограничению режима потребления электроэнергии, объекты находятся под нагрузкой, что свидетельствует о несоблюдении МУП «Славянка- Водоканал» самостоятельного полного ограничения режима потребления электрической энергии, задолженность за потребленную электроэнергию не погашена.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые изложены в судебных актах, и получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, действия должностного лица - директора МУП Славянского городского поселения «Славянка – Водоканал» Овсяденко В.Н. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что должностным лицом - директора МУП Славянского городского поселения «Славянка – Водоканал» Овсяденко В.Н. не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм указанных выше, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность, в связи с чем Овсяденко В.Н. обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.22 КоАП РФ, требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявлены к должностному лицу по правилам установленным законодательством об электроэнергетике.
Довод о том, что ограничение потребления электрической энергии может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, не исключает вину должностного лица в совершении вмененного правонарушения и не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления.
В силу статьи 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
В соответствии пунктом 3 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии действия лица в состоянии крайней необходимости.
По смыслу приведенной нормы закона опасность, угрожающая личности и иным интересам должна быть реальной, а не мнимой и не предполагаемой; действия, совершаемые в обстановке крайней необходимости, по времени должны совпадать с реально существующей угрозой причинения вреда; существовавшая опасность не могла быть устранена иными средствами; квалифицируемые как административное правонарушение действия лица являлись единственно возможными, которые могли привести к устранению опасности.
Как следует из ранее указанного договора энергоснабжения № ХЭ-0579 от 01.10.2016 года, заключенного между гарантирующим поставщиком ПАО "ДЭК" и потребителем МУП «Славянка-Водоканал» (п. 7.2) потребитель, ограничение режима потребление электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, при отсутствии у него акта согласования технологической и (или) аварийной брони на дату заключения договора или при возникновении после заключения договора для изменения ранее составленного акта, обязан в течение 30 дней с даты заключения договора или в течение 30 дней с даты возникновения оснований для изменения акта составить (изменить) и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони в порядке, определенном Правилами недискриминационного доступа и передать гарантирующему поставщику копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее 5 дней со дня согласования с сетевой организацией.
С учетом изложенного, вопреки доводам жалобы, при рассмотрении дела об административном правонарушении, оснований для прекращения производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, не усматривается указанных в статье 2.7 названного Кодекса условий, при которых противоправное деяние может быть признано совершенным в состоянии крайней необходимости.
Довод заявителя о тяжёлом финансовом положении предприятия не принимается во внимание, как и действия должностного лица по погашению задолженности за потребленную электроэнергию и недопущению отключения водоснабжения и канализации социально значимых объектов, в том числе его обращениям за финансовой помощью к главе городского поселения, не могут быть признаны заслуживающими внимание и не свидетельствуют о принятии его руководителем своевременных мер по соблюдению действующего законодательства в области электроэнергетики. Обстоятельства финансирования предприятия из бюджета не освобождали ответственное лицо от надлежащего исполнения обязанности по исполнению договора за потребление электрической энергии с учетом оказания коммунальных услуг населению.
Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Порядок привлечения должностного лица к административной ответственности нарушен не был.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, в ходе производства по делу допущено не было.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, влекущих ее удовлетворение.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления мирового судии судебного участка № 90 Хасанского района не усматриваю, в связи с чем жалоба директора МУП «Славянка – Водоканал» Овсяденко В.Н. не подлежит удовлетворению.
решил:
постановление мирового судьи судебного участка N 90 Хасанского района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ вынесенные в отношении должностным лицом - директора МУП Славянского городского поселения «Славянка – Водоканал» Овсяденко Владимира Никитовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу директора Овсяденко В.Н. - без удовлетворения.
Судья