Решение по делу № 2-475/2017 от 11.04.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 мая 2017 года город Ивантеевка

Ивантеевский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Колчиной М.В.,

при секретаре Сычёвой Н.В.,

с участием старшего помощника прокурора города Ивантеевки Шубиной Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-475/2017 по иску Гавриленко Алексея Иосифовича к Совету депутатов <адрес> о восстановлении полномочий и взыскании среднего заработка,

УСТАНОВИЛ:

Истец Гавриленко А.И. обратился в суд с требованиями к ответчику Совету депутатов города Ивантеевки Московской области (далее по тексту – Совет депутатов) о защите трудовых прав.

В обоснование своих требований истец указал, что решением Совета депутатов от 17 сентября 2014 года он избран заместителем председателя Совета депутатов. Решением Совета депутатов от 26 января 2017 года он досрочно был освобождён 28 февраля 2017 года от исполнения обязанностей заместителя председателя на постоянной основе. Вместе с тем только в отношении председателя установлены случаи досрочного прекращения полномочий. Таким образом освобождение его с занимаемой должности заместителя председателя не соответствует нормативному акту. В связи с чем истец просит признать решение Совета депутатов от 26 января 2017 года незаконным, восстановить у него полномочия заместителя председателя Совета депутатов на постоянной основе с 01 марта 2017 года и взыскать сумму среднего заработка за всё время вынужденного прогула.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал и пояснил, что при исполнении требований, установленных трудовым законодательством, допущена существенная просрочка представления копии решения от 26 января 2017 года, и, как следствие, истец до 15 марта 2017 года фактически не имел возможности ознакомиться с надлежащим образом оформленным основанием прекращения трудовых отношений между ним и ответчиком. Учитывая изложенное считает, что при подаче искового заявления не пропущен установленный статьёй 392 Трудового кодекса Российской Федерации месячный срок исковой давности.

Представитель ответчика против заявленных требований возражала и пояснила, что решение Совета депутатов от 26 января 2017 года является законным и обоснованным, принятым в пределах полномочий Совета депутатов, с соблюдением норм и требований действующего законодательства. 26 января 2017 года решением Совета депутатов утверждена структура Совета депутатов в составе: председателя Совета депутатов, заместителя, отдела по обеспечению деятельности Совета депутатов и комиссий Совета депутатов. Тогда как по ранее действующему законодательству должность председателя Совета депутатов автоматически занимала глава города, а в Совете депутатов были утверждены первый заместитель и заместитель председателя. В соответствии с положениями Регламента на заседании 26 января 2017 года депутаты путём открытого голосования большинством голосов приняли решение, согласно которому, полномочия заместителя председателя Совета депутатов на постоянной основе возложены на депутата С с освобождением от занимаемой должности истца. Таким образом решение об освобождении истца от должности заместителя председателя принято в соответствии с нормативным актом.

Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд находит заявленные истцом требования необоснованными и подлежащими отклонению.

Материалами дела установлено, что Решением Совета депутатов от 17 сентября 2014 года № 4/1 депутат Гавриленко А.И. избран на должность заместителя председателя Совета депутатов на постоянной основе.

Решением Совета депутатов от 30 октября 2014 года № 30/3 утверждён Регламент Совета депутатов, согласно которому глава города Ивантеевки входил в состав Совета депутатов с правом решающего голоса и исполнял полномочия его председателя.

Совет депутатов из своего состава избирал первого заместителя и заместителя председателя Совета депутатов, которые осуществляли свою деятельность на постоянной основе.

Решением Совета депутатов от 21 октября 2016 года № 454/31 главой города Ивантеевки назначена К, которая ранее входила в состав Совета депутатов.

Решением Совета депутатов от 21 октября 2016 года № 457/31 депутат Г избран председателем Совета депутатов на постоянной основе.

Решением Совета депутатов от 26 января 2017 года № 532/37 утверждена новая структура Совета депутатов, согласно которой его возглавляет председатель и заместитель председателя.

Решением Совета депутатов от 26 января 2017 года № 554/37 Гавриленко А.И. освобождён от исполнения обязанностей заместителя председателя Совета депутатов на постоянной основе, с назначением на указанную должность депутата С

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, муниципальными служащими не относятся к категории муниципальных служащих, а являются лицами, замещающими муниципальные должности.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 апреля 2002 года № 7-П, выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм статьи 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (часть 3) и 130. Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем.

Такое же понимание правового статуса выборного лица публичной власти и характера его деятельности отражено в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной применительно к депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 апреля 2013 года N 7-П, не являются наемными работниками, - их правовой статус обусловлен актом избрания на выборах, а также решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации об осуществлении конкретным депутатом полномочий на профессиональной постоянной основе и (или) иными предусмотренными законодательством о статусе депутатов региональных парламентов обстоятельствами.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что статус председателя Совета депутатов, порядок избрания, прекращения полномочий, в том числе, в случае отзыва с указанной должности определяется Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ), Законодательством Московской области, Уставом муниципального района, Регламентом Совета депутатов, решениями Совета депутатов.

В соответствии со статьёй 4 Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии со статьёй 34 Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В силу статей 35, 40 указанного закона численность депутатов представительного органа городского округа определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 20 человек – при численности населения от 30000 до 100000 человек. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования.

Согласно статье 28 Устава города Ивантеевки Московской области, принятого решением Совета депутатов от 26 января 2017 года № 530/37, Совет депутатов является выборным представительным органом местного самоуправления города Ивантеевка. Совет депутатов обладает правами юридического лица, состоит из 20 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 года.

Возглавляет Совет депутатов и осуществляет организацию его деятельности Председатель Совета депутатов, избираемый Советом депутатов из своего состава открытым (в том числе поименным) либо тайным голосованием, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Совета депутатов. В таком же порядке избирается заместитель председателя Совета депутатов.

Статьёй 36 Устава предусмотрено, что на постоянной основе в Совете депутатов осуществляют свои полномочия два депутата.

Порядок работы Совета Депутатов определяется Регламентом Совета депутатов города Ивантеевки.

Оценив представленные и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и правовой связи, суд соглашается с заключением прокурора и не усматривает основания для восстановления истца в должности заместителя председателя.

Так, суд принимает во внимание, что на момент наделения истца полномочиями заместителя председателя действовал Регламент Совета депутатов, в редакции, утверждённой 08 апреля 2009 года № 10/2.

В соответствии с пунктом 5.8 Регламента Совета депутатов председатель может быть отозван путем тайного голосования, если за это решение проголосовало не менее половины /11 и более) от установленной численности депутатов Совета. При этом отзыв председателя Совета депутатов не ограничен какими-либо основаниями, мотивацией и соблюдением иной процедуры. Процедура досрочного прекращения полномочий заместителя председателя не регламентирована.

Регламент Совета депутатов, в редакции, утверждённой 30 октября 2014 года, не предусматривал возможности досрочного прекращения полномочий председателя, так как его функции исполнял в соответствии с действующим законодательством глава города.

Решением Совета депутатов от 23 марта 2017 года утверждена новая редакция Регламента Совета депутатов, которым регламентирована процедура досрочного прекращения полномочий как председателя, так и заместителя председателя путём тайного голосования, если за это проголосовало не менее двух третей от установленного числе депутатов.

Исходя из буквального и системного толкования норм Регламента Совета депутатов, суд приходит к выводу о том, что полномочия заместителя председателя Совета также могли быть прекращены досрочно, несмотря на то, что в редакции, действующей на момент принятия такого решения (08 апреля 2009 года), отсутствовала процедура такого прекращения.

При этом суд принимает во внимание, что в полномочия заместителя председателя, прежде всего, входит исполнение обязанностей непосредственно председателя на период его временного отсутствия либо по поручению самого председателя. Таким образом обладая полномочиями и статусом председателя в период исполнения данных полномочий, заместитель председателя, тем самым, соответствует статусу, который имеет непосредственно председатель.

При этом суд учитывает специфику указанной должности и публично-правой статус, при которой кандидат на замещение данной должности избирается из состава депутатов исходя из их мнения о соответствии кандидата должности, на которую претендует, по каким-либо субъективным критериям голосующих, но вместе с тем и исходя из профессиональных качестве кандидата (опыта работы, образования, квалификации, доверия избирателей и т.п.).

В противном случае, по мнению суда, предоставление возможности занимать должность председателя Совета депутатов на постоянной основе на всё время полномочий в качестве депутата, в том числе при смене кандидатуры председателя, противоречит общим принципам местного самоуправления, лишает депутатов выражать своё мнение и может привести к созданию обстановки, препятствующей нормальному функционированию органа местного самоуправления, при том, что сама по себе должность председателя или заместителя председателя является организационно-распорядительной, и не влечёт для кандидата права решающего голоса при принятии решений, относящихся к исключительной компетенции Совета депутатов.

Тогда как возможность работы на постоянной основе также, по мнению суда, является лишь возможностью предоставить председателю или заместителю более приемлемые условия в плане организации рабочего времени с целью наиболее эффективного управления органом местного самоуправления.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что депутаты Совета депутатов правомочны поставить вопрос о досрочном прекращении полномочий заместителя председателя с соблюдением установленной процедуры.

Из материалов дела следует, что за отзыв истца проголосовали 15 депутатов. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение является правомочным, поскольку, за его принятие проголосовало более 2/3 депутатов, в связи с чем оснований для признания его незаконным и необоснованным, а также для восстановления истца в ранее занимаемой должности не имеется, что влечёт отказ в удовлетворении и производных требований о взыскании среднего заработка.

Руководствуясь статьями 195-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Гавриленко Алексея Иосифовича к Совету депутатов города Ивантеевки Московской области о признании незаконным решения от 26 января 2017 года № 554/37, восстановлении полномочий заместителя председателя Совета депутатов города Ивантеевки и взыскании среднего заработка отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Ивантеевский городской суд в течение одного месяца со дня его составления в мотивированной форме.

Председательствующий Колчина М.В.

2-475/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Гавриленко А.И.
Ответчики
Совет депутатов города Ивантеевки
Суд
Ивантеевский городской суд Московской области
Дело на странице суда
ivanteevka.mo.sudrf.ru
11.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2017Подготовка дела (собеседование)
12.04.2017Передача материалов судье
04.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2017Судебное заседание
22.05.2017Судебное заседание
26.05.2017Судебное заседание
26.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее