Дело № 2-2181/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2018 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Архиповой В.В., при секретаре Безвух А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герасимова Михаила Владимировича к УМВД России по Костромской области о перерасчете стажа службы,
УСТАНОВИЛ:
Герасимов М.В. обратился в суд исковым заявлением к УМВД России по Костромской области, в котором просит возложить на УМВД России по Костромской области обязанность произвести перерасчет стажа службы за выслугу лет из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца за периоды с 08.06.2012 г. по 31.07.2015 г., с 01.09.2015 г. по 01.09.2017 г. Требования мотивированы тем, что истец проходил службу в ОВД РФ и уволен с должности старшего лейтенанта полиции – инженера - электроника дежурной части УМВД России по Костромской области. Согласно выписки из приказа начальника УМВД России по Костромской области от 22.12.2017 № л/с стаж службы истца составил в календарном исчислении 24 года 00 месяцев 09 дней, в льготном исчислении 25 лет 08 месяцев 28 дней. Истец указал, что с указанным расчетом не согласен, так как период его службы с 08.06.2012 г. по 31.07.2015 г. и с 01.09.2015 г. по 01.09.2017 г. не был включен в льготный стаж из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца. В период с 08.06.2012 г. по 31.07.2015 г. истец занимал должность инспектора ДПС для выезда на ДТП дежурной части штаба ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Костромской области, а в период с 01.09.2015 г. по 01.09.2017 г. истец занимал должность инспектора ДПС группы для выезда на ДТП дежурной части штаба ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Костромской области. Приказом МВД России от 22.09.2009 № 472 утвержден Перечень подразделений и должностей, которым предоставляется право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях. Истец полагает, что должности инспектор для выезда на ДТП дежурной части ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Костромской области и инспектор ДПС группы для выезда на ДТП дежурной части штаба ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Костромской области входят в указанный перечень должностей службы, которым предоставляется право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях. Истец указал, что доказательством того, что он исполнял функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения является должностной регламент (должностная инструкция), утвержденная 06 января 2014 года командиром ОБДПС ГИБДД УМВД России по Костромской области.
В судебном заседании истец Герасимов М.В. требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель УМВД России по Костромской области на основании доверенности Иванова Н.Л. требования не признала. В материалы дела представлены письменные пояснения, согласно которым установление тождественности в наименовании должностей «инспектор ДПС (для выезда на ДТП) отдельного батальона ДПС» («инспектор (ДПС) для выезда на ДТП дежурной части штаба отдельного батальона ДПС») и «инспектор ДПС отдельного батальона ДПС» является недопустимым. В Перечне подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, поименована должность «инспектор ДПС, инспектор (ДПС)», которую в спорный период истец не замещал, поскольку проходил службу в должности «инспектор ДПС (для выезда на ДТП)». Указала, что функциональные обязанности инспектора ДПС и инспектора ДПС (для выезда на ДТП) различны, круг функциональных обязанностей по нагрузке, с учетом целей и задач у «инспектора ДПС» шире, что согласуется с позицией Департамента государственной службы и кадров МВД России от 29 января 2015 года, согласно которой право на льготное исчисление выслуги лет из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца предоставляется только сотрудникам, уволенным со службы в подразделениях ГИБДД МВД России и замещающие должности согласно Перечню, и не может быть распространено на сотрудников, не поименованных в указанном перечне. Лицам, проходившим службу в подразделениях и на должностях начальствующего состава ГИБДД МВД России, исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях осуществляется при условии исполнения ими функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. На инспектора ДПС (для выезда на ДТП) возлагается выезд на места ДТП для выполнения в пределах установленной компетенции неотложных действий, документирование в установленном порядке фактов и событий на месте ДТП. Функция по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения на инспектора ДПС (для выезда на ДТП) не возложена. Указано на отсутствие письменных документов, приказов, распоряжений, подтверждающих исполнение истцом таких обязанностей. На основании пункта 4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 2 марта 2009 года № 185, исполнение государственной функции осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения, а также участковыми уполномоченными полиции. Должностной регламент (должностная инструкция) инспектора ДПС для выезда на ДТП дежурной части штаба отдельного батальона ДПС ГИБДД УМВД России по Костромской области Герасимова М.В., утвержденный командиром ОБДПС УМВД России по Костромской области ФИО5 6 января 2014 года, не возлагает на истца такого полномочия как составление протоколов об административных правонарушениях в области дорожного движения, в связи с чем указано на отсутствие оснований на исчисление выслуги лет для назначения пенсии ФИО2 на льготных условиях.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела и материалы личного дела № Герасимова М.В., пенсионного дела № Герасимова М.В., суд приходит к следующему.
Нормы и порядок, определяющие право на пенсию за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел установлены Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии пп. «г» п. 3 указанного Постановления в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца: в подразделениях специального назначения внутренних войск и органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы - с 1 января 1991 г. по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации, Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в воинских частях специального назначения, подразделениях особого и специального назначения войск национальной гвардии Российской Федерации - с 5 апреля 2016 г. по перечню воинских частей, подразделений, должностей и на условиях, определяемых директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации;
в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - с 1 января 2009 г. по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД Российской Федерации от 22 июня 2009 года № 472 утвержден Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях.
В п. 1 Перечня подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденного приказом МВД России от 22 июня 2009 года № 472 (далее - Перечень), указаны подразделения: полк (батальон, рота, взвод, в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный полк (батальон, рота, взвод, в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный батальон (рота, взвод) дорожно-патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования.
В числе должностей указаны инспектор дорожно-патрульной службы, инспектор (дорожно-патрульной службы).
В силу пункта 2 Примечания к данному Перечню лицам, проходившим службу в подразделениях и должностях начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусмотренных данным Перечнем, исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях осуществляется при условии исполнения ими функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
По смыслу вышеуказанных норм закона, право на зачет на льготных условиях периода службы возникают при наличии совокупности таких условий как отнесение должности в вышеуказанный перечень и исполнение функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02 марта 2009 года № 185, предусмотрено, что исполнение государственной функции осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Как видно из материалов дела, личного дела и установлено судом, Герасимов М.В. проходил службу в органах внутренних дел с 05.08.1997 по 05.12.1997 в качестве стажера инспектора ДПС ОБДПС ГАИ УВД Костромской области, с 05.12.1997 по 03.06.1998 в качестве инспектора ДПС ОБДПС ГАИ УВД Костромской области, с 03.06.1998 по 15.07.1999 в качестве инспектора ДПС I роты ОБДПС ГАИ УВД Костромской области, с 15.07.1999 по 24.10.2003 в качестве инспектора ДПС II роты ОБДПС ГИБДД УВД Костромской области, с 24.10.2003 по 08.08.2011 в качестве инспектора ДПС 2 роты ОБДПС ГИБДД непосредственно прочиненный УВД Костромской области, с 08.08.2011 по 08.06.2012 в качестве инспектора ДПС роты № 1 ОБДПС ГИБДД УМВД России по Костромской области, с 08.06.2012 по 31.07.2015 в качестве инспектора ДПС (для выезда на ДТП) дежурной части штаба ОБДПС ГИБДД УМВД России по Костромской области, с 31.07.2015 по 01.09.2015 зачислен в распоряжение УМВД России по Костромской области, с 01.09.2015 по 01.09.2017 в качестве инспектора ДПС группы для выезда на ДТП дежурной части штаба ОБДПС ГИБДД УМВД России по Костромской области, с 01.09.2017 по 22.12.2017 в качестве инженера - электроника дежурной части УМВД России по Костромской области.
На основании приказа от 22 декабря 2017 года № л/с Герасимов М.В. уволен со службы в органах внутренних дел с должности инженера – электроника дежурной части УМВД России по Костромской области по пункту 4 части 2 статьи 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Последний день работы – 22 декабря 2017 года, выслуга на день увольнения в календарном исчислении составила 24 года 00 месяцев 09 дней, в льготном исчислении 25 лет 08 месяцев 28 дней.
Согласно расчету выслуги лет период службы Герасимова М.В. в должности инспектора ДПС (для выезда на ДТП) дежурной части штаба ОБДПС ГИБДД УМВД России по Костромской области с 08.06.2012 по 31.07.2015 и в должности инспектора ДПС группы для выезда на ДТП дежурной части штаба ОБДПС ГИБДД УМВД России по Костромской области с 01.09.2015 по 01.09.2017 зачтен в выслугу лет в календарном исчислении на том основании, что указанные должности не входят в Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденный приказом МВД России от 22.06.2009 г. № 472.
