Судья Иванченко М.В. дело №33-17749/2023
№ дела суда 1-й инстанции №2-3168/2023
УИД 61RS0022-01-2023-002853-19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 октября 2023 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Пискловой Ю.Н.,
судей Пастушенко С.Н., Говоруна А.В.
при секретаре Заярском А.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Ростовской области к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №95 «Калинка», Администрации г.Таганрога, Управлению образования г.Таганрога о возложении обязанности устранить нарушения санитарных норм и правил, по апелляционной жалобе Администрации г.Таганрога на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 05 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пискловой Ю.Н., судебная коллегия
установила:
Управление Роспотребнадзора по Ростовской области обратилось в суд с указанным иском к МБДОУ «Детский сад №95 «Калинка», Администрации г.Таганрога, Управлению образования г.Таганрога, в котором с учетом уточненных исковых требований, просили привести покрытие пола групп №10,7,4,3,1, гр.2 (туалета); в соответствие с п.2.5.2 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; заменить изношенные оконные блоки группы №1 для возможности организации проветривания помещений в соответствие п.2.8.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; оборудовать асфальтом или другим твердым покрытием входы, дорожки на территории дошкольной образовательной организации в соответствие п.2.2.4 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; привести покрытие пола помещений гр. Кораблик, гр. Солнышко, Радуга, Колокольчик, Теремок, в соответствие с п.2.5.2 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; заменить изношенные оконные блоки гр.Звездочки (туалетная), Ромашка (гардеробная), гр. Теремок, в соответствие с п.2.8.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
В обоснование исковых требований указав, что по результатам внеплановой проверки вынесено решение №58.0034 от 10 марта 2021 года в отношении МБДОУ «Детский сад №95 «Калинка», выдано предписание должностного лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах уполномоченного на проведение проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, об устранения выявленных нарушений от 06 апреля 2021 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН со сроком исполнения 01 апреля 2022 год.
На основании ходатайства юридического лица от 16 июня 2022 года, принято решение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 20 июня 2022 года об отсрочке исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 06 апреля 2021 года до 01 апреля 2023 года.
Хозяйствующим субъектом 02 марта 2023 года в территориальный отдел представлены сведения о невыполнении п.1 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 06 апреля 2021 года до 01 апреля 2023 года.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 05 июля 2023 года исковые требования Управления Роспотребнадзора по Ростовской области удовлетворены.
Суд возложил обязанность на Администрацию г.Таганрога, МБДОУ «Детский сад №95 «Калинка», расположенное в г.Таганроге по адресу:
АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН привести покрытие пола групп №10, 7, 4, 3, 1, гр.2 ( туалета); в соответствие с п.2.5.2 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; заменить изношенные оконные блоки группы № 1 для возможности организации проветривания помещений в соответствие п.2.8.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; оборудовать асфальтом или другим твердым покрытием входы, дорожки на территории дошкольной образовательной организации в соответствие п.2.2.4 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; привести покрытие пола помещений гр. Кораблик, гр. Солнышко, Радуга, Колокольчик, Теремок, в соответствие с п.2.5.2 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; заменить изношенные оконные блоки гр.Звездочки (туалетная), Ромашка (гардеробная), гр.Теремок, в соответствие с п.2.8.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
В апелляционной жалобе Администрация г.Таганрога просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым исковые требования истца оставить без удовлетворения в части возложения обязанности по выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарных норм и правил.
В обоснование доводов жалобы ссылаясь на то, что надлежащим ответчиком по делу является Управление образования г.Таганрога, которое в соответствии с п.9 ст.3 Положения «Об Управлении образования
г.Таганрога» является главным распорядителем средств бюджета
г.Таганрога в отношении муниципальных образовательных учреждений.
В возражениях на апелляционную жалобу Управления Роспотребнадзора по Ростовской области указало на отсутствие оснований для отмены решения суда по мотивам, приведенным в жалобе, в силу недоказанности и необоснованности приведенных мотивов отмены.
Дело рассмотрено в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление.
В заседании судебной коллегии представитель Управления Роспотребнадзора по РО, действующая по доверенности Зиновьева С.Г., просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2021 году территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах по результатам внеплановой проверки решение №58.0034 от 10 марта 2021 года в отношении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №95 «Калинка», выдано предписание должностного лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Таганроге, Неклиновском. Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах уполномоченного на проведение проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, об устранения выявленных нарушений от 06 апреля 2021 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН со сроком исполнения 01 апреля 2022 года (л.д.10).
Решением НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 20 июня 2022 года МБДОУ представлена отсрочка исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 06 апреля 2021 года до 01 апреля 2023 года (л.д.9).
Хозяйствующим субъектом 02 марта 2023 года вх.НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в территориальный отдел представлены сведения о невыполнении предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 06 апреля 2021 года до 01 апреля 2023 года (л.д.8).
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствовался положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года №52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 года N336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года №322 «О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Указом Президента РФ от 09 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и исходил, что принимаемые со стороны территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Таганроге меры к МБДОУ «Детский сад №95 «Калинка» на протяжении значительного периода времени не обеспечили реальное устранение нарушений санитарных правил и норм, в связи с чем суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчиков Администрацию г.Таганрога, МБДОУ «Детский сад №95 «Калинка», обязанности по принятию мер по обеспечению содержания здания муниципального образовательного учреждения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении приведенных норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Ростовской области - территориальным органом Федерального органа исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322 утверждено Положение «О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Полномочия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 августа 2006 года № 257.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
На основании статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил, утвержденных и введенных в действие федеральным органом исполнительной власти на территории Российской Федерации является обязательным для юридических лиц.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20), направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом (п. 1.1).
Юридическое лицо обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения им юридически значимых действий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является Управление образования г.Таганрога, которое в соответствии с пунктом 9 статьи 3 Положения «Об Управлении образования г.Таганрога» является главным распорядителем средств бюджета г.Таганрога в отношении муниципальных образовательных учреждений, подлежат отклонению.
В силу пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Пунктом 5 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий сооружений муниципальных образовательных организации, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательных учреждениях.
Основной вид деятельности детского сада: создание комфортных и безопасных условий в здании и на участке в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, пожарной и антитеррористической безопасности. Финансирование обеспечения выполнения детским садом муниципального задания осуществляется в виде бюджетных субсидий.
Отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, обусловлены полномочиями органа местного самоуправления. Сведений о том, что указанные полномочия переданы Управлению образования г.Таганрога, не представлено.
В целом, приведенные в апелляционной жалобе доводы, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания и толкования норм материального права, а потому основанием к отмене решения суда являться не могут.
Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Суд первой инстанции по существу правильно разрешил дело, надлежащим образом применил нормы материального права, каких-либо нарушений процессуальных норм им не допущено, а потому решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 05 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.Таганрога без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 23.10.2023