Решение по делу № 66а-1707/2021 от 30.09.2021

66а-1707/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи                                                                                   18 ноября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Гылкэ Д.И.,

судей Катанаевой А.С., Печуриной Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1174/2021 по административному исковому заявлению сельскохозяйственного потребительского кооператива «1-й Винодельческий кооператив» о признании не действующим в части решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 29 августа 2019 г. № 499 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования города-курорта Анапа от 26 декабря 2013 г. № 424 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа»

по апелляционной жалобе сельскохозяйственного потребительского кооператива «1-й Винодельческий кооператив» на решение Краснодарского краевого суда от 23 июля 2021 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С., объяснения представителя административного истца Худобина А.В., представителей заинтересованных лиц департамента имущественных отношений Краснодарского края Пашниной С.Г., департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар Кацук Д.В., администрации муниципального образования город-курорт Анапа Полежаевой А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н., судебная коллегия

установила:

решением Совета муниципального образования города-курорта Анапа от 26 декабря 2013 г. № 424 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа (далее также – Правила землепользования и застройки).

Решением Совета муниципального образования города-курорта Анапа от 29 августа 2019 г. № 499 (далее также – Решение № 499) внесены изменения в решение Совета муниципального образования города-курорта Анапа от 26 декабря 2013 г. № 424 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа».

Сельскохозяйственный потребительский кооператив «1-й Винодельческий кооператив» (далее СПК «1-й Винодельческий кооператив») обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующим Решение № 499 в части отнесения каждого из земельных участков с кадастровыми номерами № <данные изъяты> и № <данные изъяты> одновременно к двум территориальным зонам: зона сельскохозяйственных угодий (СХ-1) и зона сельскохозяйственного производства (СХ-3). Административный истец считает, что при принятии оспариваемых нормативных правовых актов в части установления вышеуказанных территориальных зон в отношении земельных участков не были учтены требования части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) о принадлежности земельного участка только к одной зоне, а также создана неопределенность правового режима земельных участков, ограничено право на их использование по назначению.

Решением Краснодарского краевого суда от 23 июля 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе СПК «1-й Винодельческий кооператив» просит отменить обжалуемый судебный акт и принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме, настаивая на доводах административного искового заявления о противоречии оспариваемых нормативных правовых актов нормам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении ими прав и законных интересов административного истца.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов административным ответчиком Советом муниципального образования город-курорт Анапа, заинтересованными лицами департаментом имущественных отношений Краснодарского края, департаментом архитектуры и строительства Краснодарского края представлены возражения.

В суд апелляционной инстанции от административного истца поступили дополнения к апелляционной жалобе с просьбой об отмене судебного акта в силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) в связи с не привлечением к участию в деле арендаторов объектов капительного строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>.

От заинтересованного лица администрации муниципального образования город-курорт Анапа также поступили письменные пояснения, с просьбой об отмене судебного акта и направлении дела на новое рассмотрение по доводам, аналогичным указанным в дополнениях к апелляционной жалобе административного истца.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, возражений на нее, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, исследовав материалы административного дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ, здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов).

Градостроительное зонирование Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 6, 8 части 1 статьи 1 ГрК РФ).

Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.

Муниципальное образование город-курорт Анапа наделено Законом Краснодарского края от 1 апреля 2004 г. № 676-КЗ «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Анапа и наделении его статусом городского округа» статусом городского округа.

Как установлено судом и усматривается из материалов административного дела, оспариваемый нормативный правовой акт, вносящий изменения в Правила землепользования и застройки, принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры, в надлежащей форме, официально опубликован в установленном порядке и по этим основаниям не оспаривается.

Судебной коллегией учитывается также и то, что Правила землепользования и застройки и оспариваемое Решение № 499 уже были предметом судебной проверки Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в качестве суда апелляционной инстанции (административное дело № 66а-54/2021).

Из материалов дела следует и установлено судом, что земельные участки находятся в собственности Краснодарского края, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеют вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, находятся в аренде у СПК «1-й Винодельческий кооператив».

Земельные участки расположены за границами населенного пункта.

В соответствии с Генеральным планом, утвержденным решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14 ноября 2013 г. № 4040, земельные участки относятся к зоне «зона сельскохозяйственного использования, лесные территории».

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (статья 1 ГрК РФ).

Пунктом 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ определено, что правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты. Градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (пункт 9 части 1 статьи 1 ГрК РФ).

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1 статьи 30 ГрК РФ).

Статья 85 ЗК РФ предусматривает, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Таким образом, градостроительный регламент устанавливается для каждой территориальной зоны и определяет правовой режим земельных участков соответствующей территориальной зоны.

Действительно, положениями части 4 статьи 30 ГрК РФ, пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ закреплено требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне в целях создания правовой определенности правового режима его использования.

Случаи, когда действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, определены в части 4 статьи 36 ГрК РФ, а случаи, когда градостроительные регламенты не устанавливаются, определены в части 6 статьи 36 ГрК РФ, среди которых имеется такое основание как отнесение земель к землям сельскохозяйственных угодий.

Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 27 февраля 2006 г. № 153-р спорные земельные участки включены в Перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города-курорта Анапа, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством.

Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки в редакции Решения № 499 земельные участки находятся каждый в двух территориальных зонах «Зона сельскохозяйственных угодий» (СХ-1) и «Зона сельскохозяйственного производства» (СХ-3).

В описании приведенных зон указано, что градостроительный регламент не устанавливается в соответствии с частью 6 статьи 36 ГрК РФ. Зона СХ-1 установлена для закрепления территорий сельскохозяйственных угодий, поскольку данный вид назначения в составе земель сельскохозяйственного назначения имеет приоритете в использовании и подлежит особой охране. В описании зоны СХ-3 указано, что данная зона установлена для ведения сельскохозяйственного производства, обеспечения деятельности фермерских хозяйств, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе для размещения объектов капительного строительства, необходимых для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, как правомерно указано судом первой инстанции, установление в отношении указанных земельных участков функциональных зон, одна из которых фактически определяет границы сельскохозяйственных угодий в составе категории земель сельскохозяйственного назначения, без установления градостроительного регламента, не влечет неопределенности правового режима земельных участков.

Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения предусматривает приоритет в целевом использовании, их особую охрану, которая, в частности, выражается в недопущении выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (часть 1 статьи 79 ЗК РФ, части 1 и 4 статьи 36 ГрК РФ).

Вопреки доводам апелляционной жалобы о нарушении прав административного истца действующим градостроительным регламентом ранее действовавшие Правила землепользования и застройки также не устанавливали в отношении спорных земельных участков градостроительные регламенты.

Объекты капительного строительства, расположенные на земельным участке с кадастровым номером <данные изъяты>, поставлены на кадастровый учет в период с 22 по 29 августа 2019 г., то есть после разработки оспариваемого Решения № 499 от 29 августа 2019 г.

По доводам апелляционной жалобы, а также позиции администрации муниципального образования город-курорт Анапа о наличии безусловных оснований для отмены судебного акта в связи с не привлечением к участию в деле арендаторов объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, судебная коллегия отмечает следующее.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», к административным ответчикам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся, исходя из положений частей 4 и 5 статьи 38 КАС РФ, орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченная организация, должностное лицо, принявшие оспариваемый акт. В необходимых случаях суд вправе привлечь к участию в деле также высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, обнародовавшее оспариваемый акт, принятый представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо главу муниципального образования, подписавшего и обнародовавшего оспариваемый акт, принятый представительным органом муниципального образования.

С учетом приведенных выше положений закона, разъяснений постановления Пленума, не привлечение арендаторов к участию в рассматриваемом деле процессуального нарушения не образует.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они аналогичны позиции административного истца в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 23 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского кооператива «1-й Винодельческий кооператив» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.

Мотивированное апелляционное определение составлено 30 ноября 2021 г.

Председательствующий

Судьи

66а-1707/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Краснодарского края
СПК "Винодельческий кооператив"
Ответчики
Совет муниципального образования г. Анапа
Другие
Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Худобин Анатолий Викторович
Администрация муниципального образования г. Анапа
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г. Краснодар
Суд
Третий апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Катанаева Анастасия Степановна
Дело на сайте суда
3ap.sudrf.ru
30.09.2021Передача дела судье
02.11.2021Судебное заседание
11.11.2021Судебное заседание
18.11.2021Судебное заседание
15.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2021Передано в экспедицию
18.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее