Решение по делу № 8а-15312/2020 [88а-16289/2020] от 18.09.2020

№ 88а-16289/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск                                       03 ноября 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Степанова П.В.,

судей Ермолаевой Л.П., Зариповой Ю.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пыцко Виктории Витальевны на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 18 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 11 июня 2020 года, вынесенные по административному делу №2а-951/20 по административному иску Пыцко Виктории Витальевны к администрации городского округа Рошаль Московской области о признании незаконными решений, действий, возложении обязанности,

заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П., Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

У С Т А Н О В И Л А:

Пыцко Виктория Витальевна (далее - административный истец, Пыцко В.В.) обратилась в суд с административным иском к администрации городского круга Рошаль Московской области (далее - административный ответчик, Администрация) о признании незаконными решений об отказе в предоставлении государственной услуги о предоставлении земельных участков в аренду без торгов, выраженных в ответах от 30 сентября 2019 года № 129-3062, 23 октября 2019 года № 129-3340, 29 ноября 2019 года № Р001-7930929066-29538672; действий по подготовке и проведению аукционов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты> (с учетом уточнений).

В обоснование требований указала, что 09.08.2019 и 07.10.2019 она обратилась в администрацию городского округа Рошаль Московской области с заявлениями о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенных на территории городского округа Рошаль Московской области. Обращения отправлены через Портал государственных и муниципальных услуг Московской области, с приложением электронных образов требуемых документов. В предоставлении запрошенной государственной услуги Администрацией было отказано со ссылкой на поступление по результатам опубликования извещения заявлений от иных лиц о намерении участвовать в аукционе. Ссылаясь на то, что номера конкретных заявлений, поступивших в Администрацию от третьих лиц, в нарушение требований административного регламента в оспариваемых решениях не указаны, выражает сомнение в наличии таких заявлений третьих лиц.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство имущественных отношений Московской области (далее – Министерство).

Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 18 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 11 июня 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 10.09.2020, Пыцко В.В. просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. В обосновании доводов жалобы указывает, что заявления, поступившие от третьих лиц, являлись по своему содержанию аналогичными его заявлениям, то есть о предоставлении земельных участков без торгов в аренду, а не о намерении участвовать в торгах. Оспариваемые отказы администрации являются незаконными, поскольку заявлений от третьих лиц о намерении участвовать в аукционах в материалы дела не представлено.

Участвующие в деле лица в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о судебном заседании.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных решений, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции не допущено.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для принятия судом решения о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение данными действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления либо договора.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, установленные статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривают после поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка опубликование извещения о его предоставлении (пункты 1 и 2).

По смыслу пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается только в том случае, если в течение тридцати дней после публикации извещения о предоставлении земельного участка никто из граждан не подал заявления о намерении участвовать в аукционе. Такое решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и служит в дальнейшем основанием для предоставления земельного участка без торгов в порядке, предусмотренном статьей 39.17 названного Кодекса, как определено в пункте 6 названной статьи.

В случае поступления заявления граждан о намерении участвовать в аукционе, принимается решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением, а уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из содержания приведенных норм следует, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона.

Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что Пыцко В.В. 09.08.2019 и 07.10.2019 поданы заявления о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровыми номерами: <данные изъяты> расположенных на территории городского округа Рошаль Московской области, в аренду без торгов для индивидуального жилищного строительства.

В течение 30 дней со дня размещения извещения о поступлении заявления, 21.11.2019 <данные изъяты> обратилась в Администрацию ГО Рошаль Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты> <данные изъяты> 22.10.2019 обратился с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, <данные изъяты> 24.09.2019 обратилась с аналогичным заявлением в отношении земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>

Решениями от 30.09.2019, 29.11.2019 администрация ГО Рошаль Московской области отказала Пыцко В.В. в предоставлении земельных участков в аренду, ссылаясь на поступившие в 30-дневный срок заявления третьих лиц о намерении участвовать в аукционе по заключению договоров аренды земельных участков.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу, что права Пыцко В.В. должностными лицами администрации не нарушены.

С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции. Мотивы, по которым суд первой и апелляционной инстанций пришли к данным выводам, подробно изложены в судебных постановлениях, оснований не согласиться с ними не имеется.

Вопреки доводам жалобы, администрацией соблюден при получении заявки Пыцко В.В. порядок предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а именно, при предоставлении были учтены особенности, предусмотренные статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Эти особенности состоят в том, что при отсутствии иных заявок земельные участки предоставляются для названной выше цели без торгов; а при подаче более одного заявления, что имело место в данном случае, на торгах.

Установив обстоятельство поступления заявлений от иных граждан -<данные изъяты> суды пришли к верному выводу о законности решений административного ответчика об отказе в предоставлении земельных участков в аренду без торгов.

Доводы подателя жалобы о том, что в заявлениях граждан <данные изъяты> отсутствовало указание на намерение участвовать в аукционе, а была изложена просьба о получении земельных участков без торгов, не влияют на оценку законности принятых судебных актов.

По смыслу пунктов 1, 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации обязательное публичное информирование населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка, направлено на то, чтобы любые заинтересованные лица не были лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. При этом сама по себе форма выражения волеизъявления претендента на получение того же земельного участка не имеет правового значения. Несоблюдение требований к форме заявления не может лишать гражданина права на участие в аукционе на равных основаниях с другими претендентами.

Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.

Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 18 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 11 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пыцко Виктории Витальевны - без удовлетворения

Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.

      Определение в полном объеме изготовлено 05.11.2020 г.

Председательствующий

Судьи

8а-15312/2020 [88а-16289/2020]

Категория:
Гражданские
Истцы
Пыцко Виктория Витальевна
Ответчики
Администрация городского округа Рошаль Московской области
Другие
Пыцко Максим Олегович
Министерство имущественных отношений Московской области
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Ермолаева Лариса Петровна
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
03.11.2020Судебное заседание
03.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее