Дело №2-18/2017
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г.Касли 10 января 2017 года
Каслинский городской суд Челябинской области, в составе:
председательствующего судьи Тропыневой Н.М.,
при секретаре Берсеневой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вейт Т.Ф. к администрации Каслинского муниципального района, администрации Тюбукского сельского поселения о сохранении жилого помещения в переустроенном виде,
У С Т А Н О В И Л :
Вейт Т.Ф. обратилась в суд с иском к администрации Каслинского муниципального района, администрации Тюбукского сельского поселения о сохранении жилого помещения в переустроенном виде, мотивируя тем, что в ДД.ММ.ГГГГ году после смерти её матери - З.С.П., квартира, расположенная по адресу: <адрес>, перешла в собственность истца. В связи с тем, что система центрального отопления не соответствовала нормативным требованиям, собственники жилых помещений не могли получать качественные услуги по отоплению, поэтому в ДД.ММ.ГГГГ году по инициативе администрации Тюбукского сельского поселения было проведено общее собрание собственников жилых помещений по вопросу перехода на индивидуальное отопление. По результатам общего собрания было принято решение о переходе с центрального отопления на индивидуальное отопление помещений, за счет средств собственников. При этом было указано, что необходимо получить решение о согласовании переустройства от органов местного самоуправления, подготовки проекта переустройства, получения технических условий, согласования от центрального отопления с теплоснабжающей организацией. Все указанные мероприятия в отношении указанной квартиры были произведены. Переход с центрального отопления на индивидуальное оформлялся актом приемочной комиссии о завершении переустройства, в которую входили представители администрации Тюбукского сельского поселения, теплоснабжающей организации и общества «Жилкомсервис». Учитывая, что переустройство жилого помещения было осуществлено при получении разрешительных документов, в соответствии с проектом и техническими условиями, а следовательно, переустройством не нарушаются права и законные интересы граждан и не создается угроза их жизни или здоровью, просит суд сохранить в переустроенном виде жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Вейт Т.Ф., представитель истца Белим К.П., действующая на основании заявления, заявленные исковые требования поддержали по указанным в исковом заявлении основаниям, суду пояснили, что от управляющей компании предписаний о восстановлении отопительных приборов не поступало, демонтаж центральной системы отопления в квартире был произведен сотрудниками ЖЭКа, ими же поставлены заглушки, истец регулярно оплачивает услуги за потребляемую электроэнергию в ООО «Челябэнергосбыт». С момента установки электрооборудования и до ввода в эксплуатацию новой котельной в <адрес> истцу не начислялись услуги за поставляемое тепло со стороны МУП «ЖКТ».
В судебное заседание не явились представители ответчиков - администрации Каслинского муниципального района, администрации Тюбукского сельского поселения Каслинского района Челябинской области, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица - ООО «Тепловые электрические сети и системы», о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, по делу предоставил мнение.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица - ООО «Челябэнергосбыт» о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав все материалы дела, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжение своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройствожилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
В силу ст.26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройствожилого помещения должно производиться по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с ч.4 ст.29 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть сохранено в переустроенном состоянии на основании решения суда, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Судом установлено, что Вейт Т.Ф. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на основании Свидетельства о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом нотариального округа Каслинского муниципального района <адрес> Ш.Н.В., после смерти З.С.П., умершей ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации № (л.д.10).
Как следует из технического паспорта на индивидуальный жилой <адрес>, по адресу: <адрес> расположена в двухэтажном жилом доме на первом этаже. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год, жилой дом состоит из <данные изъяты> квартир, благоустроенный, имеется водопровод, канализация, газ, централизованное горячее водоснабжение.
Также из материалов дела следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> №, подключен к центральному отоплению.
Теплоснабжающей организацией на территории Тюбукского сельского поселения в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год являлась МУП «Жилищно-коммунальный трест», с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время ООО «Тепловые электрические сети и системы».
Актом комиссии от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что отопление в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, осуществляется от электрического котла, в одной из комнат имеется стояк центрального отопления (л.д.17).
Отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального источника тепловой энергии в виде электрического котла предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается (п. 1.7.2).
Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным Приказом Минэнерго от 13.01.2003 N 6, новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих Правилах и других нормативных документах (п. 1.3.1).
До начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора (п. 1.3.2).
Проект переустройства должен соответствовать Строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовые инженерные системы отопления.
Из материалов дела следует, что в соответствии с протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом <адрес> по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, собственники жилых помещений не возражали на переоборудование в <адрес> индивидуального отопления, установки электрического котла, при условии, что система отопления в доме не будет прервана и нарушена (л.д.15).
Администрация Тюбукского сельского поселения не возражала против установки электрического котла в квартире по адресу: <адрес>, при условии соблюдения всех норм безопасности, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.12).
Обслуживающая организация ООО «Жилищно-коммунальный сервис» <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год, также не возражала на установку электрического котла в указанной квартире (л.д.14).
В ДД.ММ.ГГГГ году между ООО «Жилищно-коммунальный сервис» <адрес> и прежним собственником квартиры З.С.П. был подписан Акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности (л.д.18).
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «МРСК Урал» и ООО «Жилищно-коммунальный сервис» <адрес> был подписан Акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности (л.д.19).
З.С.П. с ОАО «Челябэнергосбыт» ДД.ММ.ГГГГ был заключен Договор электроснабжения, подписан акт № от ДД.ММ.ГГГГ, а также ОАО «Челябэнергосбыт» дано заключение № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам аудита по организации учёта электрической энергии в указанной квартире, на соответствие нормативно-техническим требованиям (л.д.21-23).
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «МРСК Урал» выдало З.С.П. технические условия для присоединения к электрическим сетям, в которых указано, что электроотопление является резервным вариантом теплоснабжения (л.д.29) и между сторонами заключен договор на технологическое присоединение к электрическим сетям (л.д.30).
Постановлением главы Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено положение о деятельности органов местного самоуправления по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений на территории Каслинского муниципального района, в соответствии с которым переустройство и (или) перепланировка жилых помещений проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с администрацией Каслинского муниципального района в лице отдела архитектуры и градостроительства, на основании принимаемого им решения по заявлению собственника.
Пунктом 7 указанного положения предусмотрены документы, с которыми необходимо обращаться заявителю для согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Вейт Т.Ф. обратилась к главе администрации Каслинского муниципального района о рассмотрении вопроса о сохранении жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес>, в переустроенном виде (л.д.7).
Заместителем главы Каслинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ №, Вейт Т.Ф., был дан ответ, со ссылкой на нормы ч.4 ст.29 Жилищного кодекса РФ, а также разъяснено её право на обращение с иском в суд (л.д.8).
Пунктом 1 ст.290 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу п.6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. №491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
С учетом функционального назначения инженерных коммуникаций, находящиеся в жилых помещениях ответчиков трубопроводы отопления (стояки) служат не только для обогрева одного помещения, но также и для транзита теплоносителя по системе отопления дома в другие его помещения, в связи с чем, предназначены для обслуживания более одной квартиры, что позволяет их отнести к составу общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой автономного (газового или электрического) отопления предполагает изменение общедомовой инженерной системы отопления, на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Представленный истцом протокол внеочередного общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о выполнении истцом вышеуказанных условий, а выражает лишь согласие жильцов на установку в квартире истца электрического котла.
Федеральным законом от 30.12.2006 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения является одной из систем здания или сооружения, предназначенной для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2). Параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством РФ (п.1 и п.2 ст.36).
Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей и энергоснабжающей организациями, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления и энергоснабжения.
В силу подп. «в» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Представленные истцом документы не свидетельствуют о выполнении и завершении переоборудования (переустройства) системы отопления в установленном законом порядке, так как отсутствует разрешение органа местного самоуправления на переоборудование (переустройство) системы отопления. Справка администрации Тюбукского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельствует только о том что, администрация не возражает на установку электрического котла в квартире истца.
Проект, представленный Вейт Т.Ф., выполнен для электроснабжения квартиры, и не может быть квалифицирован как основание выполнения требований закона, поскольку последний не согласован с теплоснабжающей организацией.
Технические условия на переоборудование системы теплоснабжения истцом не получены. Справка ООО «ЖКС» от ДД.ММ.ГГГГ, не является основанием согласования переустройства системы теплоснабжения, так как истцу необходимо было получить технические условия от теплоснабжающей организации.
Кроме того, ОАО «МРСК Урала» филиал «Челябэнерго» были выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям от ДД.ММ.ГГГГ, в частности для подключения электрического котла (л.д.29). При этом, п.12.2 Технических условий предусмотрено, что электроотопление является резервным вариантом теплоснабжения, то есть не свидетельствует о переоборудовании системы теплоснабжения всей квартиры (то есть демонтажа центрального отопления), а служит только основанием для подключения дополнительного оборудования.
В соответствии с ч.15 ст.14 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 17 ноября 2011 года №1514-О-О, норма части 15 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении» направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению, что переустройство системы отопления произведено истцом без надлежаще оформленного согласования с администрацией Тюбукского сельского поселения, администрацией Каслинского муниципального района, теплоснабжающей организацией, документов свидетельствующих обратное суду не представлено.
Не были истцом получены и необходимые разрешительные документы для проведения работ по переустройствусистемы отопления вквартире.
При этом истцом не предоставлено доказательств того, что переоборудование системы отопления в ее квартире, являющейся частью общедомовой системы отопления, не нарушило технологический цикл системы общедомового отопления многоквартирного жилого дома.
Кроме того, Схема теплоснабжения Тюбукского сельского поселения <адрес>, была согласованна Главой Тюбукского сельского поселения и теплоснабжающей организацией ООО «ТЭСиС» только в ДД.ММ.ГГГГ году (ранее Схема теплоснабжения не была согласована) и не предусматривает переход отдельных квартир в многоквартирных жилых домах на индивидуальное теплоснабжение.
Представленный истцом протокол общего собрания собственников жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ не является основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку самовольный демонтаж обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) в квартире и изоляция стояков системы отопления не означает устранения от использования отпущенной тепловой энергии.
Других доказательств, подтверждающих правомерность установки в квартире истца электрического оборудования системы теплоснабжения, суду не представлено.
То есть фактически переоборудование является самовольным, несмотря на отсутствие, возражений относительно этого со стороны органа местного самоуправления и теплоснабжающейна тот момент организации.
Кроме того, истцом не представлено доказательств того, что общая схема теплоснабжения в доме позволяет устанавливать и использовать иные источники тепловой энергии, что отключение квартиры от имеющейся системы отопления в многоквартирном доме не приведет к нарушению эксплуатации общих инженерных сетей многоквартирного жилого дома, нарушению работоспособности системы централизованного теплоснабжения, не повлечет нарушение теплового баланса дома, не приведет к нарушению строительных норм и правил, норм противопожарной безопасности, а изменение схемы инженерного оборудования не приведет к нарушению законных прав и интересов других жильцов дома, потребляющих коммунальные услуги в данном многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Вейт Т.Ф., не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: