УИД 91RS0024-01-2018-001578-95
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 19 декабря 2022 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при помощнике судьи Береуциной О.А., секретаре Мочайловой Е.Б. с участием помощника прокурора Тютюника Д.С., представителя третьего лица Коваленко АА., ответчика Анисимова С.М. и его представителя – адвоката Кузева Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Республики Крым, действующего в интересах Российской Федерации, Республики Крым, неопределенного круга лиц, к Администрации города Ялта Республики Крым об оспаривании решения,
по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» к Анисимову Сергею Михайловичу об истребовании из незаконного владения земельного участка, приведении его в первоначальное состояние, сносе строений, признании недействительной государственной регистрации права собственности,
по иску Анисимова Сергея Михайловича к Совету министров Республики Крым о признании добросовестным приобретателем, внесении изменений в распоряжения,
по иску третьего лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» к Администрации города Ялта Республики Крым, Анисимову Сергею Михайловичу признании незаконным и отмене решения, истребовании из незаконного владения земельного участка, сносе строений,
третьи лица Геращенко Ольга Анатольевна, Резиденс Нефели ООО, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Ялтинский городской совет Республики Крым, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, Министерство природы Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» (далее – ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник») обратилось в суд с иском к Геращенко О.А. (ранее – Михайловой) об устранении препятствий в осуществлении права постоянного пользования земельным участком площадью 0,12 га, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>, путем его истребования, признании недействительной государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок.
Исковые требования мотивированы тем, что указанный земельный участок находится в пределах особо охраняемой природной территории, в отношении которой установлен особый режим охраны и которая находится в землепользовании ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник». Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 6 апреля 2015 г. признано недействительным решение Массандровского поселкового совета Автономной Республики Крым от 4 марта 2009 г. № 13 об утверждении проекта землеустройства и передаче в собственность ответчику указанного земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома.
В ходе судебного разбирательства произведена замена ответчика на Анисимова С.М., являющегося собственником спорного земельного участка, истцом ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» увеличены требования, истец просил устранить препятствия в осуществлении права постоянного пользования земельным участком площадью 0,12 га, расположенным по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>, путем его истребования и сноса расположенных на нем строений, признать недействительной государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок.
Симферопольский межрайонный природоохранный прокурор Республики Крым обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения 26 сессии 5 созыва Массандровского поселкового совета Автономной Республики Крым от 4 марта 2009 г. № 13 об утверждении проекта землеустройства и передаче в собственность ФИО-1 земельного участка площадью 0,12 га по адресу: пгт Советское, в районе санатория «Долоссы».
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной проверки установлен факт изъятия земель природно-заповедного фонда – Ялтинского горно-лесного природного заповедника на основании указанного решения, которым утвержден проект землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, в собственность ФИО-1 передан земельный участок площадью 0,12 га по адресу: пгт Советское, в районе санатория «Долоссы».
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 6 апреля 2015 г. заявление прокурора было удовлетворено, вместе с тем апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 1 февраля 2019 г. данное решение суда отменено, дело направлено в Ялтинский городской суд Республики Крым на новое рассмотрение.
Определением судьи от 26 марта 2019 г. указанные гражданские дела объединены в одно производство.
Также Анисимов С.М. обратился в суд Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым с иском к Совету министров Республики Крым с учетом уточнения требований о признании добросовестным приобретателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>, внесении изменений в распоряжения Совета министров Республики Крым от 30 мая 2017 г. № 570-р и от 28 апреля 2018 г., позволяющие исключить из границ Ялтинского горно-лесного природного заповедника указанного земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что указанными распоряжениями Совета министров Республики Крым утверждены границы Ялтинского горно-лесного природного заповедника, при этом в границы заповедника незаконно включен принадлежащий Анисимову С.М. на праве собственности земельный участок, на котором он в 2014 г. построил жилой дом, в апреле 2017 г. осуществлена государственная регистрация права собственности на данный дом, в котором Анисимов С.М. зарегистрирован по месту жительства. Указанный земельный участок предоставлен в собственность в установленном законом порядке, на момент проведения кадастровых работ по границам заповедника Анисимов С.М. уже являлся собственником земельного участка, при этом не подписывал акт согласования границ отводимого заповеднику земельного участка.
Определением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 23 июля 2019 г. дело по данному иску для рассмотрения по подсудности передано в Ялтинский городской суд Республики Крым.
Определением суда от 1 октября 2020 г. указанные дела объединены в одно производство.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» (далее – ФГБУ «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым»), которым подан иск к Анисимову С.М. с учетом уточнения исковых требований о признании незаконным и отмене решения 26 сессии 5 созыва Массандровского поселкового совета Автономной Республики Крым от 4 марта 2009 г. № 13 об утверждении проекта землеустройства и передаче в собственность ФИО-1 земельного участка площадью 0,12 га по адресу: пгт Советское, в районе санатория «Долоссы», истребовании из незаконного владения земельного участка площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>, сносе расположенных на нем строений.
Исковые требования мотивированы тем, что указанный земельный участок находится в пределах особо охраняемой природной территории, в отношении которой установлен особый режим охраны и которая находится в землепользовании ФГБУ «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым». Ялтинский горно-лесной природный заповедник создан в 1973 г. на базе Ялтинского лесхоза с целью сохранения в природном состоянии уникального горно-лесного природного комплекса южного горного Крыма со всей совокупностью его природных компонентов, а также с целью проведения научно-исследовательских и хозяйственных работ по охране и воссозданию ценных животных растений. Границы данного заповедника определены материалами лесоустройства до принятия Массандровским поселковым советом Автономной Республики Крым оспариваемого решения, которым в собственность ФИО-1 передан земельный участок, находившийся согласно материалов лесоустройства Ялтинского горно-лесного природного заповедника и находящийся в границах особо охраняемой природной территории, подведомственной ФГБУ «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым».
В судебном заседании помощник Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Республики Крым Тютюник Д.С., представителя третьего лица ФГБУ «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» Коваленко А.А. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Ответчик Анисимов С.М. и его представитель – адвокат Кузев Д.В. в судебном заседании с исковыми требованиями Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Республики Крым, ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник», ФГБУ «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» не согласились по основаниям, указанным в иске Анисимова С.М., также указали на пропуск срока исковой давности.
Третье лицо Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в письменных объяснениях указало, что спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда, соответственно является собственностью Российской Федерации, а государственный природный заповедник «Ялтинский горно-лесной» относится к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Третье лицо Министерство природы Российской Федерации в письменных объяснениях указало следующее. Принадлежащий Анисимову С.М. земельный участок с кадастровым номером №<номер> расположен в границах особо охраняемой природной территории «Государственный природный заповедник «Ялтинский горно-лесной природный заповедник». В 2009 г. отчуждение указанного земельного участка было произведено с нарушением действующего на тот момент законодательства Украины. В настоящее время земельные участки, расположенные в границах заповедника относятся к собственности Российской Федерации в силу закона, изъяты из оборота и не подлежат отчуждению.
Ответчик Совет министров Республики Крым в письменных объяснениях просил отказать в удовлетворении иска Анисимова С.М., поскольку оспариваемое им распоряжение принято Советом министров Республики Крым в пределах предоставленных законом полномочий в целях сохранения в естественном состоянии особо охраняемой природной территории «Ялтинский горно-лесной природный заповедник». Согласно информации Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, являющегося разработчиком проекта указанного распоряжения, в границы зоны с особыми условиями использования территории (особо охраняемая природная территория «Ялтинский горно-лесной природный заповедник»), утвержденные данным распоряжением, включены 62 земельных участка, в том числе земельный участок с кадастровым номером №<номер>. Данный участок в период нахождения Республики Крым в составе государства Украины выбыл из государственный собственности помимо воли собственника (государства Украины) на основании решения органа местного самоуправления, которое признано судом незаконным.
Третье лицо Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым в письменных объяснениях указано на необоснованность исковых требований Анисимова С.М., поскольку принадлежащий ему на праве собственности земельный участок находится на территории заповедника.
Администрация города Ялта Республики Крым в письменных объяснениях указала на необоснованность исковых требований Анисимова С.М., поскольку согласно представленной Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым объект капитального строительства с кадастровым номером 90:25:060701:36 и земельный участок с кадастровым номером №<номер> согласно разрабатываемому Генеральному плану муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым расположен в границах особо охраняемой природной территории «Ялтинский горно-лесной природный заповедник».
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие Геращенко О.А., представителей ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник», Совета министров Республики Крым, Администрации города Ялта Республики Крым, Резиденс Нефели ООО, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, Ялтинского городского совета Республики Крым, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, Министерство природы Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением 26 сессии Массандровского поселкового совета Автономной Республики Крым 5 созыва от 4 марта 2009 г. № 13 утвержден проекта землеустройства по отводу земельного участка, земельный участок площадью 0,12 га по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер> отнесен к категории земель жилой и общественной застройки и передан ФИО-1 в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) (пункт 1.12).
Согласно содержащемуся в данном проекте землеустройства заключению Управления экологической инспекции Южно-Крымского региона Республиканского комитета Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды от 13 августа 2008 г. земельный участок граничит с землями Массандровского поселкового совета, не является объектом природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения, не зарезервирован к заповедованию.
Кроме того, 2 июля 2008 г. директором Ялтинского горно-лесного природного заповедника ФИО-1 сообщено, что при выезде на место лесничего Гурзуфского лесничества установлено, что участок, находящийся в <адрес> площадью 0,12, не входит в границы заповедника.
Также 3 декабря 2008 г. директор Ялтинского горно-лесного природного заповедника согласовал в качестве смежного землепользователя акт выбора и обследования земельного участка ФИО-1, проектируемого для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенного по адресу: <адрес>
15 июля 2009 г. Республиканским комитетом по земельным ресурсам Автономной Республики Крым дано заключение о необходимости возвращения проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность ФИО-1 на доработку, в том числе для удостоверения в установленном порядке копии справки Ялтинского горно-лесного природного заповедника от 2 июля 2008 г. № 01-06/465 и доверенности 26 июня 2008 г. реестровый номер 2305
На основании вышеуказанного решения Массандровского поселкового совета Автономной Республики Крым 3 ноября 2009 г. Ялтинским городским Управлением земельных ресурсов выдан государственный акт серии ЯЕ №<номер> о праве собственности ФИО-1 на земельный участок площадью 0,12 га по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
По договору от 28 января 2010 г. ФИО-1 продала указанный участок ФИО-2, который по договору от 25 октября 2013 г. продал его Анисимову С.М., право собственности которого зарегистрировано в Государственном реестре прав на недвижимое имущество Украины 25 октября 2013 г.
Решением 29 сессии Массандровского поселкового совета 6 созыва от 26 декабря 2012 г. № 1 согласованы материалы по проекту изменений границ и расширения территории Ялтинского горно-лесного природного заповедника в административно-территориальных границах Массандровского поселкового совета всего 557,15 га, в том числе за границами населенных пунктов 556,1 га, в границах населенных пунктов 1,05 га.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости:
25 октября 2013 г. поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №<номер> земельный участок площадью 1200 кв. м. +/- 12 кв. м по адресу: <адрес>, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» (ранее присвоенный государственный учетный №<номер>);
23 марта 2017 г. зарегистрировано право собственности Анисимова С.М. на жилой дом площадью 139,4 кв. м по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>, данный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером №<номер>.
На момент принятия Массандровским поселковым советом Автономной Республики Крым решения о передаче ФИО-1 в собственность земельного участка, порядок предоставления земельных участков в собственность граждан был установлен законодательством Украины.
Так, пунктом «б» статьи 12 Земельного кодекса Украины к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов была отнесена передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с этим Кодексом.
Статьей 116 Земельного кодекса Украины было установлено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.
В соответствии со статьей 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель коммунальной собственности подают ходатайство в орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или принимает мотивированный отказ в его предоставлении.
В соответствии с Положением о Ялтинском горно-лесном природном заповеднике, утвержденном Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 18 декабря 2000 г. № 255, данный заповедник создан в 1973 г. согласно постановлению Совета Министров Украинской ССР от 20 февраля 1973 г. № 84 на территории Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым на базе Ялтинского лесхоза площадью 14523 га, который передан заповеднику в постоянное пользование.
На момент принятия Массандровским поселковым советом Автономной Республики Крым решения о передаче в собственность ФИО-1 земельного участка действовала редакция Лесного кодекса Украины от 8 февраля 2006 г. Согласно пункта 5 раздела VIII Заключительных положений Лесного кодекса Украины было установлено, что до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками документами, которые подтверждают это право на ранее предоставленные земли, будут являться планово-картографические материалы.
Ялтинский горно-лесной природный заповедник являлся объектом природного заповедного фонда Украины, относительно которого был разработан проект лесоустройства с данными планшетных съемок и определенными пределами, на основании Инструкции о порядке и создании лесных карт, утвержденной Первым заместителем Председателя ГУ СССР по лесному хозяйству 11 декабря 1986 г.
Республика Крым принята в Российскую Федерацию с 18 марта 2014 г. в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ).
Решением Президиума Государственного Совета Республики Крым от 24 марта 2014 г. № 1804-6/14 национализированы в собственность Республики Крым целостные имущественные комплексы предприятий сферы управления Государственного агентства лесных ресурсов Украины и иных государственный органов, расположенных на территории Республики Крым и г. Севастополя, в том числе имущественный комплекс Ялтинского горно-лесного природного заповедника.
Приказом Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым от 3 декабря 2014 г. № 124 приведено в соответствие с законодательством Российской Федерации Положение о Ялтинском горно-лесном природном заповеднике, его наименование изменено на ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник».
В соответствии с контрактом от 9 августа 2016 г. № 1, заключенным с ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной заповедник», обществом с ограниченной ответственностью «Проектный институт «Геоплан» выполнен комплекс работ по установлению границ Ялтинского горно-лесного природного заповедника, который включал разработку материалов комплексного экологического обследования территории и земельно-кадастровые работы по установлению границ ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник»
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 30 мая 2017 г. № 570-р утверждены границы зоны с особыми условиями использования территории «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» и внесены в Единый государственный реестр недвижимости в форме сведений о зоне с особыми условиями использования территории с кадастровым номером №<номер>.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 27 апреля 2018 г. № 450-р в распорядительную часть распоряжения Совета министров Республики Крым от 30 мая 2017 г. № 570-р внесены изменения, согласно которым утверждены границы с особыми условиями использования территории (особо охраняемая природная территория «Ялтинский горно-лесной природный заповедник») площадью 14459,5783 га.
Границы особо охраняемых природных территорий Ялтинского горно-лесного природного заповедника были определены картометрическим методом в соответствии с плановыми материалами базового лесоустройства 1987 г., утвержденного в составе Проекта организации территории данного заповедника, и с учетом объектов недвижимости, сведения о границах которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости 26 февраля 2019 г. зарегистрировано право собственности Республики Крым на земельный участок площадью 38018703 +/- 17099 кв. м по адресу: <адрес>, за границами населенных пунктов, кадастровый №<номер>, категория земель «земли особо охраняемых территорий и объектов», вид разрешенного использования «деятельность по особой охране и изучению природы». Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 23 ноября 2016 г. на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью «Проектный институт «Геоплан».
Для проверки доводов о том, что в собственность ФИО-1 был предоставлен земельный участок, входящий в границы земельного участка, находящегося в пользовании Ялтинского горно-лесного природного заповедника, определением суда от 1 июля 2019 г. назначалось проведение судебной землеустроительной экспертизы, производство которой поручено экспертам Федерального бюджетного учреждения «Севастопольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации».
