(№ 12-63/2024)
РЕШЕНИЕ
10 июня 2024 года г. Симферополь
Судья Верховного суда Республики Крым Двирнык Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя Садоводческого потребительского кооператива «Технолог» Ивановой Татьяны Васильевны на решение судьи Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 19 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении председателя Садоводческого потребительского кооператива «Технолог» Ивановой Татьяны Васильевны,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора Симферопольского района Республики Крым по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности по Симферопольскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Крым Лукьяненко И.Н. от 20.12.2023 года № должностное лицо - председатель СПК «Технолог» Иванова Т.В. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с постановлением, председатель СПК «Технолог» Иванова Т.В. обратилась с жалобой в Центральный районный суд г.Симферополя РК.
Решением судьи Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 19 марта 2024 года постановление главного государственного инспектора Симферопольского района Республики Крым по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности по Симферопольскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Крым Лукьяненко И.Н. от 20.12.2023 года оставлено без изменения, а жалоба Ивановой Татьяны Васильевны оставлена без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым, председатель СПК «Технолог» Иванова Т.В. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда, а также о прекращении производства по делу ввиду отсутствия в действиях состава административного правонарушения; одновременно просит смягчить назначенное наказание на основании ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ или заменить назначенное наказание предупреждением.
В судебном заседании Иванова Т.В., ее защитник Денисова Е.А. поддержали жалобу, просили удовлетворить.
Ранее в судебном заседании заместитель начальника отдела надзорной деятельности по Симферопольскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по РК Шаповалов И.М. пояснил следующее. Проверка пожарной безопасности в СПК «Технолог» была проведена по заявлению гражданина, которого он не может назвать, чтобы не раскрывать персональные данные. По этой же причине он не может предоставить эти материалы суду. Гриф секретности на материалах отсутствует. Председателю СПК «Технолог» было вменено установленное нарушение пожарной безопасности - руководитель организации не проводит проверку на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Водоотдача должна осуществляться из источника водоснабжения, который на момент проверки существовал на территории СПК «Технолог». О данном источнике отсутствуют сведения в протоколе и постановлении об административном правонарушении, поскольку данные сведения не являются необходимыми для установления в случае вмененного правонарушения. Доказательством расположения источника водоснабжения на территории, принадлежащей СПК «Технолог», являлась кадастровая карта. Предоставить ее в данном судебном заседании также не представляется возможным.
После пояснений в судебном заседании инспектора отдела надзорной деятельности по Симферопольскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по РК Моисеенко Д.С. заместитель начальника отдела надзорной деятельности по Симферопольскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по РК Шаповалов И.М. уточнил свои ранее данные пояснения, заявив, что источник водоснабжения, в отношении которого должна осуществляться проверка водоотдачи, действительно был создан СПК «Технолог» только на время окончания проверки. Вследствие чего руководитель СПК «Технолог» Иванова Т.В. была привлечена к административной ответственности за то, что она как руководитель организации не проводит проверку на водоотдачу из этого источника не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
В судебном заседании инспектор отдела надзорной деятельности по Симферопольскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по РК Моисеенко Д.С. пояснил, что присутствовал при проведении проверки и подтверждает, что действительно на время ее проведения отсутствовал в СПК «Технолог» источник наружного водоснабжения. По рекомендации инспектора данный источник был сооружен на территории СПК «Технолог» и к концу проверки он уже был в наличии.
Изучив материалы дела, а также дополнительно истребованные материалы, выслушав участников процесса, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Ответственность по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Как следует из постановления должностного лица, в период с 08.11.2023 года по 30.11.2023 года в отношении СПК «Технолог» была проведена внеплановая выездная проверка должностным лицом МЧС по Республике Крым. В ходе проверки выявлено нарушение требований пожарной безопасности на объекте СПК «Технолог» по адресу: <адрес> СПК «Технолог», выразившееся в том, что руководитель организации не проводит проверку на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
По результату выявленных нарушений в отношении Ивановой Т.В. был составлен протокол об административном правонарушении № по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения 20.12.2023 года председателя СПК «Технолог» Ивановой Т.В. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Согласно требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности - это реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона "О пожарной безопасности" основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относятся, в том числе включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов.
Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности (ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности").
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.
На основании ст. 63 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
С 1 января 2021 года в Российской Федерации введены Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479.
В силу Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников садовых земельных участков возложена обязанность по соблюдению обязательных, а не первичных требований пожарной безопасности.
Согласно пункта 48 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 30.03.2023) "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" руководитель организации извещает подразделение пожарной охраны при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, находящихся на территории организации, а также в случае уменьшения давления в водопроводной сети ниже требуемого.
Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности организации, и организует проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Таким образом, обязанность проведения проверок на водоотдачу из наружного противопожарного водоснабжения лежит на руководителе организации в случае нахождения наружного противопожарного водоснабжения в зоне эксплуатационной ответственности организации.
В соответствии с п. 75 данных Правил создание для целей пожаротушения источников наружного противопожарного водоснабжения, а также условий для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" возложено на органы местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов.
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Согласно к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Председатель СПК «Технолог» Иванова Т.В. не отрицает наличие в настоящее время на территории СПК «Технолог» пожарного водоема, представила в материалы дела акт приемки пожарного водоема комиссией СПК «Технолог», утвержденного председателем Ивановой Т.В. от 05.12.2023 года (л.д. 47).
В судебном заседании Иванова Т.В. дополнительно пояснила следующее. В ноябре 2023 года в СПК «Технолог» проведена проверка на предмет соблюдения пожарной безопасности. Поскольку отсутствовал какой-либо источник водоснабжения на территории СПК, инспектором МЧС им было рекомендовано его создать, что СПК и было сделано. 05 декабря 2023 года СПК «Технолог» составлен акт о приемке пожарного водоема в эксплуатацию, сообщение о создании емкости противопожарного водоснабжения направлено СПК «Технолог» в адрес начальника 1 ПСО ФПС ГУ МЧС России по Республике Крым 07.12.2024 года. Данный источник водоснабжения должен был быть поставлен на учет, однако вместо этого в отношении нее был составлен протокол и она привлечена к ответственности за то, что СПК не ведет журнал учета проведения проверок водоотдачи два раза в год.
Пояснения Ивановой Т.В. об отсутствии на время проведения проверки источника наружного противопожарного водоснабжения на территории СПК «Технолог» согласуются с информацией, изложенной в акте выездного обследования, проведенного по адресу: <адрес>, СПК «Технолог», от 27.09.2023 года, в котором указано, что по данному адресу отсутствуют источники противопожарного водоснабжения.
Указанные пояснения Ивановой Т.В. согласуются также с пояснениями инспектора отдела надзорной деятельности по Симферопольскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по РК Моисеенко Д.С., данными в судебном заседании.
В материалах проверки имеется также обращение лица, послужившее основанием для проведения проверки СПК «Технолог» на наличие требований пожарной безопасности, в котором обращено внимание на отсутствие на территории СПК «Технолог» источников противопожарного водоснабжения.
В свою очередь председателю СПК «Технолог» Ивановой Т.В. вменено нарушение положений пункта 48 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 30.03.2023) "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", а именно то, что она как руководитель организации не проводит проверку на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
При этом Постановлением Правительства РФ от 24.10.2022 года в указанный пункт внесены изменения, а именно на руководителя организации возложена обязанность проведения проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год именно из источника наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности организации (из пункта исключена проверка источника внутреннего противопожарного водоснабжения).
На основании ч. 2 ст. 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся; 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары.
Согласно пункта 3.6 Приказа МЧС России от 30.03.2020 N 225 (ред. от 25.12.2023) "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты, Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", к источникам наружного противопожарного водоснабжения относится: водопровод, водные объекты, оборудованные для целей пожаротушения, пожарные резервуары и пожарные водоемы.
Для использования в качестве наружного противопожарного водоснабжения могут предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения, а также градирни, брызгальные бассейны и сооружения, вода из которых может быть использована для тушения пожара (пункт 4.2 Приказа).
Между тем, ни должностным лицом, ни судьей районного суда при рассмотрении дела не выяснялось, был ли на время осмотра установлен источник наружного противопожарного водоснабжения для забора воды на территории СПК «Технолог», который в силу требований пункта 48 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 30.03.2023) "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" необходимо дважды в год проверять на предмет водоотдачи; был ли данный источник введен в эксплуатацию и поставлен на учет, а также в чьей зоне ответственности находится источник наружного противопожарного водоснабжения.
Следовательно, в принятых по делу актах не описано само событие правонарушения.
Согласно требованиям статей 24.1, 26.1, 26.11, 30.6, названного кодекса судья при разрешении дела, а также жалобы, поданных на постановление, решение по делу об административном правонарушении, должен проверить все заявленные доводы и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать им надлежащую правовую оценку. Требования указанных норм судьей не выполнены, что не отвечает установленным статьей 24.1 названного кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение судье, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, исследовать имеющиеся доказательства в их совокупности и принять законное и обоснованное решение, исходя из установленных обстоятельств, обеспечив полное, объективное и всестороннее рассмотрение дела и вынести мотивированное постановление в соответствии с требованиями статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Крым,
решил:
решение судьи Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 19 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении председателя Садоводческого потребительского кооператива «Технолог» Ивановой Татьяны Васильевны, отменить.
Дело направить в Центральный районный суд г.Симферополя Республики Крым на новое рассмотрение.
Судья подпись Н.В. Двирнык
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>