Подлинник
Дело № 2-1183/2023
УИД 24RS0028-01-2023-000566-18
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 30 марта 2023 года
Кировский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кийкова С.Г.,
при секретаре Рудских Ю.Е.,
с участием: истца Вишняковой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вишняковой Марины Юрьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ (ГУ) по Красноярскому краю о включении в страховой стаж периода трудовой деятельности, корректировке сведений индивидуального лицевого счета,
УСТАНОВИЛ:
При оценке пенсионных прав истца пенсионным органом в страховой стаж истца Вишняковой М.Ю. не засчитан период работы с 01 января 2004г. по 15 июня 2004г. в должности главного специалиста контрольно-правового отдела по сектору кадров и информации Территориального органа Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Красноярском крае, поскольку за данный период не уплачены страховые взносы.
Вишнякова М.Ю. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ (ГУ) по Красноярскому краю и просила включить в страховой стаж указанный период работы, требования мотивируя тем, что не уплата страховых взносов со стороны работодателя не может являться основанием для отказа во включении вышеуказанного периода работы в страховой стаж, поэтому спорный период должен быть включен в страховой стаж.
В судебном заседании истец Вишнякова М.Ю. поддержала заявленные исковые требования. Дополнительно пояснила, что в период работы ликвидационной комиссии сумма всех начисленных взносов на обязательное пенсионное страхование с января по июнь 2004 г. перечислена ТО ФСФО России по Красноярскому краю в установленные законодательством сроки и в полном объеме, но в целом по государственному органу.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ (ГУ) по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины не явки суду не известны, а потому, учитывая отсутствие от ответчика ходатайства об отложении рассмотрении дела, рассмотрении дела в его отсутствие, а также согласие истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования Вишняковой М.Ю. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В соответствии с п. 2 ст.35 вышеуказанного Федерального закона право на назначение страховой пенсии по старости имеют женщины, достигшие возраста 58 лет в 2024 г., при наличии страхового стажа не менее 15 лет. Согласно п.3 ст.35 данного Федерального закона страховая пенсия назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 28,2.
Решением от 03 марта 2022 г. ОПФР по Красноярскому краю на основании заявления от 20 февраля 2022г. Вишняковой М.Ю. отказано в корректировке и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в отношении периода работы в Территориальном органе Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Красноярском крае с 04 июня 1999 г. по 15 июня 2004 г., поскольку период работы с 04 июня 1999 г. по 31 декабря 2003 г. учтен на лицевом счете (л.д. 63).
Решением от 13 мая 2022г. ОПФР по Красноярскому краю на основании заявления от 26 апреля 2022 г. Вишняковой М.Ю. отказано в корректировке и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в отношении периода работы в Территориальном органе Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Красноярском крае с 01 января 2004 г. по 15 июня 2004 г., поскольку страховые взносы за 2004 г. вышеуказанным органом не начислялись и не уплачивались (л.д. 65).
Согласно действующим региональным базам данных заявление от 21 февраля 2023 г. № 75354/23 о назначении страховой пенсии по старости отозвано Вишняковой М.Ю. лично заявлением от 21 февраля 2023 г. № 77805/23, в связи с чем, решение о назначении или об отказе в назначении страховой пенсии по старости не выносилось, что следует из материалов выплатного дела истца (л.д. 95-116, 121-134).
Как установлено в судебном заседании, Вишнякова Марина Юрьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 04 июня 1999 г. принята на должность специалиста II категории в сектор информации и кадров Агентства Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению по Красноярскому краю, приказом ФСДН России от 16 сентября 1999г. № 99 Агентство – отдел ФСДН РФ по Красноярскому краю преобразовано в Агентство – отдел Восточно-Сибирского межрегионального территориального органа Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению по Красноярскому краю, 10 ноября 1999 г. уволена в порядке перевода в Агентство-отдел ВС МТО ФСДН РФ по Красноярскому краю, 11 ноября 1999г. назначена ведущим специалистом с возложением функций руководителя сектора информации и кадров, приказом ФСФО России от 17 мая 2000г. № 116 межрегиональный территориальный орган Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению переименован в Восточно-Сибирский межрегиональный территориальный орган Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, 06 июля 2000 г. назначена на государственную должность государственной службы ведущего специалиста в порядке перевода в Агентство Восточно-Сибирского межрегионального территориального органа ФСФО России по Красноярскому краю с возложением обязанностей руководителя сектора кадров и информации, 31 января 2001 г. уволена в порядке перевода в ТО ФСФО России по Красноярскому краю, 01 февраля 2001 г. назначена на государственную должность государственной службы специалиста сектора кадров и информации с возложением обязанностей руководителя сектора кадров и информации, 01 декабря 2003г. в результате реорганизации структурных подразделений ТО ФСФО России по Красноярскому краю сектор кадров и информации сформирован в контрольно-правовой отдел, 23 января 2004 г. переведена на должность главного специалиста контрольно-правового отдела по сектору кадров и информации с возложением обязанностей руководителя сектора кадров и информации, 15 июня 2004г. уволена в связи с ликвидацией ФСФО России в соответствии с п.1 ст.81 ТК РФ, о чем сделаны записи в трудовой книжке истца, номера и даты приказов о приеме и увольнении указаны, печать об увольнении имеется (л.д.13-23).
Из архивной справки от 29 мая 2007 г. № 5237 отдела информационных услуг Архивного агентства администрации Красноярского края следует, что в связи с ликвидацией органа исполнительной власти истцу установлены компенсация за неиспользованный ежегодный отпуск в количестве 43 календарных дней и выходное пособие за 6 месяцев единовременно с 15 июля 2004 г. (л.д. 66). Справка о доходах физического лица за 2004 г. № 29, копии расчетных ведомостей за январь-май 2004 г., в которых указана Вишнякова, подтверждают факт начисления и выплаты заработной платы истцу Вишняковой М.Ю. за спорный период (л.д. 67, 68-72). Факт ведения вышеуказанном органом исполнительной власти финансово-хозяйственной деятельности в спорный период подтверждается табелями учета использования рабочего времени и подсчета заработка за январь-май 2004 г. (л.д. 73-77), а также исследованными выше копиями расчетных ведомостей за январь-май 2004 г., в которых указана Вишнякова (л.д. 68-72).
Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что организация, с которой истец состояла в трудовых отношениях в спорный период времени, осуществляла финансово-хозяйственную деятельность, а сама истица в этот период осуществляла трудовую деятельность в соответствии с должностными обязанностями, за что получала заработную плату и иные выплаты, что не оспаривалось стороной ответчика в судебном заседании.
Согласно постановлению Правительства РФ от 04 апреля 2000г. № 301 «Об утверждении Положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству», действовавшему на момент осуществления трудовой деятельности истцом Вишняковой М.Ю., федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (далее именуется - Федеральная служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве) организаций. Федеральная служба осуществляет возложенные на нее функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы и представителей на соответствующих территориях. Основными задачами Федеральной службы являются разработка и реализация мероприятий по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций; проведение государственной политики по предупреждению банкротств лиц, осуществляющих в соответствии с гражданским законодательством предпринимательскую деятельность, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства; исполнение полномочий государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, а также органа, уполномоченного обеспечивать защиту интересов Российской Федерации при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций; разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно - расчетной дисциплины. Федеральная служба является юридическим лицом, имеет бланки и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, бюджетный и иные счета (в том числе в иностранной валюте), открываемые в установленном порядке.
Указом Президента РФ от 09 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в точности п.12 Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству упразднена, функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемой Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, функцию по представлению интересов Российской Федерации перед кредиторами в процедурах банкротства переданы Федеральной налоговой службе, что закреплено в п.14 данного Указа.
Из ответа от 09 марта 2023г. № 08-18/03599@ Межрайонной ИФНС России № 23 по Красноярскому краю следует, что ГУ Территориальный орган Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Красноярском крае было зарегистрировано 20 января 2003 г. Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Центральному району г. Красноярска Красноярского края с присвоением ОГРН и ИНН, 12 октября 2004 г. в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН № о ликвидации юридического лица по решению учредителей или иного органа (л.д. 93).
Согласно ответу от 08 декабря 2005г. № 03-24/17893 УФНС России по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам Управление ФНС России по Красноярскому краю, данный орган исполнительной власти не может предоставить индивидуальные сведения по страховым взносам в пенсионный фонд за 2004 г., поскольку в период работы ликвидационной комиссии Управлению ФНС России по Красноярскому краю переданы не все необходимые документы, главным бухгалтером ТО ФСФО России по Красноярскому краю не заполнены индивидуальные карточки учета сумм начисленных выплат, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета до момента ликвидации, не сданы расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за первое полугодие 2004 г., карточка-справка за 2004 г. на Вишнякову М.Ю. не представлена (л.д. 82).
Наряду с этим, из ответа Отдела взаимодействия со страхователями № 3 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ (ГУ) по Красноярскому краю следует, что ТО ФСФО России по Красноярскому краю состоял на учете в ОПФР по Красноярскому краю с 25 апреля 1994 г. по 16 марта 2006 г., в отношении данного органа в информационных базах СФР имеется информация о поступивших платежах в 2004 г. в размере 89 486 руб. на страховую часть, 20 257 руб. на накопительную часть, информация о списочной численности сотрудников ТО ФСФО России по Красноярскому краю отсутствует, информация о возврате страхователю уплаченных, но не разнесенных на ИЛС сотрудников страховых взносов за 2004 г. отсутствует.
Довод ответчика о том, что период работы с 01 января 2004 г. по 15 июня 2004 г. в должности главного специалиста контрольно-правового отдела по сектору кадров и информации Территориального органа Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Красноярском крае не подлежит включению в страховой стаж по такому основанию, как отсутствие сведений об уплате страховых взносов согласно выписке из ИЛС застрахованного лица Вишняковой М.Ю., не может быть признан обоснованным по следующим основаниям.
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ).
Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ).
До 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), согласно которому со дня его вступления в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (статья 36).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из приведенного правового регулирования следует, что гражданам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации гарантировано право на социальное обеспечение, включающее в себя и право лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ. Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом на страхователей законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Размер страховой пенсии по старости непосредственно зависит от суммы уплаченных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица страховых взносов.
Абзацем первым пункта 2 резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009г. № 188-О-П федеральному законодателю в целях обеспечения права застрахованных лиц, указанных в пункте 1 резолютивной части данного определения, на пенсию предписано установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе определить источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007г. № 9-П, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируется страховая и накопительная части трудовой пенсии, в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральным законом от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» возлагается на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи.
Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.
Между тем, установив такой механизм определения права на трудовую пенсию по обязательному пенсионному страхованию, при котором приобретение страхового стажа и формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, по существу, зависят от исполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов и от эффективности действий налоговых органов и страховщика, федеральный законодатель не предусмотрел в рамках данного механизма достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались.
В подтверждение начисления ТО ФСФО России по Красноярскому краю страховых взносов за 2004 г. в материалы дела представлен ответ от 16 июня 2022 г. № 2466-00-11-2022/001350 ИФНС России по Центральному району г. Красноярска, согласно которому ТО ФСФО России по Красноярскому краю производилась уплата Единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет РФ (ПФ), платежными поручениями №, №, №, №, №, № и № за февраль, апрель и июнь 2004 г. в отношении бывшего государственного гражданского служащего данного органа ФИО3, что, в совокупности с приведенной выше информацией о поступивших платежах в 2004 г. в размере 89 486 руб. на страховую часть в целом за всех сотрудников ТО ФСФО России по Красноярскому краю, свидетельствует о том, что и в отношении иных государственных гражданских служащих ТО ФСФО России по Красноярскому краю, в том числе, и за истца, за 2004 г. производились начисления страховых взносов. Данные документы представителем ответчика не оспорены и не опровергнуты.
В связи с чем, а также с учетом того, что судом, с одной стороны, установлено, что ТО ФСФО России по Красноярскому краю велась финансово-хозяйственная деятельность и начислялась заработная плата государственным гражданским служащим, а с другой стороны, установлено ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 01 апреля 1996г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» со стороны ТО ФСФО России по Красноярскому краю и отсутствие реализации права истца на обращение в данную организацию с заявлением о внесении изменений в ИЛС застрахованного лица в связи с его ликвидацией 12 октября 2004 г., а, соответственно, и не возможность восполнить данное упущение в судебном порядке путем возложения на работодателя обязанности по корректировке сведений о застрахованном лице, то период работы истца с 01 января 2004 г. по 15 июня 2004 г. в должности главного специалиста контрольно-правового отдела по сектору кадров и информации Территориального органа Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Красноярском крае подлежит включению в страховой стаж истца, что, в свою очередь, является основанием для внесения корректировки в форму СЗИ-ИЛС сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Вишняковой Марины Юрьевны.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного суда РФ от 11 июля 2022г. № 117-КГ22-4-К4.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Вишняковой Марины Юрьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ (ГУ) по Красноярскому краю о включении в страховой стаж периода трудовой деятельности, корректировке сведений индивидуального лицевого счета – удовлетворить.
Включить в страховой стаж Вишняковой Марины Юрьевны период ее трудовой деятельности в должности главного специалиста контрольно-правового отдела по сектору кадров и информации Территориального органа Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Красноярском крае с 01 января 2004 г. по 15 июня 2004 г.
Настоящее решение является основанием для внесении корректировки в форму СЗИ-ИЛС сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Вишняковой Марины Юрьевны.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья С.Г. Кийков