В соответствии с заключением эксперта от 22 ноября 2019 г. согласно данным Единого государственного реестра недвижимости наложение земельных участков с кадастровыми номерами №<номер> и №<номер> отсутствует; согласно материалам лесоустройства 1987 г. земельный участок с кадастровым номером №<номер> вероятно частично налагается на земельный участок с кадастровым номером №<номер>.
Определением суда от 17 января 2020 г. по делу назначена повторная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам Федерального бюджетного учреждения «Крымская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации».
Согласно заключению экспертов от 28 июля 2021 г.:
имеется практически полное наложение границ земельного участка с кадастровым номером №<номер> на границы зоны с особыми условиями использования территории «Территория особо охраняемого природного объекта «Особо охраняемого природная территория «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» учетный номер 90.25.2.12 в Едином государственном реестре недвижимости;
отсутствует наложение границ земельного участка с кадастровым номером №<номер> на границы земельного участка с кадастровым номером №<номер> согласно плану границ и каталогу координат участка, разработанным обществом с ограниченной ответственностью «Проектный институт «Геоплан»;
имеется полное наложение границ земельного участка с кадастровым номером 90№<номер> на границы земель Ялтинского горно-лесного природного заповедника согласно материалов базового лесоустройства 1987 г.
В связи доводами Анисимова С.М. об ином месте расположения квартального столба, с учетом которого экспертом сделан вывод о вхождении спорного земельного участка в границы Ялтинского горно-лесного природного заповедника по материалам лесоустройства за 1987 г., определением суда от 19 января 2022 г. по делу назначена дополнительная судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам Федерального бюджетного учреждения «Крымская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации».
Согласно заключению экспертов от 3 октября 2022 г.:
Имеется частичное наложение границ земельного участка с кадастровым номером №<номер> на границы земель Ялтинского горно-лесного природного заповедника согласно материалов базового лесоустройства 1987 г. При привязке Планшета № 5 лесоустройства 1987 г. Гурзуфского лесничества Ялтинского горно-лесного природного заповедника с привязкой от разрушенного квартального столба (координаты <данные изъяты>) средняя квадратическая ошибка по осям Х и У не соответствует нормативной более чем в 2 раза, что свидетельствует о неверном применении координат разрушенного квартального столба (координаты <данные изъяты>). в результате привязки земельный участок с кадастровым номером №<номер> большей частью располагается на автомобильной дороге Романовское шоссе в границах Санатория Долоссы, что не соответствует фактическому расположению земельного участка на местности, так как участок расположен справа (при движении на север в горную часть) от Романовского шоссе, а не на дороге. Площадь наложения на границы Ялтинского горно-лесного природного заповедника составляет 211 кв. м;
не представляется возможным установить имеется ли наложение земельного участка с кадастровым номером 90:25:060701:340 на территорию Ялтинского горно-лесного природного заповедника согласно карты-схемы к проекту изменения границ и расширения территории Ялтинского горно-лесного природного заповедника, являющейся приложением к решению Массандровского поселкового совета от 26 декабря 2012 г. №1 «О согласовании Проекта изменения границ и расширения территории Ялтинского горно-лесного природного заповедника».
Указанные заключения экспертов Федерального бюджетного учреждения «Крымская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» от 28 июля 2021 г. и от 3 октября 2022 г. суд признает допустимыми и достоверными доказательствами, они отвечают требованиям Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», так как содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы, а также данные о квалификации экспертов, их образовании, стаже работы, сведения о предупреждении экспертов об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы экспертов являются категоричными и мотивированными.
Статьей 33 Земельного кодекса Украины (действовавшей на момент предоставления ФИО-1 в собственность спорного земельного участка) было установлено, что изъятие земельных участков, находящихся в пользовании заповедников, прямо запрещено.
В соответствии со статьей 150 Земельного кодекса Украины земли природно-заповедного фонда отнесены к особенно ценным землям. Земельные участки особо ценных земель, находящихся в государственной или коммунальной собственности, могли изыматься (выкупаться), в том числе для строительства жилья, по постановлению Кабинета Министров Украины.
Соответствующие решения Кабинета Министров Украины или Верховной Рады Украины в отношении спорного участка материалы дела не содержат, об их наличии лицами, участвующими в деле, не заявлено.
Статья 57 Лесного кодекса Украины предусматривала, что изменение целевого назначения земельных лесных участков с целью их использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решения о передаче этих земельных участков в собственность или предоставление в постоянное пользование в соответствии с Земельным кодексом Украины.
Изменение целевого назначения земельных лесных участков с целью их использования для жилой, общественной и промышленной застройки производится преимущественно за счет площадей, занятых кустарниками и другими малоценными насаждениями.
Изменение целевого назначения земельных лесных участков осуществляется по согласованию с органами исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым. Территориальными органами центральных органов исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды.
Соответствующих доказательств изменения целевого назначения предоставленного ФИО-1 в собственность земельного участка, расположенного в пределах землепользования заповедника, в материалах дела не имеется, судом не установлено. Само по себе согласование директором Ялтинского-горно-лесного природного заповедника передачи земельного участка в собственность ФИО-1 не свидетельствует о законности данной передачи.
В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Украины к землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, принадлежат земли под объектами природного заповедного фонда, земли лесохозяйственного назначения, кроме случаев, определенных этим Кодексом.
При таких обстоятельствах, на момент принятия Массандровским поселковым советом Автономной Республики Крым решения о передаче ФИО-1 в собственность спорного земельного участка, изъятие земельных участков, которые находятся в пользовании заповедников, было прямо запрещено действующим законодательством.
Согласно статье 6 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» территории государственных природных заповедников относятся к особо охраняемым территориям федерального значения, земельные участки которых являются федеральной собственностью. Устанавливается запрет на изъятие и иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включены в государственные природные заповедники. Изменение территории государственного заповедника производится Правительством Российской Федерации.
Пунктами 2, 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Указанное свидетельствует о том, что законодательство Российской Федерации признает земли природно-заповедного фонда, занятые лесами, землями, ограниченными в обороте, не подлежащими передаче в частную собственность.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Земли государственных природных заповедников относятся к землям особо охраняемых природных территорий (пункт 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливают, что земли, земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников, являются федеральной собственностью и изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» охраняемые или особым образом используемые природные объекты (в том числе государственные природные заповедники) независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно части 4 статьи 17 Закона Республики Крым от 8 августа 2014 г. № 46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым» на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество учитывается как собственность Республики Крым.
При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2018 г. № 1091 «О создании особо охраняемых природных территорий федерального значения на территории Республики Крым» в границах Ялтинского горно-лесного природного заповедника создан государственный природный заповедник «Ялтинский горно-лесной» общей площадью 14459,5783 га (в границах Ялтинского горно-лесного природного заповедника).
Согласно преамбуле указанного постановления особо охраняемая природная территория федерального значения создана в границах территории, предусмотренной актами государственных органов Украины.
Таким образом, в настоящее время в силу прямого указания закона государственная собственность на земельные участки государственного природного заповедника «Ялтинский горно-лесной» разграничена и отнесена к собственности Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, земли Ялтинского горно-лесного природного заповедника отнесены к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. При этом границы особо охраняемой природной территории определены в соответствии с границами заповедника, которые были определены актами государственных органов Украины.
В настоящем случае такими актами являлись планово-картографические материалы Ялтинского горно-лесного природного заповедника и заключением проведенной по делу экспертизы достоверно установлено, что согласно указанных материалов принадлежащий ответчику Анисимову С.М. земельный участок находится в границах созданной особо охраняемой природной территории.
Таким образом, суд приходит к выводу, что орган местного самоуправления осуществил распоряжение спорным земельным участком вне пределов своей компетенции, в нарушение действующего законодательства, в результате чего земельный участок выбыл безвозмездно из владения заповедника помимо его воли как правообладателя.
В силу пунктов 1, 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 Земельного кодекса Российской Федерации не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При обращении в суд с иском в качестве надлежащего способа защиты своих прав как правообладателя спорного земельного участка выбраны признание недействительным решения органа местного самоуправления о предоставлении истцу земельного участка в собственность и истребование данного имущества из чужого незаконного владения истца в порядке, предусмотренном статьями 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (пункт 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 настоящего Кодекса случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.
Управомоченное лицо вправе использовать для защиты гражданских прав как один, так и несколько способов защиты права. Вместе с тем истец не вправе выбрать любой их них по своему усмотрению.
В пунктах 34-36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
В соответствии со статьей 301, пунктом 2 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21 апреля 2003 г. № 6-П, по смыслу данных законоположений, суд должен установить, что имущество выбыло из владения собственника или из владения лица, которому оно было передано собственником во владение, в силу указанных обстоятельств, а также что приобретатель приобрел имущество возмездно и что он не знал и не мог знать о том, что имущество приобретено у лица, не имевшего права на его отчуждение; при этом приобретатель не может быть признан добросовестным, если к моменту совершения возмездной сделки в отношении спорного имущества имелись притязания третьих лиц, о которых ему было известно, и если такие притязания впоследствии признаны в установленном порядке правомерными.
Таким образом, добросовестность приобретателя не имеет значения, если имущество выбыло из владения собственника помимо его воли.
Совокупностью собранных по делу доказательств достоверно установлено, что спорный земельный участок в настоящее время является собственностью Российской Федерации, а также тот факт, что данное имущество выбыло из постоянного пользования заповедника и государственной собственности Украины помимо воли путем распоряжения земельным участком органом местного самоуправления, не имеющим на это полномочий.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 г. № 2874-р создано ФГБУ «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» с его отнесением к ведению Минприроды России, определено, что основными целями деятельности бюджетного учреждения являются осуществление охраны, в том числе государственного природного заповедника «Ялтинский горно-лесной» в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов, организация и проведение научных исследований, осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), экологическое просвещение и развитие познавательного туризма, а также содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.
Поскольку судом установлено, что на момент рассмотрения дела земельный участок является собственностью Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Республики Крым, действующего в интересах Российской Федерации, и ФГБУ «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» о признании недействительным решения о передаче ФИО-1 в собственность земельного участка, его истребовании в собственность Российской Федерации.
С учетом удовлетворения исковых требований об истребовании из владения Анисимова С.М. земельного участка, его исковые требования о внесении изменений в распоряжения Совета министров Республики Крым от 30 мая 2017 г. № 570-р и от 28 апреля 2018 г. не направлены на защиту его прав, в связи с чем не подлежат удовлетворению, как и требования о признании добросовестным приобрететелем земельного участка, поскольку, как было указано выше, добросовестность приобретателя не имеет значения, если имущество выбыло из владения собственника помимо его воли.
С учетом того, что земельный участок после его передачи в собственность Российской Федерации не передавался ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» на каком-либо вещном праве, соответственно оно не является надлежащим истцом по виндикационному иску, в связи с чем его требования удовлетворению не подлежат.
Из материалов дела следует, что Анисимовым С.М. на земельном участке с кадастровым номером №<номер> построен жилой дом, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права, предусмотренные статьями 301-304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника (статья 305 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, удовлетворения исковых требований об истребовании из владения Анисимова С.М. земельного участка, исковые требования ФГБУ «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» об устранении препятствий в пользовании данным участком путем сноса расположенного на нем жилого дома, также обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает целесообразным установить ответчику срок на исполнение решения суда – шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе судебного разбирательства ответчиком Анисимовым С.М. сделано заявление о пропуске срока исковой давности.
В силу статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
К виндикационным требованиям применяется общий срок исковой давности, составляющий согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В пунктах 4-6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, толкование положений пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что при обращении в суд органов государственной власти с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом, начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Согласно положениям статьи 201 Гражданского кодекса Российской Федерации переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, срок исковой давности по иску, предъявленному государственным органом Российской Федерации, определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Вместе с тем Анисимовым С.М. не представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что уполномоченным органам стало известно о незаконном выбытии из государственной собственности спорного земельного участка до получения Симферопольским межрайонным природоохранным прокурором Республики Крым 31 октября 2014 г. ответа Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Научно-исследовательский и проектный институт землеустройства, кадастра и оценки недвижимого имущества» о выполнении 15 октября 2014 г. геодезической съемки границ земельного участка, переданного в собственность ФИО-1, в результате которой установлено, что его фактические границы соответствуют каталогу координат, содержащемуся в проекте землеустройства. Так как координаты на границу Ялтинского горно-лесного природного заповедника отсутствуют, были взяты координаты окружной границы санатория «Долоссы», согласно которым земельный участок ФИО-1 входит в пределы объекта природно-заповедного фонда общегосударственного значения Ялтинского горно-лесного природного заповедника.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что как Симферопольским межрайонным природоохранным прокурором Республики Крым, так ФГБУ «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» срок исковой давности не пропущен.
Частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам (статья 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Федеральным бюджетным учреждением «Севастопольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» подано заявление об оплате производства экспертизы в размере 14412 рублей.
Федеральным бюджетным учреждением «Крымская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» подано заявление об оплате производства повторной экспертизы в размере 112010 рублей.
С учетом изложенного, с Администрации города Ялта Республики Крым (правопреемника Массандровского поселкового совета Автономной Республики Крым) и Анисимова С.М. в равных долях в доход федерального бюджета подлежат взысканию судебные расходы по оплате производства экспертиз, также с Анисимова С.М. в пользу бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым подлежит взысканию государственная пошлина в размере 21531 рубль (с учетом кадастровой стоимости истребованного имущества), от уплаты которой ФГБУ «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» было освобождено в силу закона.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Республики Крым, действующего в интересах Российской Федерации, Республики Крым, неопределенного круга лиц, к Администрации города Ялта Республики Крым об оспаривании решения удовлетворить.
Отказать в удовлетворении иска Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» к Анисимову Сергею Михайловичу об истребовании из незаконного владения земельного участка, приведении его в первоначальное состояние, сносе строений, признании недействительной государственной регистрации права собственности.
Отказать в удовлетворении иска Анисимова Сергея Михайловича к Совету министров Республики Крым о признании добросовестным приобретателем, внесении изменений в распоряжения.
Удовлетворить самостоятельные исковые требования третьего лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» к Администрации города Ялта Республики Крым, Анисимову Сергею Михайловичу признании незаконным и отмене решения, истребовании из незаконного владения земельного участка, сносе строений.
Признать недействительным решение 26 сессии Массандровского поселкового совета Автономной Республики Крым 5 созыва от 4 марта 2009 г. № 13 об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность ФИО-1 земельного участка площадью 0,12 га по адресу: <адрес>.
Истребовать из владения Анисимова Сергея Михайловича в собственность Российской Федерации земельный участок площадью 1200 кв. м по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>.
Обязать Анисимова Сергея Михайловича в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу снести жилой дом по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>.
Взыскать с Анисимова Сергея Михайловича в доход бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым государственную пошлину в размере 21531 рубль.
Взыскать с Анисимова Сергея Михайловича в пользу Федерального бюджетного учреждения «Севастопольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» в счет производства экспертизы 7206 рублей.
Взыскать с Анисимова Сергея Михайловича в пользу Федерального бюджетного учреждения «Крымская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» в счет производства экспертизы 56005 рублей.
Взыскать с Администрации города Ялта Республики Крым в пользу Федерального бюджетного учреждения «Севастопольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» в счет производства экспертизы 7206 рублей.
Взыскать с Администрации города Ялта Республики Крым в пользу Федерального бюджетного учреждения «Крымская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» в счет производства экспертизы 56005 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Л.В. Корпачева