ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело №Э2а-20/2019
88а-2361/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Саратов 03 февраля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Баранова Г.В., Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в кассационную жалобу комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области (далее – комитет ЖКХ и ТЭК курской области) на решение Большесолдатского районного суда Курской области от 26 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 03 сентября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Большесолдатского района Курской области к администрации Большесолдатского района Курской области, комитету ЖКХ и ТЭК Курской области о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдарова М.Б., представителя прокуратуры – Пирожникову Н.А., удостоверение серия ГП № 009382, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
прокурор Большесолдатского района Курской области обратился в Большесолдатский районный суд Курской области с административным иском (с учетом уточнения), в котором просил: признать незаконными бездействие администрации Большесолдатского района Курской области, комитета ЖКХ и ТЭК Курской области, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке в границах территории муниципального образования «Большесолдатский сельсовет» <адрес>, граничащей с земельным участком сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, с восточной, западной и южной сторон граничащей с лесополосами, площадью не менее № кв.м.; обязать администрацию Большесолдатского района Курской области, комитет ЖКХ и ТЭК Курской области в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке в границах территории муниципального образования <адрес>, с правой стороны по направлению движения из <адрес>, граничащей с земельным участком сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, с восточной, западной и южной сторон граничащей с лесополосами, площадью не менее № кв.м. и рекультивации занятого данной свалкой земельного участка; обязать администрацию Большесолдатского района Курской области, комитет ЖКХ и ТЭК Курской области в течение 6 месяцев со дня утверждения проекта ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке в границах территории муниципального образования <адрес>, граничащей с земельным участком сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, с восточной, западной и южной сторон граничащей с лесополосами, площадью не менее № кв.м. и рекультивации земельного участка, занятого свалкой, в соответствии с разработанным проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, ликвидировать несанкционированную свалку и провести рекультивацию земельного участка, занятого свалкой.
Заявленные требования обоснованы тем, что 23 ноября 2018 года при проведении прокуратурой Большесолдатского проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования на территории Большесолдатского района Курской области установлено, что вблизи <адрес> на земельном участке, расположенном с правой стороны по направлению движения из <адрес> расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов.
Решением Большесолдатского районного суда Курской области от 26 февраля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 03 сентября 2019 года административные исковые требования удовлетворены частично:
- признано незаконным бездействие администрации Большесолдатского района Курской области, комитета ЖКХ и ТЭК Курской области в части непринятия мер к ликвидации несанкционированной свалки, площадью не менее 500 кв.м., расположенной на земельном участке вблизи <адрес>, граничащей с земельным участком сельхозназначения с кадастровым номером №, с восточной и южной сторон, граничащей с лесополосами;
- суд обязал администрацию Большесолдатского района Курской области, комитет ЖКХ и ТЭК Курской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку площадью не менее № кв.м., расположенную на земельном участке вблизи <адрес> граничащей с земельным участком сельхозназначения с кадастровым номером №, с восточной и южной сторон, граничащей с лесополосами;
- суд обязал администрацию Большесолдатского района Курской области, комитет ЖКХ и ТЭК Курской области в течение шести месяцев со дня ликвидации несанкционированной свалки, разработать проект рекультивации данного земельного участка и провести его рекультивацию в соответствии с разработанным проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 02 декабря 2019 года комитетом ЖКХ и ТЭК Курской области через суд первой инстанции и поступившей 17 декабря 2019 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции, оспаривается законность и обоснованность решения Большесолдатского районного суда Курской области от 26 февраля 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 03 сентября 2019 года и ставится вопрос об их отмене, направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная жалоба мотивирована следующими доводами о том, что обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возложена на собственника земельного участка, который обязан обеспечить самостоятельно или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором; комитет, в рамках своих полномочий, осуществляет организацию деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору), транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится на территории Большесолдатского муниципального образования.
Прокуратурой Большесолдатского района Курской области по доводам кассационной жалобы поданы письменные возражения.
Представитель прокуратуры не возражала против рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Иные стороны в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания; явка сторон не признавалась обязательной.
В силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции определила рассмотреть дело в отсутствие администрации Большесолдатского района Курской области.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя прокуратуры, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что в настоящем деле судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены в части судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки прокуратурой Большесолдатского района, в соответствии с заданием прокуратуры Курской области от 28 августа 2018 года, исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования, на территории Большесолдатского района Курской области 23 ноября 2018 года установлено, что вблизи <адрес> направлению движения из <адрес> расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, с северной стороны граничащая с земельным участком сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, с восточной, западной и южной сторон граничащая с лесополосами, представляющая собой бывшую в употреблении упаковочную тару из под продуктов питания и напитков, стеклотару, использованные товары народного потребления, утратившие свои потребительские качества, бытовые отходы, которые образовались в процессе производства и потребления граждан.
Площадь, занятая коммунальными отходами на момент проверки составляла не менее № кв.м, отходы размещены на плоском земельном участке перед оврагом, а также в овраге.
Постановлением главы администрации Большесолдатского района Курской области за № № от 24 сентября 1992 года данный земельный участок был отведен для сбора бытовых отходов, снят с кадастрового учета 01 сентября 2017 года, относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования под иными объектами специального назначения, правообладателей земельного участка не имеется, находится в границах Большесолдатского сельского совета Большесолдатского района Курской области. Поскольку объект размещения отходов на указанном земельном участке в эксплуатацию не вводился, в реестр объектов размещения отходов не внесен, свалка бытовых отходов не санкционирована.
Суды первой и апелляционной инстанций, признавая требования прокурора подлежащими удовлетворению в части, исходили из того, что ликвидация несанкционированной свалки является совместной обязанностью, как органов местного самоуправления, так и государственной власти субъекта - комитета ЖКХ и ТЭК Курской области, возложив на них солидарную ответственность.
Судебная коллегия кассационной инстанции не может согласиться с выводами судебных инстанций в части касающейся обязанности комитета ЖКХ и ТЭК Курской области по следующим основаниям.
Выводы судебных инстанций о том, что ликвидация несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов является обоюдной обязанностью органов государственной власти субъекта Федерации и органа местного самоуправления, направленной на охрану окружающей среды, основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с положениями части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия за счет собственных средств.
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов возложена на органы местного самоуправления.
Кроме того, несанкционированная свалка выявлена на земельном участке, расположенном на территории муниципального образования Большесолдатского района Курской области, а потому образование указанной несанкционированной свалки явилось следствием ненадлежащего выполнения данным органом муниципальной власти возложенной законом обязанности по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующего муниципального района.
Согласно статье 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе, устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами; установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; установление порядка ведения регионального кадастра отходов; определение в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения; утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждение производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами; установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов; организация деятельности по накоплению (в том числе, раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе, их раздельного накопления); регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами; утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Постановлением Губернатора Курской области от 11 июня 2015 года № 263-пг «О реализации Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации», комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области определен уполномоченным органом по организации деятельности по накоплению (в том числе, раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно Положению о комитете ЖКХ и ТЭК Курской области, утвержденному постановлением Губернатора Курской области от 06 июня 2018 года № 189-пг, комитет осуществляет разработку, утверждение и реализацию региональных программ в области с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами; участвует в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; организует деятельность по накоплению (в том числе, раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; регулирует деятельность региональных операторов; разрабатывает и утверждает территориальную схему обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, из указанных законоположений не следует, что на органах власти субъекта лежит обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, образованных на территориях муниципальных образований.
В ведении и сфере ответственности субъекта Российской Федерации находятся полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Возложение на орган власти субъекта Российской Федерации обязанности, не предусмотренной законом, нарушает баланс прав и обязанностей различных уровней власти, в данном случае, органов власти субъекта Российской Федерации и органов муниципальной власти.
При таких данных судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что имело место неправильное применение материального закона судами первой и апелляционной инстанций, приведшее к принятию в указанной части неправильных судебных актов, что в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием к отмене судебного акта.
В связи с указанными обстоятельствами судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций в части признания незаконным бездействия комитета ЖКХ и ТЭК Курской области по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки; возложения обязанности на комитет ЖКХ и ТЭК Курской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку; возложения обязанности на комитет ЖКХ и ТЭК Курской области в течение шести месяцев со дня ликвидации несанкционированной свалки, разработать проект рекультивации данного земельного участка и провести его рекультивацию в соответствии с разработанным проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Постановить в данной части новое решение об отказе в удовлетворении административного иска прокурора Большесолдатского района Курской области к комитету ЖКХ и ТЭК Курской области.
В остальной части решение Большесолдатского районного суда Курской области от 26 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 03 сентября 2019 года оставить в силе.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Большесолдатского районного суда Курской области от 26 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 03 сентября 2019 года отменить в части:
- признания незаконным бездействие комитета ЖКХ и ТЭК Курской области в части непринятия мер к ликвидации несанкционированной свалки, площадью не менее № кв.м., расположенной на земельном участке вблизи <адрес>, граничащей с земельным участком сельхозназначения с кадастровым номером №, с восточной и южной сторон, граничащей с лесополосами;
- возложения обязанности на комитет ЖКХ и ТЭК Курской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку площадью не менее № кв.м, расположенную на земельном участке вблизи <адрес> граничащей с земельным участком сельхозназначения с кадастровым номером №, с восточной и южной сторон, граничащей с лесополосами;
- возложения обязанности на комитет ЖКХ и ТЭК Курской области в течение шести месяцев со дня ликвидации несанкционированной свалки, разработать проект рекультивации данного земельного участка и провести его рекультивацию в соответствии с разработанным проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы – отменить и в этой части в удовлетворении административного иска прокурора Большесолдатского района Курской области - отказать.
В остальной части решение Большесолдатского районного суда Курской области от 26 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 03 сентября 2019 года оставить в силе.
Председательствующий
судьи