Вместе с тем согласно штатному расписанию УМВД России по Костромской области, утвержденному приказом УМВД по Костромской области № 1122 от 14 декабря 2011 года, предусмотрена должность инспектор ДПС (для выезда на дорожно - транспортные происшествия) дежурной части штаба ОБДПС УМВД России по Костромской области. При этом, согласно примечания указанного штатного расписания в скобках указано направление деятельности или структурного подразделения, которые не входят в наименование должности.
Из штатного расписания УМВД России по Костромской области, утвержденного приказом УВМД по Костромской области № от 14 декабря 2011 года и № от 09 января 2017 года, следует, что в отдельном батальоне ДПС ГИБДД предусмотрена Группа для выезда на дорожно-транспортные происшествия и должность инспектор (дорожно - патрульной службы).
Кроме того, в служебном удостоверении от 03 декабря 2015 года, которое было действительно по 03 декабря 2019 года, должность Герасимова М.В. указана как инспектор ДПС.
Таким образом, вопреки доводам представителя ответчика должности, в которых работал истец в спорные периоды, поименованы указанным Перечнем.
Судом установлено, что в спорные периоды истец осуществлял и функции по контролю за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно пояснениям истца Герасимова М.В. в судебном заседании кроме выездов на дорожно-транспортные происшествия он осуществлял контроль за соблюдением участниками дорожного движения установленных правил.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела сведениями о выявленных истцом в спорный период административных правонарушениях в области дорожного движения.
Кроме того, из представленной в материалы дела должностной инструкции, утвержденной командиром ОБДПС ГИБДД УМВД России по Костромской области майором полиции ФИО5 30 августа 2011 года, следует, что инспектор ДПС (для выезда на ДТП) дежурной части отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД по Костромской области имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях, производить административное задержание (п. 3.6).
Доводы ответчика о том, что должностная инструкция истца, утвержденная командиром ОБДПС ГИБДД УМВД России по Костромской области подполковником полиции ФИО5 06 января 2014 года, не предусматривает полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, в связи с чем спорный период службы истца не подлежит исчислению на льготных условиях суд признает несостоятельным.
В силу п. 8 и п. 31 должностной инструкции, утвержденной ОБДПС ГИБДД УМВД России по Костромской области подполковником полиции ФИО5 06 января 2014 года, Герасимов М.В. имел право и на него возлагалась обязанность осуществлять меры обеспечивающие производство по делам об административных правонарушениях, в соответствии с перечнем административных процедур.
Перечень административных процедур предусмотрен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 02 марта 2009 года № 185 и действующим в спорные периоды.
Согласно пункту 31 Административного регламента исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: контроль за дорожным движением; контроль за дорожным движением с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи; регулирование дорожного движения; остановка транспортного средства; остановка пешехода; проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства; опрос лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля; составление протокола об административном правонарушении; вынесение постановления по делу об административном правонарушении; отстранение от управления транспортным средством; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; изъятие водительского удостоверения; запрещение эксплуатации транспортного средства; задержание транспортного средства; осмотр транспортного средства и груза; досмотр транспортного средства; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов; арест вещей; доставление; административное задержание, задержание; вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; выезд на место дорожно-транспортного происшествия; составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения. Общие требования к исполнению административных процедур (действий).
Основанием для начала исполнения государственной функции является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу (пункт 32).
Изучив указанные обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в спорные периоды истец исполнял функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, в связи с чем работа истца в спорные периоды подлежит включению в срок льготного исчисления выслуги лет при назначении пенсии.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
При указанных обстоятельствах суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.
Решение суда об удовлетворении требований является основанием для перерасчета назначенной истцу пенсии.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Герасимова Михаила Владимировича удовлетворить.
Обязать УМВД России по Костромской области произвести пересчет службы Герасимова Михаила Владимировича за выслугу лет за период с 08 июня 2012 года по 31 июля 2015 года и с 01 сентября 2015 года по 01 сентября 2017 года в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.В. Архипова
Мотивированное решение изготовлено 09 июня 2018 года.
Судья В.В. Архипова