Дело № 2-130/23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Анадырь 10 марта 2023 года
Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Кодеса А.В.,
при секретаре судебного заседания Криницыной Д.А.,
с участием прокурора ФИО6, представителя Администрации городского округа Анадырь по доверенности ФИО7, ФИО2, действующей в своих интересах и интересах ФИО1, и ее представителя адвоката ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Анадырского межрайонного прокурора к Администрации городского округа Анадырь, ФИО2 и ФИО1 о признании недействительным договора приватизации жилого помещения и применении к нему последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Анадырский межрайонный прокурор в интересах муниципального образования городской округ Анадырь и неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным исковым заявлением, сославшись на следующие обстоятельства.
С 2005 года в собственности городского округа Анадырь находилась <адрес> в <адрес>.
В установленном законом порядке указанная квартира была отнесена к числу служебных и включена в служебный жилой фонд.
По договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № уполномоченным собственником лицом данная квартира передана в пользование ФИО2
Вместе с ней в указанную квартиру в качестве членов ее семьи вселена ФИО1 (дочь).
Постановлением Администрации городского округа Анадырь от 12.02.2019 № 92 указанная выше квартира исключена из числа специализированных (служебных) жилых помещений, что повлекло ее перевод в социальный жилищный фонд.
В последующем постановлением Администрации городского округа Анадырь от 23.07.2020 № 493 разрешена передача указанной квартиры в собственность ФИО2, и затем в этот же день в отношении этой же квартиры с ней заключен договор приватизации, по которому данное жилое помещение было передано в общую долевую собственность ФИО2 и ФИО1 в равных долях.
Право собственности указанных ответчиков на спорную квартиру зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
При этом ФИО2 и ФИО1 в установленном законом порядке не принимались на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, договор социального найма с указанными лицами не заключался.
Право на предоставление им указанной квартиры по договору социального найма у ФИО2 и ФИО1 отсутствовало.
По изложенным основаниям, ссылаясь также на нарушение прав муниципального образования городской округ Анадырь и неопределенного круга лиц, с учетом последующего уточнения своих исковых требований Анадырский межрайонный прокурор просил суд признать недействительным договор передачи на <адрес> <адрес> <адрес> в частную собственность ФИО2 и ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, прекратить право собственности указанных ответчиков на данную квартиру и признать право муниципальной собственности на нее, возложить на ФИО2 и ФИО1 обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу возвратить спорную квартиру муниципальному образованию городской округ Анадырь (л.д. 2-10, 77-85).
В возражениях на указанное исковое заявление прокурора Администрация городского округа Анадырь просила суд отказать в его удовлетворении в полном объеме, сославшись на законность исключения спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда и последующего включения его в социальный жилищный фонд, а также на законность заключения с ответчиком оспариваемого истцом договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 121-130).
ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, какой-либо позиции на иск Анадырского межрайонного прокурора суду не представила.
Не представили какой-либо позиции на указанный иск и ФИО3, ФИО9 и ФИО10, зарегистрированные в спорной квартире по месту жительства (пребывания) и привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков.
В судебном заседании прокурор ФИО6 поддержала заявленные Анадырским межрайонным прокурором исковые требования с учетом их уточнения по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации городского округа Анадырь по доверенности ФИО7, а также ФИО2 и ее представитель адвокат ФИО5 возражали против удовлетворения заявленных прокурором требований, полагая их незаконными и необоснованными по основаниям, приведенным в возражениях Администрации городского округа Анадырь.
ФИО3, ФИО9 и ФИО10 в судебное заседание не явились, были признаны судом надлежащим образом уведомленными о его времени и месте в порядке ст. 165.1 ГК РФ и ст. 117 ГПК РФ (л.д. 61, 111-113, 115-117).
Выслушав объяснения явивших лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом установлено, что в собственности городского округа Анадырь с ДД.ММ.ГГГГ находилась трехкомнатная <адрес> <адрес> <адрес> общей площадью 72,7 кв.м (л.д. 48-50).
Постановлением Администрации городского округа Анадырь от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира включена в число служебных помещений муниципального фонда (л.д. 29-31).
На основании постановления Администрации городского округа Анадырь от ДД.ММ.ГГГГ № по договору служебного найма от ДД.ММ.ГГГГ № данная квартира предоставлена ФИО2 на состав семьи из двух человек (с учетом ее дочери – ФИО1 (л.д. 32-33, 34-36).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО1 были вселены в спорную квартиру и зарегистрированы в ней по месту жительства (л.д. 61).
Постановлением Администрации городского округа Анадырь от 12.02.2019 № 92 указанная квартира исключена из числа служебных помещений муниципального жилищного фонда города Анадыря (л.д. 37-38).
На основании заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации городского округа Анадырь от ДД.ММ.ГГГГ № разрешена передача спорной квартиры в собственность указанного лица на состав семьи из двух человек (л.д. 39, 40).
ДД.ММ.ГГГГ Администрация городского округа Анадырь заключила с ФИО2 договор, по условиям которого спорная квартира передана в общую долевую собственность ФИО2 и ФИО1 в равных долях в порядке приватизации по основанию, предусмотренному ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 (л.д. 41-42).
ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрации права собственности названных ответчиков на спорную квартиру (л.д. 48-50).
Приведенные фактические обстоятельства дела сторонами не оспаривались.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 3 приведенной нормы жилищного закона, в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов; специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV названного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; индивидуальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами – собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами – собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования; жилищный фонд коммерческого использования – совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.
В силу ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ч. 3 ст. 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV ЖК РФ.
Согласно ч. 7 ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с названным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность исключения служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда на основании соответствующего решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений.
В силу ст. 2 названного закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных этим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1).
Таким образом, собственникам предоставлено право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, исключая их тем самым из специализированного жилищного фонда, на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, отнесено к вопросам местного значения городского округа (п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
В силу п. 5 ч. 10 ст. 35 названного закона определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Согласно п. 33, 34 ч. 1 статьи 44 Устава городского округа Анадырь глава Администрации городского округа Анадырь осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством и в пределах полномочий, установленных Уставом и нормативными правовыми актами Совета депутатов, обеспечивает эффективное управление и распоряжение муниципальной собственностью, принимает решения по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности.
Пунктами 14 и 15 ч. 2 ст. 45 Устава установлено, что в целях решения вопросов, отнесенных к компетенции Администрации городского округа Анадырь, она реализует следующие исполнительно-распорядительные полномочия: осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Анадырь, в соответствии с федеральными законами, законами Чукотского автономного округа, муниципальными правовыми актами городского округа Анадырь; владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в рамках компетенции, установленной законодательством, Уставом и нормативными актами Совета депутатов.
Согласно подп. 5 п. 1 статьи 26 Устава к исключительной компетенции Совета депутатов относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Анадырь.
Решением Совета депутатов городского округа Анадырь от 28.10.2020 № 161 утверждено Положение о порядке формирования жилищного фонда, находящегося в собственности городского округа Анадырь, и распоряжения им (л.д. 45, оборот л.д. 52-60).
Согласно п. 1.5 приведенного Положения от имени городского округа Анадырь права собственника в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет Администрация городского округа Анадырь.
Аналогичные полномочия Администрации предусмотрены п. 33 ч. 1 ст. 44 Устава городского округа Анадырь.
Согласно п. 1.6 Положения жилые помещения муниципального жилищного фонда могут быть переданы, отчуждены, в том числе в порядке приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда исключаются из указанного жилищного фонда в случае, если в отношении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда принято решение об исключении его из муниципального специализированного жилищного фонда для включения в муниципальный жилищный фонд социального использования в порядке, установленном нормативно-правовыми актами городского округа Анадырь (подп. 1 п. 4.3 Положения).
Согласно утверждениям прокурора в иске, подтвержденным представителем Администрации городского округа Анадырь в судебном заседании, муниципальный правовой акт, устанавливающий основания и порядок исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда, в городском округе Анадырь не принимался.
Данное обстоятельство было подтверждено и в ответе Совета депутатов городского округа Анадырь от ДД.ММ.ГГГГ на представление Анадырского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (л.д. 26-28).
При таких обстоятельствах суд признает, что решение об исключении из числа специализированных жилых помещений <адрес> в <адрес> на основании упомянутого выше постановления Администрации городского округа Анадырь от 12.02.2019 № 92 при отсутствии муниципального нормативного правового акта, устанавливающего основания и порядок исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда, принято названным органом местного самоуправления вопреки приведенным выше требованиям федерального и муниципального законодательства.
В силу положений абз. 1 ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.
Действующее законодательство наделяет органы местного самоуправления полномочиями самостоятельно определять порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества при наличии муниципального правого регулирования соответствующих вопросов.
