16RS0036-01-2022-002377-68
Дело № 2-1264/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 апреля 2022 года город Альметьевск
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:
судьи Р.Р.Булатовой
при секретаре Р.Р.Шариповой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлениюГерасимовой О.В. к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности в порядке наследования,
установил:
В обоснование иска О.В.Герасимова (ранее Майорова) указала, что Ю.Д.Майоровой, В.А.Майорову, Е.А.Майоровой, О.В.Майорову, О.В.Майоровой на праве совместной собственности на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ была передана <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ умерла Ю.Д.Майорова – бабушка истца, наследство после ее смерти приняли ее отец – В.А.Майоров, и ее дяди – Ю.А.Майоров и Н.А.Майоров. ДД.ММ.ГГГГ умер В.А.Майоров, ДД.ММ.ГГГГ умер Ю.А.Майоров, ДД.ММ.ГГГГ умер Н.А.Майоров. Истец, будучи наследником второй очереди после смерти свои дядей, к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращалась, однако фактически его приняла – она пользуется квартирой, несет расходы на ее содержание. В этой связи О.В.Герасимова просила суд признать за ней право собственности на 1/15 долю в квартире в порядке наследования после смерти Ю.А.Майорова, а также 1/15 долю в квартире в порядке наследования после смерти Н.А.Майорова.
В судебном заседании истец требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Третье лицо – Е.А.Майорова с требованиями истца согласилась.
Представитель ответчика в адресованном суду заявлении против требований истца не возражала.
Третье лицо О.В.Майоров в адресованном суду заявлении с требованиями О.В.Герасимовой согласился.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со статьей 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (пункт 1).
Пунктом 1 статьи 1143 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.
Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления (пункт 2).
Пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (пункт 2).
В силу пункта 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Как следует из договора на передачу жилого помещения граждан в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией и объединенным Советом народных депутатов с одной стороны и Е.А.Майоровой с другой стороны, <адрес> передана в совместную собственность Ю.Д.Майоровой, В.А.Майорову, Е.А.Майоровой, О.В.Майорову, О.В.Майоровой.
ДД.ММ.ГГГГ умерла бабушка истца Ю.Д.Майорова, наследниками после ее смерти являлись ее дети В.А.Майоров (отец истца), Ю.А.Майоров и Н.А.Майоров (братья В.А.Майорова).
ДД.ММ.ГГГГ по соглашению сособственников вышеуказанной квартиры и наследников Ю.Д.Майоровой, за Ю.Д.Майоровой, В.А.МайоровымЕ.А.Майоровой, О.В.Майоровым, О.В.Майоровой было определено по 1/5 доли в вышеуказанной квартире.
ДД.ММ.ГГГГ умер В.А.Майоров, наследником после его смерти, принявшей наследство и оформившей наследственные права является его супруга – Е.А.Майорова. Право собственности за ней зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и составляет 7/15 долей в указанной квартире.
За истцом и О.В.Майоровым зарегистрировано по 1/5 доли в вышеуказанной квартире.
Ю.А.Майоров и Н.А.Майоров, принявшие наследство, состоящее из 2/15 долей, открывшееся после смерти Ю.Д.Майоровой (по 1/15 доли за каждым) право собственности в установленном законом порядке не зарегистрировали.
ДД.ММ.ГГГГ умер Ю.А.Майоров, после его смерти открылось наследство, состоящее из 1/15 доли квартиры.
ДД.ММ.ГГГГ также умер Н.А.Майоров, после его смерти открылось наследство, состоящее из 1/15 доли вышеуказанной квартиры.
Обосновывая свои требования истец указала, что она, будучи наследником второй очереди после смерти свои дядей, к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращалась, однако фактически его приняла – она пользуется квартирой, несет расходы на ее содержание. В этой связи О.В.Герасимова просила суд признать за ней право собственности на 1/15 долю в квартире в порядке наследования после смерти Ю.А.Майорова, а также 1/15 долю в квартире в порядке наследования после смерти Н.А.Майорова.
Требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Как было указано выше, из пункта 2 статьи 1143 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления (пункт 2).
В пункте 1 статьи 1146 Гражданского кодекса Российской Федерации разъяснено, что доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем (пункт 2 статьи 1114), переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
Таким образом, исходя из смысла указанной нормы, истец имеет право наследовать после смерти своего дяди – Ю.А.Майорова по праву представления, так как ее (истца) отец умер в 2003 году.
Как следует из ответа из органа ЗАГС, Ю.А.Майоров в браке не состоял, детей не имел.
Суд полагает, что истцом доказано фактическое принятие ею наследства после смерти дяди, поскольку как пояснила суду О.В.Герасимова и подтвердила Е.А.Майорова, истец после смерти Ю.А.Майорова несла расходы за содержание доли дяди в квартире, владела и пользовалась ею.
Иного в судебном заседании не установлено, доказательств обратного не представлено.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, отсутствие возражений со стороны ответчика и третьих лиц (сособственников спорной квартиры), суд полагает требования истца в указанной части основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, требования О.В.Герасимовой в части признания за ней права собственности в порядке наследования после смерти дяди – Н.А.Майорова, скончавшегося в ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению не подлежат, поскольку в данном случае дядя умер после смерти своего брата, отца истца – В.А.Майорова. В данном случае отсутствует обязательное условие, по которому истец имела бы право наследовать после смерти дяди – наследование по праву представления.
При таких обстоятельствах, требования О.В.Герасимовой основаны на законе и подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковое заявление Герасимовой О.В. к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности в порядке наследования удовлетворить частично.
Признать за Герасимовой О.В. право собственности на 1/15 долю в квартире, расположенной по адресу: <адрес> порядке наследования после смерти Майорова Ю.А., состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении оставшейся части требований О.В.Герасимовой отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца.
Судья Р.Р. Булатова
Копия верна
Судья Р.Р. Булатова
Решение вступило в законную силу «___»_____________2022 года
Судья