Дело № 2а-1720/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июля 2020 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Оляхиновой Г.З.,
при секретаре Бадлееве Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Элисте к Новикову Сергею Викторовичу о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Элисте (далее - Инспекция) обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что Новиков С.В. на праве собственности обладает (обладал) жилым домом, по адресу: <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты>, площадь 59,60, дата регистрации права 22.12.2013.
В адрес должника Инспекцией было направлено налоговое уведомление №59572363 от 27.08.2016, в котором предлагалось добровольно уплатить налоги. В связи с неуплатой административным ответчиком налогов в установленные сроки, Инспекцией направлены требования об уплате налогов и пени №29585 от 14.12.2016, №59293 от 28.10.2015.
05.02.2020 мировым судьей судебного участка № 2 Элистинского судебного района Республики Калмыкия вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Просит восстановить пропущенный процессуальный срок на взыскание с Новикова С.В. налог на имущество физических лиц в размере 4 058 руб. 22 коп. и пени в размере 22 руб. 75 коп. за налоговый период 2014, 2015 гг., всего на общую сумму 4 080 руб. 97 коп.
В судебное заседание представитель административного истца не явился.
В судебное заседание административный ответчик Новиков С.В. не явился, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, о причине неявки суд не известил, не просил об отложении либо рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований отказать по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В силу ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 400, 401 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса РФ. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу ст. 405 Налогового кодекса РФ налоговым периодом для уплаты налога на имущество признается календарный год.
В соответствии с п.1 ст. 409 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и в сроки, которые установлены Налоговым кодексом РФ.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом требование об уплате налога.
В соответствии с ч. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч. 2 ст. 75 Налогового кодекса РФ). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч. 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ).
Как видно из материалов дела, административный ответчик на праве собственности обладает (обладала) жилым домом, по адресу: <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты>, площадь 59,60, дата регистрации права 22.12.2013. Ему направлялось налоговое уведомление №59572363 от 27.08.2016 в котором предлагалось добровольно уплатить налоги. В связи с неуплатой административным ответчиком налогов в установленные сроки, Инспекцией было направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №59293 от 28.10.2015 с установлением срока оплаты до 27.01.2016, требование №29585 от 14.12.2016 с установлением срока оплаты до 07.02.2017, и, соответственно шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании страховых взносов, пени и штрафов в судебном порядке по требованию истекал 07.08.2017.
Вместе с тем, согласно представленной налоговой инспекцией информации с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогам и пени в отношении Новикова С.В. в судебный участок № 2 Элистинского судебного района Республики Калмыкия Инспекция обратилась только 03.02.2020, то есть с пропуском установленного срока.
05.02.2020 мировым судьей судебного участка № 2 Элистинского судебного района Республики Калмыкия вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Новикова С.В. в пользу Инспекции недоимки по налогам и пени в связи с истечением срока для обращении в суд.
Налоговый орган, обратившись к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском установленного законом срока, на дату подачи заявления утратил право на принудительное взыскание с собственника спорного налога.
С настоящим административным иском Инспекция обратилась в суд 22.06.2020.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Административный истец причины пропуска срока подачи административного иска не указал, доказательств суду не представил, в материалах дела таковые отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у административного истца имелась реальная возможность обратиться в суд в установленные законом сроки, обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, административным истцом не представлено.
Налоговый орган является профессиональным участником страховых и налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов, страховых взносов и своевременностью их взимания; в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи административного иска подлежит отклонению, с отказом в удовлетворении административных исковых требований о взыскании обязательных платежей и санкций.
Руководствуясь ст.ст. 286 – 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Элисте к Новикову Сергею Викторовичу о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Г.З. Оляхинова