Следовательно, вопросы приватизации служебных жилых помещений, находящихся в муниципальном жилищном фонде, требуют специального правого урегулирования собственником имущества на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законодательством. Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления, и именно они должны определить критерии исключительности, при которых допускается приватизация муниципального служебного жилого помещения, а отсутствие соответствующего муниципального акта, принятого в установленном порядке и регулирующего эти вопросы, само по себе не может расцениваться как основание для произвольного решения указанных вопросов.
Таким образом, приватизация муниципальных служебных жилых помещений возможна только при наличии соответствующего муниципального правового акта, принятого представительным органом местного самоуправления, и регулирующего порядок и условия передачи служебного жилого помещения в частную собственность в порядке приватизации. При отсутствии же такого муниципального акта вопрос о приватизации служебного жилого помещения не может быть разрешен положительно, так это приведет к необоснованному произвольному распоряжению муниципальным имуществом, имеющим специальный правовой режим и предназначенным для обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Кроме того, исходя из положений ст. 2, 4, 11 названного выше Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1, а также ч. 3 ст. 19, 92, 93 ЖК РФ в их взаимосвязи, исключение жилого помещения из числа служебных влечет его перевод в социальный жилищный фонд.
Аналогичные положения предусмотрены подп. 8 п. 3.1 Положения о порядке формирования жилищного фонда, находящегося в собственности городского округа Анадырь, и распоряжения им, утвержденного решением Совета Депутатов городского округа Анадырь от 28.10.2010 № 161 (л.д. 56, 57).
В силу положений ч. 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно положениям ч. 1 и 2 ст. 52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган в установленного законом порядке.
Частью 1 ст. 63 ЖК РФ предусмотрено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Исходя из положений приведенных норм жилищного закона, в случае снятия с жилого помещения служебного статуса и дальнейшей передачи этого помещения в установленном порядке в жилищный фонд социального использования, что в последующем делает возможным приватизации данного жилого помещения, оно не подлежит произвольному закреплению на условиях соцнайма за тем же лицом, которое ранее занимало его по договору найма служебного жилого помещения, если при этом не соблюдены требования ст. 49, 52 и 63 ЖК РФ, предписывающие предоставлять муниципальные жилые помещения по договору соцнайма гражданам, признанным в предусмотренном законом порядке малоимущими, нуждающимися в предоставлении этого помещения по договору соцнайма и принятым на соответствующий жилищный учет.
Снятие же с квартиры служебного статуса с тем, чтобы сделать возможным ее последующую передачу в собственность гражданина в обход требований закона, регламентирующих приватизацию служебного жилого помещения и предоставление жилого помещения по договору соцнайма, является недопустимым и противоречит приведенным выше требованиям действующего законодательства.
Аналогичные правовые позиции изложены в определении Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 05.08.2021 № 88-6634/2021 по гражданскому делу со схожими фактическими обстоятельствами.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Анадырь по доверенности ФИО7 и ФИО2 в порядке ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признали, что в установленном законом порядке ФИО2 и ФИО1 малоимущими гражданами не признавались, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма не принимались, договор социального найма спорного жилого помещения с ними не заключался.
На наличие у ФИО2 и ФИО1 права на их признание малоимущими гражданами и на их постановку в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма ответчики в ходе судебного разбирательства не ссылались и доказательств в подтверждение таких обстоятельств суду не предоставили.
По изложенным основаниям, принимая во внимание, что вопрос о предоставлении <адрес> <адрес> ФИО2 и ФИО1 по договору социального найма в соответствии с требованиями закона Администрацией городского округа не разрешался, указанные лица к категории граждан, которым спорная квартира могла быть предоставлена по договору социального найма, не относятся, нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок и условия приватизации служебных жилых помещений в городском округе Анадырь не принят, суд приходит к выводу, что Администрация городского округа Анадырь не вправе была принимать решение о передаче спорного жилого помещения в частную собственность ФИО2 и ФИО1 в порядке приватизации и заключать с ФИО2 оспариваемый прокурором договор приватизации указанного жилого помещения.
Доводы же Администрации городского округа, ФИО2 и ее представителя ФИО5 об обратном суд признает основанными на ошибочном толковании закона.
Принятие Администрацией городского округа Анадырь решений об исключении спорного жилого помещения из числа служебного фонда и о последующей его передаче в частную собственность ФИО2 и ФИО1 повлекло необоснованное выбытие из муниципальной собственности <адрес> <адрес> <адрес>, имеющей специальный правовой режим и предназначенной для обеспечения задач и функций органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах заключенный Администрацией городского округа Анадырь с ФИО2 договор передачи жилья в частную собственность от ДД.ММ.ГГГГ суд признает сделкой, нарушающей требования закона.
Согласно п. 2 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 23.06.2015 № 25, ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц; под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц; сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Вопреки утверждениям ФИО2 и ее представителя ФИО5 в судебном заседании необоснованная передача спорного жилого помещения ФИО2 и ФИО1 в обход закона со всей очевидностью посягает на публичные интересы муниципального образования и влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, нуждающихся и/или имеющих право на обеспечение муниципальным жильем на момент заключения ответчиками оспариваемого договора и/или в будущем.
Обобщая изложенное и принимая во внимание положения приведенных выше норм материального права с учетом разъяснений Верховного Суда РФ, суд приходит к выводу о ничтожности договора передачи жилья в частную собственность от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного Администрацией городского округа Анадырь с ФИО2 в отношении <адрес> <адрес>.
В этой связи, руководствуясь п. 1 и 2 ст. 167 ГК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении в полном объеме исковых требований Анадырского межрайонного прокурора о применении к указанному договору последствий недействительности сделки в виде прекращения права собственности ФИО2 и ФИО1 на указанную квартиру, о возложении на них обязанности возвратить эту квартиру городскому округу Анадырь с признанием за последним права собственности на нее.
В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 198 ГПК РФ в резолютивной части решения должно содержаться указание на распределение судебных расходов.
В силу положений ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Исходя из ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, эта пошлина уплачивается ответчиком (не освобожденным от обязанности по ее уплате) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
По своему существу предъявленные прокурором и признанные судом подлежащими удовлетворению требования о признании недействительным договора передачи жилья в частную собственность от ДД.ММ.ГГГГ, прекращении права собственности ФИО2 и ФИО1 на <адрес> <адрес> <адрес> и возложении на ФИО2 и ФИО1 обязанности возвратить ее муниципальному образованию городской округ Анадырь в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу возвратить спорную квартиру являются требованиями неимущественного характера, а исковые требования о признании права муниципальной собственности на указанную квартиру за городским округом Анадырь – являются имущественными требованиями, не подлежащими оценке.
При этом требования о прекращении права собственности ФИО2 и ФИО1 на <адрес> <адрес> <адрес> и признании права муниципальной собственности на указанную квартиру за городским округом Анадырь являются взаимосвязанными.
Поскольку по настоящему гражданскому делу Анадырский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту муниципального образования городской округ Анадырь и неопределенного круга лиц, государственная пошлина по его исковым требованиям подлежит уплате в размере, установленном для физических лиц при подаче ими искового заявления неимущественного характера, независимо от количественного состава лиц, в интересах которых прокурором предъявлен иск, то есть в размере 900 рублей (300 руб. + 300 руб. + 300 руб.) (п. 2 ст. 333.18, подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Указанная государственная пошлина подлежит взысканию с ФИО2, действующей в своих интересах и интересах ФИО1, в доход бюджета городского округа Анадырь.
Администрация городского округа Анадырь в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождена от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
удовлетворить в полном объеме исковые требования Анадырского межрайонного прокурора к Администрации городского округа Анадырь, которой присвоен идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) 8709002387, к ФИО2, имеющей № №, выданный ей ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес>, и к ФИО1, имеющей свидетельство о рождении серии № №, выданное ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС Управления по организационным и административно-правовым вопросам Администрации городского округа Анадырь Чукотского автономного округа.
Признать недействительным договор передачи жилья в частную собственность от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный Администрацией городского округа Анадырь с ФИО2 в отношении <адрес>.
Прекратить право собственности ФИО2 на ? долю в <адрес> с кадастровым номером 87:05:000000:3896, государственная регистрация которого была произведена ДД.ММ.ГГГГ путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи №.
Прекратить право собственности ФИО1 на ? долю в <адрес> с кадастровым номером 87:05:000000:3896, государственная регистрация которого была произведена ДД.ММ.ГГГГ путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи №.
Признать за городским округом Анадырь право муниципальной собственности на <адрес> с кадастровым номером 87:05:000000:3896.
Возложить на ФИО2 и ФИО1 обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу возвратить <адрес>.
Взыскать с ФИО2 в бюджет городского округа Анадырь государственную пошлину в сумме 900 (девятьсот) рублей.
Решение суда может быть обжаловано путем подачи на него апелляционной жалобы в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Кодес
В окончательном виде мотивированное решение суда будет составлено 17 марта 2023 года.