Дело № 2 - 457/2018
Решение
Именем Российской Федерации
01 октября 2018 года р.п. Мокшан
Мокшанский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Устименковой О.В., при секретаре судебного заседания Бузыревой Г.С., с участием истца Киреева Ф.П., его представителя Клейменова А.Д., ответчицы Кулаковой Т.В., представителя ответчика администрации Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области Дубининой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Мокшанского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Киреева Федора Петровича к Кирееву Михаилу Владимировичу, Ваниной Зинаиде Петровне, Кулаковой Татьяне Викторовне, администрации Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области об установлении факта принятия наследства, включении в состав наследственной массы и признании в порядке наследования права собственности на жилой дом,
установил:
истец Киреев Ф.П. обратился в Мокшанский районный суд Пензенской области к Кирееву М.В., Ваниной З.П., Кулаковой Т.В., администрации Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области с исковым заявлением об установлении факта принятия наследства, включении в состав наследственной массы и признании в порядке наследования права собственности на жилой дом. Исковое заявление мотивировано тем, что истец Киреев Ф.П. является сыном К.М. и К.П. К.М. проживала вместе со своим мужем К.П. в своем доме по адресу: <адрес>. Указанный дом был построен в 1976 году, оформлен был на К.М. и содержался родителями Киреева Ф.П.. ДД.ММ.ГГГГ К.П. умер, в доме осталась проживать К.М., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. После ее смерти осталось наследственное имущество в виде жилого дома, который принадлежал К.М. на праве собственности, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги администрации Чернозерского сельсовета № 1, лицевой счет №. После смерти матери, в доме какое - то время проживал сын умершей К.В. (далее по тексту - К.В..), пользовался домом на период летних месяцев, другой сын - Киреев Ф.П. постоянно проживал в г. Тольятти Самарской области. Другие дети умершей, дочь В. (Киреева) З.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын К.В., умерший ДД.ММ.ГГГГ, приезжали <адрес>, навещали своих братьев. Как дети умершей матери, являясь ее наследниками по закону, в установленный законом срок шесть месяцев, то есть до 20 февраля 1990 года, Киреев Ф.П. и К.В.. не оформляли юридически свои наследственные права на указанное имущество, длительное время пользовались домом, производили в нем текущий ремонт, приобретали строительные материалы, обрабатывали земельный участок, охраняли дом от посягательства третьих лиц. Часть имущества, оставшегося после смерти матери в доме К.М., раздали соседям, часть Киреев Ф.П. увез в г. Тольятти, то есть фактически приняли наследство. ДД.ММ.ГГГГ умер К.В.. На баланс в администрацию Чернозерского сельсовета Мокшанского района дом, как бесхозный, не ставился. Государственная регистрация права на дом никем не совершалась. Кроме Киреева Ф.П., никто из родственников оспаривать его право на вступление в наследство на дом, не собирается. Истец Киреев Ф.П. просит установить факт принятия наследства им после умершей К.М.; включить жилой дом, общей площадью 77,6 кв.м, в том числе жилой 47 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, в наследственную массу после смерти К.М.; признать за ним в порядке наследования право собственности на указанный жилой дом.
Истец Киреев Ф.П. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Суду пояснил, что его родителям К.П. и К.М. принадлежал жилой дом по <адрес>. Дом родители построили в 1976 году за счет собственных средств, он с братом Виктором помогал в строительстве дома. Отец умер в 1977 году, после его смерти наследство приняла его мать К.М., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. Жилой дом был записан на мать, учтен в похозяйственной книге. После смерти матери К.М. в доме фактически проживал младший брат К.В.., остальные дети проживали отдельно от родителей. Имущество, оставшееся после смерти матери К.М., фактически приняли он и его брат К.В.. Они с братом приняли меры к сохранности наследственного имущества, вступили во владение наследственным имуществом, каждый год делали текущий ремонт в доме, содержали в надлежащем состоянии территорию около дома, обрабатывали земельный участок. Он также распорядился личными вещами умершей: часть раздал, часть взял себе на память. Из дома взял себе рубанок, некоторые личные вещи родителей. С момент смерти матери и до настоящего времени поддерживает дом в надлежащем состоянии, попросил родственников присматривать за домом на период его отсутствия.
Представитель истца Клейменов А.Д. требования поддержал, просил их удовлетворить. Суду пояснил, что дом построен в 1976 году хозяйственным способом семьей К. своими силами и за счет собственных средств. После смерти матери К.М. к нотариусу истец не обращался, но фактически принял наследство. После смерти матери забрал часть вещей себе и увез с собой в г. Тольятти, часть раздал соседям, вступил во владение наследственным имуществом, Киреев Ф.П. с момента смерти матери содержит наследственное имущество в надлежащем состоянии.
Представитель ответчика - администрации Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, Дубинина Л.А. в судебном заседании исковые требования признала. Пояснила, что на момент смерти К.М. в доме проживал К.В.., который вступил во владение наследственным имуществом. Истец Киреев Ф.П. также принял наследство после К.М., с момента смерти матери, он каждый год на период летних месяцев приезжает в родительский дом, производит его текущий ремонт, ухаживает за домом и территорией вокруг дома.
Ответчица Кулакова Т.В. исковые требования полагает подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что дом принадлежал ее бабушке К.М., ее отец К.В. и истец Киреев Ф.П. помогали родителям в строительстве дома. Когда умерла К.М., в доме остался проживать только К.В.., остальные дети разъехались. Ей известно, что у К.В. имеется сын Киреев М.В., который не вступал в наследство после смерти отца. Истец Киреев Ф.П. после смерти К.М. принял наследство, он раздал вещи умершей, поддерживает дом и другое имущество в надлежаще состоянии, ухаживает за земельным участком, каждый год приезжает <адрес>, при необходимости ремонтирует дом, содержит его в хорошем состоянии.
Ответчик Киреев М.В. в адресованном суду заявлении просил дело рассмотреть без его участия, исковые требования признал.
Ответчица Ванина З.П. в адресованном суду заявлении просила дело рассмотреть без ее участия, не возражала в удовлетворении исковых требований Киреева Ф.П.
Третье лицо нотариус Шишов С.Ю. просил дело рассмотреть без его участия.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля С.И., показавшего, что после смерти К.М. истец Киреев Ф.П. и его брат К.В.. фактически приняли наследство, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно справке о смерти № 221 от 24.08.2017 К.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем администрацией Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области составлена запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
По информации нотариусов Мокшанского района Пензенской области Шишова С.Ю. и Ивашина А.П. наследственного дела к имуществу умершей ДД.ММ.ГГГГ Киреевой М.П. не имеется.
Федеральным законом 26.11.2001 № 147-ФЗ предусмотрено, что по гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие части третьей Гражданского кодекса РФ, раздел V «Наследственное право» применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие (Федеральный закон от 26.11.2001 № 147-ФЗ).
В силу статьи 528 Гражданского кодекса РСФСР временем открытия наследства признается день смерти наследодателя.
Согласно статье 532 Гражданского кодекса РСФСР при наследовании по закону наследниками в равных долях являются: в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего.
Согласно свидетельствам о рождении истец Киреев Ф.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и К.В.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходятся сыновьями наследодателя К.М., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 546 Гражданского кодекса РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства. Указанные действия должны быть совершены в течение 6-ти месяцев со дня открытия наследства.
Согласно выписке из похозяйственной книги за период с 1986 по 1990 годы, лицевой счет №, К.М. принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Жилой дом построен в 1976 году за счет собственных средств семьи К., имеет общую площадь 77,6 кв.м, в том числе жилую 47 кв.м.
Согласно справке администрации Чернозерского сельсовета Мокшанского район Пензенской области № 328 от 01.10.2018 К.В.. в период с 1989 года по 1990 год фактически проживал по адресу: <адрес>.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Пензенской области в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № 58/024/035/2017-1882 от 29.09.2017 отсутствует информация на объект недвижимого имущества - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд считает установленным, что К.М. принадлежало на праве собственности домовладение по адресу: <адрес>, в котором она проживала до момента смерти. Домовладение было учтено в похозяйственной книге местной администрации, построено на земельном участке, предоставленном К., с разрешения местной администрации, о чем свидетельствует учёт домовладения в похозяйственной книге. Домовладение длительное время используется по назначению, поставлено на технический учет, что позволяет сделать вывод о том, что оно не было построено с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Совокупность указанных обстоятельств, по мнению суда, свидетельствует о том, что домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, не является самовольной постройкой, и лицо, осуществившее его строительство, могло приобрести право собственности на него и передать его по наследству.
В наследственную массу может включаться имущество, которое в силу статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации является объектом права собственности гражданина.
К.М. являлась правообладателем указанного жилого дома. Она открыто, очевидно для всех, относилась к данному жилому помещению, как к своему, поддерживала в надлежащем состоянии, несла бремя его содержания. К.М. совершила правомерные действия, направленные на приобретение жилого дома в собственность, приобрела его по основаниям, предусмотренным законом, владела им добросовестно, использовала его для личного проживания. Указанные факты никем не оспариваются и подтверждаются объяснениями сторон, свидетелей и представленными суду письменными доказательствами.
Оценивая обстоятельства строительства вышеуказанного домовладения, характер дальнейшего владения и пользования им, суд считает установленным, что К.М. являлась собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, однако при жизни не успела надлежащим образом это право оформить.
Вместе с тем, отсутствие государственной регистрации указного объекта недвижимости не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований наследников и включению данного имущества в наследственную массу, поскольку наследодатель по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на государственную регистрацию принадлежащих ему объектов недвижимости, в которой ему не могло быть отказано.
Пленум ВС РФ № 9 от 29.05.2012 разъяснил, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. Указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня смерти наследодателя.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Киреев Ф.П. и К.В.., являясь наследниками первой очереди после смерти матери К.М., фактически вступили в права наследования на жилой дом, поскольку совершили действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства. К.В.. фактически проживал на момент смерти К.М. в указанном домовладении, пользовался домом и всем имуществом, имеющемся в нем, Киреев Ф.П. фактически вступил во владение наследственным имуществом, взял на себя бремя его содержания, после смерти матери распорядился вещами наследодателя.
Наследник, подавший заявление о принятии наследства либо совершивший иные действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, признается принявшим наследство. В силу закона со дня открытия наследства такой наследник является собственником имущества, перешедшего ему по наследству, а, следовательно, ему принадлежат права по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом.
При таких обстоятельствах, суд исходит из того, что жилой дом, принадлежащий наследодателю К.М., перешел в собственность наследников Киреева Ф.П. и К.В.., принявших наследство в установленный законом срок.
К.В.. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти № от 24.01.2017, выданным на основании актовой записи о смерти № от 24.01.2017.
В настоящее время жилой дом находится во владении и пользовании Киреева Ф.П. как наследника, фактически принявшего наследство.
По информации нотариусов Мокшанского района Пензенской области Шишова С.Ю. и Ивашина А.П. наследственного дела к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ К.В. не имеется.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Поскольку судом установлено, что наследство фактически приняли К.В.. и Киреев Ф.П., и с момента принятия наследства оно перешло в их собственность, поэтому исковые требования Киреева Ф.П. о признании за ним права собственности на жилой дом подлежат частичному удовлетворению, за истцом в порядке наследования после смерти К.М. может быть признано право собственности на 1/2 доли жилого дома.
При таких обстоятельствах, исковые требования Киреева Ф.П. об установлении факта принятия наследства, включении в состав наследственной массы и признании в порядке наследования права собственности на жилой дом подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Киреева Федора Петровича к Кирееву Михаилу Владимировичу, Ваниной Зинаиде Петровне, Кулаковой Татьяне Викторовне, администрации Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области об установлении факта принятия наследства, включении в состав наследственной массы и признании в порядке наследования права собственности на жилой дом удовлетворить частично.
Жилой дом <адрес>, общей площадью 77,6 кв.м, в том числе жилой 47 кв.м, включить в состав наследственного имущества, оставшегося после умершей ДД.ММ.ГГГГ К.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Установить факт принятия Киреевым Федором Петровичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наследства, оставшегося после умершей ДД.ММ.ГГГГ К.М..
Признать в порядке наследования за Киреевым Федором Петровичем, родившимся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, право собственности на 1/2 долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 77,6 кв.м, в том числе жилой 47 кв.м.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Мокшанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.