К делу № 2-108/2022
УИД 23RS0060-01-2022-000021-63
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ст-ца Старощербиновская «31» мая 2022 г.
Щербиновский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Гардер Р.Н.,
при секретаре Алексютиной К.А.,
с участием:
помощника прокурора Щербиновского района Маточкиной А.Ю.,
представителя истца по первоначальному иску и ответчика по встречному иску администрации МО Щербиновский район Беликовой Ю.С., действующей по доверенности № от 15.02.2021г.,
ответчиков по первоначальному иску и истцов по встречному иску Демьяненко ВВ, Демьяненко АВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования Щербиновский район к Демьяненко ВВ, Демьяненко АВ о признании зарегистрированных в квартире граждан не приобретшими права пользования жилым помещением, и по встречному иску Демьяненко ВВ, Демьяненко АВ, Демьяненко ОА к администрации МО Щербиновский район о признании приобретенного права пользования на жилые помещения на условиях фактически заключенного договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Представитель администрации МО Щербиновский район обратился с иском к Демьяненко О.А. и Демьяненко В.В. о признании зарегистрированных в квартире граждан не приобретшими права пользования жилым помещением. В обоснование исковых требований представитель истца указывает, что администрации принадлежат на праве собственности квартиры № в <адрес>. В ходе контрольных мероприятий за использованием муниципального жилищного фонда МО Щербиновский район было установлено, что указанные выше помещения занимает Демьяненко О.А. и Демьяненко В.В. Согласно адресных справок Демьяненко О.А. и Демьяненко В.В. зарегистрированы в квартире № по вышеуказанному адресу. По мнению администрации, ответчики не приобрели право пользования жилыми помещениями в квартире № в <адрес>, поскольку не имеют каких-либо документов, подтверждающих право проживания в указанных помещениях. Администрацией в адрес ответчиков было направлено письмо с просьбой предоставить документы, подтверждающие право проживания в спорных квартирах. Однако ответчики данное письмо проигнорировали, документов не предоставили. Требование истца о выселении из жилого помещения осталось без ответа. Представитель истца просит суд признать Демьяненко ОА и Демьяненко ВВ не приобретшими права пользования жилыми помещениями, расположенными по адресу: <адрес>, принадлежащими администрации муниципального образования Щербиновский район на праве собственности; Снять с регистрационного учета по адресу: <адрес> Демьяненко ОА и Демьяненко ВВ; Обязать Демьяненко ОА и Демьяненко ВВ освободить занимаемые жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> в течение 7 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В предварительном судебном заседании 17.03.2022г. представитель истца по доверенности Беликова Ю.С. уточнила исковые требования, в связи с тем, что администрацией района было установлено, что в занимаемых Демьяненко О.А. и Демьяненко В.В. жилых помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, также зарегистрирован Демьяненко А.В., а именно в квартире № В связи с чем представитель администрации просит суд признать Демьяненко ОА, Демьяненко ВВ, Демьяненко АВ не приобретшими права пользования жилыми помещениями, расположенными по адресу: <адрес>, принадлежащими администрации муниципального образования Щербиновский район на праве собственности; Снять с регистрационного учета по адресу: <адрес> Демьяненко ОА, Демьяненко ВВ, Демьяненко АВ; Обязать Демьяненко ОА, Демьяненко ВВ, Демьяненко АВ освободить занимаемые жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> в течение 7 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца по первоначальному иску по доверенности Беликова Ю.С. также уточнила исковые требования, поскольку ответчик по первоначальному иску Демьяненко О.А. умерла, то администрация отказывается от исковых требований в этой части. Последствия отказа от части исковых требований представителю истца по первоначальному иску известны и понятны. В остальном представитель истца по первоначальному иску поддержала исковые требования администрации в полном объеме, настаивала на их удовлетворении по изложенным в иске основаниям. Против удовлетворения встречных исковых требований представитель администрации возражала, поддержав доводы, изложенные в отзыве на встречное исковое заявление.
Ответчики по первоначальному иску и истцы по встречному иску Демьяненко В.В., Демьяненко А.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения первоначального иска, поскольку считают, что спорные жилые помещения принадлежат им на законных основаниях, а поскольку другого жилья у них нет, то они возражают против выселения их из занимаемых ими квартир. Встречные исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчиков по первоначальному иску и истцов по встречному иску по доверенности Герасименко В.В. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежаще, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель третьего лица по первоначальному иску ОВМ ОМВД России по Щербиновскому району в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
Участвующая в рассмотрении дела помощник прокурора Щербиновского района Маточкина А.Ю. в судебном заседании пояснила, что считает исковые требования администрации МО Щербиновский район подлежащими удовлетворению, поскольку ответчиками не представлено суду доказательств обоснованности проживания в спорных жилых помещениях, договор социального найма с ними не заключался. Многоквартирный жилой дом признан аварийным и проживание в нем не возможно, при этом ответчики по первоначальному иску в администрацию с заявлением о предоставлении им другого жилья не обращались. В связи с чем, прокурор просила также в удовлетворении встречных исковых требований отказать.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителей ответчиков по первоначальному иску и истцов по встречному иску, а также третьего лица по первоначальному иску, надлежаще уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы по делу, выслушав представителя истца по первоначальному иску и ответчика по встречному иску администрации МО Щербиновский район, истцов по встречному иску и ответчиков по первоначальному иску, позицию помощника прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с ч. 1 ст.40 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 1 ст.288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Как установлено в судебном заседании, и следует из представленных документов, Муниципальное образование Щербиновский район является собственником жилых помещений:
- квартира №, общей площадью <данные изъяты>., кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес>, номер государственной регистрации № от 08.05.2020г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25 декабря 2021 года №;
- квартира №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес>, номер государственной регистрации № от 08.05.2020г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №;
- квартира №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес>, номер государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №.
В ходе контрольных мероприятий за использованием муниципального жилищного фонда муниципального образования Щербиновский район было установлено, что указанные выше помещения занимают Демьяненко ОА (в настоящее время умерла), Демьяненко ВВ и Демьяненко АВ.
Согласно имеющихся в материалах дела адресных справок, выданных отделом МВД России по Щербиновскому району ГУМВД РФ по Краснодарскому краю Демьяненко В.В. зарегистрирован в жилом помещении №, а Демьяненко А.В. в жилом помещении № в <адрес>.
23 сентября 2020 года в адрес Демьяненко О.А. было направлено письмо № 01-7454/20-19 о необходимости в срок до 30 сентября 2020 года представить документы, подтверждающие основание проживания в вышеуказанных помещениях, которое Демьяненко О.А. проигнорировала, документы до настоящего времени не представлены.
16 декабря 2021 года администрацией МО Щербиновский район в адрес Демьяненко О.А. и Демьяненко В.В. было направлено требование № 01-19-10492/21 о выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета, которое осталось без ответа.
23 сентября 2020 года и 16 декабря 2021 года были предприняты действия, направленные на примирение, что подтверждается письмом № 01-7454/20-19 и требованием о выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета № 01-19-10492/21, но договоренности между сторонами достигнуто не было.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с п. 1 ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно абз. 6 ст. 7 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», пп. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Постановлением администрации муниципального Щербиновский район от 21 октября 2020 года № 610 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу», дом в котором расположены, занимаемые ответчиками жилые помещения, признан аварийным и подлежащим сносу.
Внеочередное предоставление жилого помещения осуществляется на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
По смыслу законодательства внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Такое имущественное положение подтверждается постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, признанием малоимущими в установленном законом порядке.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами, непригодным для проживания не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признание граждан малоимущими в установленном порядке и нуждающимися в предоставлении жилого помещения.
Вышеуказанный вывод находит свое отражение в Апелляционном определении Верховного суда Республики Карелия от 30.08.2016 по делу N 33-3382/2016, Апелляционном определении Нижегородского областного суда от 26.05.2017 по делу N 33-5058/2017.
Таким образом, п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ подлежит применению в том случае, если гражданину принадлежало на праве социального найма жилое помещение, которое было признано в установленном законодательством РФ порядке непригодным для проживания, а гражданин в свою очередь был признан малоимущим и нуждающимся в предоставлении жилого помещения. Данный вывод подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 16.08.2016 N80-KT16-7.
Возможность предоставления во внеочередном порядке жилых помещений по договору социального найма гражданам, проживавшим в признанном непригодным для проживания жилом помещении на основании договоров поднайма, коммерческого найма, безвозмездного пользования, действующим законодательством не предусмотрена.
Ответчики проживали в помещении, принадлежащем администрации муниципального образования Щербиновский район без документов, не обладали ни правом собственности, ни правом владения и пользования жилым помещением по договору социального найма, в связи с чем, не приобрели внеочередного права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
С учетом изложенного, суд находит требования администрации муниципального образования Щербиновский район о признании Демьяненко В.В. и Демьяненко А.В. не приобретшими права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета основанными на законе и подлежащими частичному удовлетворению, а именно в части срока освобождения спорных жилых помещений.
Так, суд считает возможным предоставить ответчикам по первоначальному иску срок для освобождения занимаемых ими жилых помещений в <адрес> 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом, суд, рассмотрев встречное исковое заявление, Демьяненко В.В. и Демьяненко А.В. к администрации МО Щербиновский район о признании приобретенного права пользования на жилые помещения на условиях фактически заключенного договора социального найма, не находит оснований для его удовлетворения ввиду следующего.
В соответствии с архивной справкой от 30.03.2022 года № 1930, согласно лицевому счету № 1796, похозяйственной книг и № 28 Старощербиновского сельского Совета народных депутатов на 1983г., 1984г., 1985г., семья Демьяненко ОА совместно с мужем и детьми проживала в квартире № многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
Согласно лицевому счету №, похозяйственной книг и № Старощербиновского сельского Совета и его исполнительного комитета ст. Старощербиновской на 1986 - 1990 годы семья Демьяненко О.А. совместно с мужем и детьми проживала в квартире № многоквартирного дома по адресу: <адрес> (до изменения нумерации номер <адрес>).
Основания вселения данной семьи в вышеуказанные квартиры в данных книгах не указаны.
У Демьяненко О.А. отсутствует как ордер на вселение в вышеуказанные квартиры, так и ордер на найм вышеуказанных квартир. В администрации муниципального образования Щербиновский район вторые экземпляры ордеров также отсутствуют.
Также у Демьяненко О.А. отсутствует договора социального найма жилого помещения или договор коммерческого найма жилого помещения. Администрацией данные документы Демьяненко О.А. не выдавались. Также в администрации отсутствует информация о заключении с указанной гражданкой и членами ее семьи, каких либо договоров, дающих им права на проживание указанных квартирах.
Согласно данным представленным администрацией Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района, в похозяйственной книге № 27 за 1986-1990 годы имеется справка от 11 июня 1986 года, выданная управлением домами Щербиновского райисполкома Демьяненко В.С. и Демьяненко О.А. в том, что им действительно разрешена прописка в коммунальной квартире по <адрес>.
Также согласно данным похозяйственной книги за 1980-1982 годы семья Демьяненко О.А. до 01.06.1986 года проживала в собственном жилом помещении состоящим из 1/2 доли жилого дома в <адрес>. Данная семья выбыла из данного адреса проживания на квартиру к Разуваевой Д.Е., проживавшей по адресу: <адрес>, в связи со строительством по <адрес> дома (времянки).
Данные о том, что данная семья проживала в домовладении по <адрес> в администрации сельского поселения отсутствуют.
В соответствии с Жилищным кодексом РСФСР 1983 года Жилищный фонд включает:
жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);
жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд);
жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов);
жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд) (статья 5).
Государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд) (статья 6).
Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью (статья 28)..
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР (статья 30).
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производился по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривались в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.
О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме (статья 31).
Жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (статья 33).
Жилые помещения предоставлялись гражданам в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете из депутатов Советов, представителей общественных организаций, трудовых коллективов (статья 42).
На основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдавал гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (статья 47).
Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Типовой договор найма жилого помещения, правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории утверждаются Советом Министров РСФСР (статья 50).
Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
В договоре найма жилого помещения определяются права и обязанности сторон по пользованию жилыми помещениями.
К отношениям, вытекающим из договора найма жилого помещения, в соответствующих случаях применяются также правила гражданского законодательства Союза ССР и РСФСР.
Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» на учет для получения жилых помещений принимались граждане, постоянно проживающие в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР) и нуждающиеся в улучшении жилищных условий (пункт 2).
Жилые помещения предоставлялись гражданам в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма и на условиях аренды, как правило, в виде отдельной квартиры на семью (пункт 3).
Обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений являлось постоянное проживание с регистрацией по месту жительства в данном населенном пункте (пункт 8).
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства (пункт 9).
Ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся:
- в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов - отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами;
- на предприятиях, в учреждениях, организациях - должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом (пункт 11).
Для принятия на учет гражданином подавалось заявление. К заявлению прилагались: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса (пункт 12).
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, велся по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений (пункт 15).
Жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включаются в отдельные списки на предоставление жилой площади. Порядок предоставления жилых помещений указанным категориям граждан определяется в правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений (пункт 22).
Не допускалось предоставление жилых помещений гражданам, не состоящим на учете, за исключением случаев неотложного расселения граждан (в связи со стихийным бедствием, из домов (жилых помещений), грозящих обвалом, подлежащих сносу домов и т.п.), а также в других случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР (пункт 32).
На основании решения о предоставлении жилого помещения по договору найма в доме государственного, муниципального или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдавал гражданину ордер по установленной форме (Приложение №4), который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (пункт 47).
Выдача ордеров на заселение жилых помещений производилась в точном соответствии с решением о предоставлении жилого помещения отделом по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами.
Ордер выдавался непосредственно гражданину, которому предоставлялось жилое помещение (пункт 49).
В соответствии с постановление Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. № 415 «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР и типового договора найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР» жилые помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда предоставляются гражданам по договору найма и аренды (пункт 2 правил).
На пользование жилыми помещениями в пределах нормы жилой площади заключается договор найма жилого помещения в письменной форме на основе Типового договора найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - предприятием, учреждением и организацией, осуществляющими эксплуатацию жилых домов) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер (пункт 7 правил).
Согласно Гражданского кодекса РСФСР 1964 года по договору найма жилого помещения наймодатель обязуется предоставить нанимателю за плату жилое помещение для проживания в нем (статья 295).
Предоставление жилых помещений в домах местных Советов депутатов трудящихся производится исполнительным комитетом местного Совета при участии представителей общественных организаций, а в домах государственных, кооперативных и общественных организаций - по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза, утвержденному исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся.
На основании решения о предоставлении внаем жилого помещения исполнительный комитет местного Совета депутатов трудящихся выдает гражданину ордер на занятие жилого помещения.
Ордер, выданный с нарушением порядка, установленного в настоящей статье, может быть признан судом недействительным (статья 296).
Управление домом обязано было заключить с гражданином, на имя которого выдан ордер, письменный договор найма указанного в ордере помещения сроком на пять лет, а если помещение является служебным, - на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение (статья 299).
Анализируя нормы законодательства действовавшего в указанный выше период можно сделать следующие основные выводы:
до 1 марта 2005 года доказательствами заключения договора социального найма жилого помещения, свидетельствующими о законном вселении граждан в жилые помещения, являлись ордер на жилое помещение и договор социального найма жилого помещения, выданные гражданам, состоявшим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
после 1 марта 2005 года доказательствами заключения договора социального найма жилого помещения служит только договор социального найма жилого помещения.
Факт вселения граждан в жилое помещен и его проживание в нем не свидетельствуют о заключении с ними договора социального найма.
Согласно сведениям администрации Демьяненко О.А. совместно с членами своей семьи не состояла и не состоит на учете в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а так же ни когда не подавала заявлений о постановке на такой учет.
Заявлений о приватизации указанных квартир ни от Демьяненко О.А. ни от Демьяненко В.С. в администрацию не поступали.
Подготовка технической документации на объединение квартир 5-7 не подтверждает факта заключения с данной семьей договора социального найма жилого помещения.
Доводы истцов по встречному иску о том, что отец умер и поэтому не успел оформить документы, являются не состоятельными, так как со дня смерти отца прошло более 10 лет, и за это время членами его семьи не было предпринято ни каких действий по получению прав на проживание в данных квартирах. Также, если истцы предполагали, что данная квартира уже находится в их собственности, ими также не принимались действия на вступление в наследство после смерти отца. Следовательно, все их действия говорят о том, что они знали об отсутствии у них каких-либо документов на квартиры. И лишь подача искового заявления администрацией об их выселении из занимаемых квартир послужила поводом к попытке узаконить свои права на данные квартиры.
Представленные истцами квитанции об оплате коммунальных услуг, так же подтверждают недобросовестное отношение по содержанию имущества, так как данный дом был отключен от газоснабжения и водоснабжения из-за имеющихся задолженностей.
В соответствии с действующими нормами, регулирующими жилищные отношения, истцы могут обратиться в общем порядке в администрацию для постановки их на учет в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В случае признании их таковыми они могут претендовать на получение квартиры по договору социального найма при наличии свободного жилфонда в порядке очередности, либо с ними может быть заключен договор найма жилого помещения коммерческого использования, при наличии квартир в муниципальном коммерческом фонде.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации муниципального образования Щербиновский район к Демьяненко ВВ, Демьяненко АВ о признании зарегистрированных в квартире граждан не приобретшими права пользования жилым помещением – удовлетворить частично.
Признать Демьяненко ВВ, Демьяненко АВ не приобретшими права пользования жилыми помещениями, расположенными по адресу: <адрес>, принадлежащими администрации муниципального образования Щербиновский район на праве собственности.
Снять с регистрационного учета по адресу: <адрес> Демьяненко ВВ, Демьяненко АВ.
Обязать Демьяненко ВВ, Демьяненко АВ освободить занимаемые жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
В удовлетворении встречных исковых требований Демьяненко ВВ, Демьяненко АВ к администрации МО Щербиновский район о признании приобретенного права пользования на жилые помещения на условиях фактически заключенного договора социального найма – отказать.
Срок обжалования решения 1 месяц в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Щербиновский районный суд со дня изготовления решения в окончательной форме.
При подаче апелляционной жалобы в соответствии со ст. 49 ГПК РФ адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия. Иные оказывающие юридическую помощь лица должны представить суду документы, удостоверяющие их полномочия, а также документы о своем высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности.
В окончательной форме решение суда изготовлено 6 июня 2022 года.
Судья Р.Н. Гардер