86RS0001-01-2021-005568-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2021 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,
при секретаре Старовойтовой А.Ю.,
с участием истца Иванова Д.Н., его представителя Зеленской С.И., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ представителя ответчика АО ФИО14» Ершовой Д.А., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3071/2021 по исковому заявлению ФИО15 к Акционерному обществу «ФИО16», Департаменту строительства ХМАО-Югры, третьи лица ПАО «Сбербанк России», ФИО2, ФИО3, о признании незаконным решения об исключении из Единого списка молодых семей, подавших заявление после ДД.ММ.ГГГГ на получение мер государственной поддержки, возложении обязанности восстановить в списке участников подпрограммы, предоставить субсидию,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчикам с требованиями, мотивированными несогласием с решением АО «Ипотечного агентства Югры» (далее также - Агентство), изложенного в исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ. об исключении из Единого списка молодых семей, подавших до ДД.ММ.ГГГГ заявления на получение мер государственной поддержки. В качестве основания принятого решения указано: выявление факта отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий на момент признания участниками подпрограммы, а именно обеспеченность семьи из двух человек площадью 29, 9 кв.м в соответствии со сведениями из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ которым в собственности ФИО1 с 29.10.2009г. по настоящее время имеется доля в квартире общей площадью <данные изъяты>.м. Несогласие истцов с оспариваемым решением мотивировано тем, что как на момент принятия решения о включении семьи ФИО10 в Единый список участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым», так и на момент принятия решения об исключении из Единого списка. Поскольку семья была включена в единый список претендентов из числа молодых семей на 2019 финансовый год, в соответствии с действовавшим постановлением на тот период времени постановлением правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ. №-п подлежит выплата субсидии из расчета стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения в капитальном исполнении в <адрес> на 3-й квартал 2021г. в размере 59 296, 0 рублей, что составит с учетом площади 12 кв.м на 4 членов семьи 1 423 104, 0 рубля.
Истцы просят о признании незаконным решения Акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» об исключении из Единого списка молодых семей, подавших заявление после ДД.ММ.ГГГГ на получение мер государственной поддержки; уточнив ответчика, просят обязать Департамент строительства ХМАО-Югры восстановить в Едином списке программы молодых семей, подавших заявление после ДД.ММ.ГГГГ на получение мер государственной поддержки ФИО4, ФИО1, исходя из даты подачи заявления и его регистрационного номера; обязать Департамент строительства ХМАО-Югры исполнить обязательства за счет средств бюджета ХМАО-Югры по предоставлению субсидии на погашение, полученного до ДД.ММ.ГГГГ ипотечного кредита с компенсацией части процентной ставки по кредитному договору № от 01.10.2012г., заключенному между ФИО4 и ПАО «ФИО17», в размере 1 423 104, 0 рубля.
Истец ФИО1, его представитель ФИО7 на удовлетворении требований настаивают, с целью восстановления нарушенных прав в 2020 году.
Представитель ответчика АО «Ипотечное агентство Югры» ФИО8 просит в удовлетворении требований, поддержав доводы, подробно изложенные в возражении на исковое заявление, на дату принятия оспариваемое решение было законным, изменение доли в жилом помещении, повлекшей нуждаемость в жилом помещении семьи ФИО10 на дату постановки в Единый список участников подпрограммы «Доступное жилье молодым» изменено позднее на основании решения Новошахтинского районного суда от 18.11.2020г.
Представитель ответчика Департамента строительства ХМАО-Югры направил возражение на исковое заявление, просит в удовлетворении требований отказать, порядок предоставления субсидии за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на приобретение или строительство жилых помещений в собственность молодым семьям, нуждающимся в жилых помещениях, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки, в том числе на вновь рожденных детей в период действия долговых обязательств, утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 октября 2018 года N 346-п постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.10.2020г. № 490-п признан утратившим силу.
Истец ФИО18 представитель ответчика Департамента строительства ХМАО-Югры, третьи лица, надлежащим образом извещенные о судебном заседании, не явились; представитель ответчика просил о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 61 данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Материалами дела и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Суда <адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ. по делу № (дело № (1-я инст.) установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО4, ФИО1 составом семьи 2 человека были признаны участниками подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» и «Доступное жилье молодым» программы ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 и на период до 2015 года», утвержденной Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 05.04.2011 года № 108-п, поставлены на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с вышеуказанной подпрограммой составом семьи 2 человека.
02.10.2012 года ответчики по договору участия в долевом строительстве приобрели квартиру по адресу: <адрес>, мкр. 39, общей площадью 69,8 кв.м., с использованием кредитных средств, предоставленных ПАО «Сбербанк России» по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
08.10.2012 года между АО «Ипотечное агентство Югры» (далее - Агентство), ПАО «Сбербанк России», ФИО4, ФИО1 заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по вышеуказанному кредитному договору, в соответствии с которым Агентство приняло на себя обязательство по предоставлению государственной поддержки ответчикам в форме компенсации части процентной ставки за пользование суммой кредита по кредитному договору, предоставленному за счет средств банка на приобретение жилого помещения, в течение 240 месяцев.
На основании трехстороннего соглашения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчикам выплачена компенсация части банковской процентной ставки в размере 978 277,46 рублей.
Поводом обращения в суд явилось выявление истцом факта незаконного предоставления государственной поддержки ответчикам по подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» ввиду отсутствия у ответчиков нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Решением АО «Ипотечное агентство Югры» от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО10 была снята с учёта и исключена из Единого списка молодых семей, подавших после ДД.ММ.ГГГГ заявление на получение мер государственной поддержки, решения о признании участниками подпрограмм «Доступное жилье молодым» и «Ипотечное жилищное кредитование» признаны недействительными.
Основанием для снятия ответчиков с учета явился тот факт, что в собственности ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ находится <данные изъяты> доля в праве собственности на жилое помещение, общей площадью 59,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>
<адрес>
О данных обстоятельствах Агентству стало известно ДД.ММ.ГГГГ после получения выписки из ЕГРН.
С учетом принадлежащей ФИО1 <данные изъяты> доли в праве собственности на вышеуказанное жилое помещение, что составляет 29,9 кв.м (59,9/1/2), на каждого члена семьи ответчика при постановке на учет и заключения трехстороннего соглашения приходилось по 14,95 кв.м., в связи с чем, семья ответчиков не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Несмотря на отсутствие нуждаемости ответчиков в улучшении жилищных условий на момент постановки на учет (ДД.ММ.ГГГГ), судебная коллегия пришла к выводу, что решение истца об исключении ответчиков из Единого списка участников подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование», «Доступное жилье молодым» программы целевой программы ХМАО-Югры на 2011-2013 года и на период до 2015 года» и отказе ответчикам в предоставлении субсидии, является незаконным, ссылаясь на обстоятельства, установленные решением Новошахтинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, из вступившего в законную силу решения Новошахтинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, об изменении доли ФИО1 в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с "/г доли до 1/3 доли в праве общей долевой собственности.
Согласно определению Новошахтинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о разъяснении решения суда, вышеуказанное решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части изменения долей в праве обшей долевой собственности на указанный жилой дом с момента регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ.
При таких установленных обстоятельствах, учитывая, что предметом спора по делу №2-6693/2020, заявленное требование о признании незаконным решения Акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» об исключении из Единого списка молодых семей, подавших заявление после 31 декабря 2010 года на получение мер государственной поддержки, не являлось предметом спора, подлежит удовлетворению.
Также истцы просят обязать Департамент строительства ХМАО-Югры восстановить в Едином списке программы молодых семей; обязать Департамент строительства ХМАО-Югры предоставить субсидию, рассчитав в размере 1 423 104, 0 рубля.
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.10.2018г. № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки (Приложение 15, далее - Порядок 346-п).
Данный порядок устанавливает правила и условия предоставления субсидии за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) на приобретение или строительство жилых помещений в собственность молодым семьям, нуждающимся в жилых помещениях, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки, в том числе на вновь рожденных детей в период действия долговых обязательств.
Субсидия предоставляется при условии заключения указанными гражданами договоров на приобретение или строительство жилых помещений и предоставления их в уполномоченную организацию до 1 июля 2019 года.
Согласно п. 10 Порядка, в целях предоставления субсидии в текущем году уполномоченной организацией в течение первых 20 рабочих дней текущего года формируется список претендентов из числа молодых семей, включенных в единый список, предоставивших документы, указанные в пункте 9 порядка, исходя из даты подачи заявления о признании участником подпрограммы и его регистрационного номера, в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на соответствующих финансовый год, по состоянию на 1 января (далее - список претендентов).
В случае изменения объема финансирования настоящего мероприятия в течение текущего года формируется список претендентов из числа молодых семей, включенных в единый список, предоставивших документы, указанные в пункте 9 порядка, исходя из даты подачи заявления о признании участником подпрограммы и его регистрационного номера, в пределах утвержденных дополнительных бюджетных ассигнований, по состоянию на дату изменения объема финансирования мероприятия.
Согласно п. 11 Порядка, право молодой семьи на получение субсидии в текущем финансовом году удостоверяется уведомлением.
Решение о предоставлении уведомления заявителю принимается уполномоченной организацией в соответствии со списком претендентов, в соответствии с планом финансирования на текущий год (далее - план), доведенного Департаментом строительства автономного округа, в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на соответствующий год.
Уполномоченная организация в пределах утвержденных лимитов:
выдает или направляет (с отметкой о получении) гражданам уведомление о возникновении у них права на получение субсидии в текущем финансовом году, срок действия которого составляет 15 календарных дней со дня его вручения, за исключением уведомлений, выданных после 5 декабря, срок действия которых истекает 20 декабря, при этом в срок действия уведомлений не включается период режима повышенной готовности в автономном округе, установленный Губернатором автономного округа в 2020 году с целью предотвращения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19.
В свою очередь, согласно п. 12 Порядка, молодая семья в течение 15 календарных дней со дня получения уведомления представляет в целях предоставления субсидии в уполномоченную организацию заявление о перечислении субсидии с указанием банковских реквизитов и следующие сведения и документы:
12.1. Удостоверяющие личность заявителя и всех членов его семьи, а также подтверждающие родственные отношения, состав семьи, изменение фамилии, имени, отчества заявителя и членов его семьи (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о регистрации заключения (расторжения) брака, решения об усыновлении (удочерении), свидетельства о перемене имени).
12.2. Содержащие сведения о регистрации по месту жительства заявителя на текущую дату в случае, если такие сведения не подтверждаются паспортом (домовая (поквартирная) книга, адресная справка).
12.3. Документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, на заявителя и членов его семьи.
12.4. Договор приобретения жилого помещения.
12.5. Подтверждающий оплату части стоимости приобретаемого жилья в части разницы между стоимостью жилого помещения и размером субсидии.
12.6. Договор ипотечного кредитования (займа) в случае привлечения заемных средств.
12.7. Содержащие сведения кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга по ипотечному жилищному кредиту (займу).
12.8. В случае предоставления субсидии на строительство индивидуального жилого дома представляются:
12.8.1. Разрешение на строительство индивидуального жилого дома, уведомление о соответствии объекта индивидуального жилищного строительства (при наличии).
12.8.2. Правоустанавливающий документ на земельный участок.
12.8.3. Договор подряда строительных работ.
12.8.4. Сметный расчет стоимости строительства, планы этажей с указанием размеров помещений, на них расположенных, договор подряда строительных работ на строительство индивидуального жилого дома (при заключении договора подряда).
12.9. Нотариально заверенное обязательство переоформить приобретенное (построенное) с использованием субсидии жилое помещение в общую собственность на состав семьи, указанный в решении о предоставлении субсидии, в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения (в случае его оформления в собственность после получения субсидии).
12.10. Сведения о наличии вступившего в силу судебного решения о взыскании задолженности по кредитному договору и обращении взыскания на заложенное имущество либо наличии неоконченного судопроизводства о взыскании задолженности по кредитному договору и обращении взыскания на заложенное имущество.
Документы, сведения, указанные в настоящем пункте, за исключением подпунктов 12.3, 12.8.1 и 12.8.2 настоящего пункта, граждане представляют в уполномоченную организацию самостоятельно. Документы, содержащие сведения, указанные в подпунктах 12.3, 12.8.1, 12.8.2 настоящего пункта, граждане могут представить по собственной инициативе.
Сведения, указанные в подпунктах 12.3, 12.8.1 и 12.8.2 настоящего пункта, запрашивает уполномоченная организация в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа.
(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 31.01.2020 N 19-п)
В случае получения субсидии на вновь рожденных детей предоставляются документы, сведения, предусмотренные подпунктами 12.1, 12.7, 12.10 настоящего пункта.
Заявление и соответствующие документы могут быть поданы заявителем через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (http://gosuslugi.ru), Портал государственных и муниципальных услуг (функций) автономного округа (http://86.gosuslugi.ru), а также через многофункциональные центры, расположенные в автономном округе.
В соответствии с п. 16 Порядка решение о предоставлении субсидии (отказе в предоставлении субсидии) принимается уполномоченной организацией в течение 10 рабочих дней с даты получения заявления от гражданина и (или) сведений и документов, полученных от органов государственной власти, органов местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия.
В решении о предоставлении субсидии, принимаемом уполномоченной организацией, указывается размер (сумма) субсидии, состав семьи получателей субсидии, порядок осуществления платежей. Решение о предоставлении субсидии направляется гражданину в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии.
ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО10, в составе ФИО4, ФИО1 с предполагаемой суммой субсидии в размере 653 964, 0 рублей была дополнительно включена в сформированный список претендентов по мероприятию «Предоставление субсидий на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после ДД.ММ.ГГГГ заявления на получение мер государственной поддержки», что подтверждается выпиской из Протокола № заседания комиссии по оказанию государственной поддержки АО «Ипотечное агентство Югры» в 2019 году за №.
Далее, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ в состав семьи включены дети: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.ода рождения (№. Департамента строительства ХМАО-Югры).
Соответственно, ФИО10 фактически уведомили о праве на получение субсидии, предназначавшейся выплате за счет бюджетных ассигнований 2019 финансового года.
При этом срок действия уведомления, установленный п. 11 Порядка, до 20 декабря не истек, поскольку в срок действия уведомлений не включается период режима повышенной готовности в автономном округе, установленный Губернатором автономного округа в 2020 году с целью предотвращения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19.
Так, введенный постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 18 марта 2020 года, режим повышенной готовности до настоящего времени не отменен.
Соответственно, истцы вправе реализовать в целях предоставления субсидии в уполномоченную организацию право путем обращения с заявлением о перечислении субсидии с указанием банковских реквизитов и предоставлением требуемых документов в соответствии с п. 12 и его подпунктами.
На основании которых уполномоченный орган, в соответствии с п. 16 Порядка принимает решение в течение 10 рабочих дней с даты получения заявления о предоставлении субсидии (отказе в предоставлении субсидии).
Таким образом, решение принимается уполномоченным органом после поступления соответствующего заявления и документов.
Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (ст.3 ГПК РФ).
Поскольку семья ФИО10 включена в сформированный список претендентов по мероприятию «Предоставление субсидий на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки» в 2019 году за № 245, что является следующей ступенью после нахождения текущем списке, необходимость в восстановлении в текущий Единый список программы молодых семей, исходя из даты подачи заявления и его регистрационного номера отпала.
В свою очередь, требование о возложении обязанности исполнить обязательства по предоставлению субсидии на погашение, полученного до ДД.ММ.ГГГГ ипотечного кредита с компенсацией части процентной ставки по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенному между ФИО4 и ФИО20», в размере 1 423 104, 0 рубля, является преждевременным, поскольку соответствующее заявления от истцов с документами, в частности для установления фактического состава семьи на дату подачи заявления, остатка кредиторской задолженности, расчета субсидии и других обстоятельств, не поступало; в данной части решения уполномоченным органом в соответствии с п. 16 Порядка не принималось.
Между тем, срок такого обращения в уполномоченный орган истцами не пропущен, они вправе реализовать свое право на получение субсидии в соответствии с Протокола № заседания комиссии по оказанию государственной поддержки АО «Ипотечное агентство Югры» от 14.08.2019г.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 61, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО4 к Акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» об исключении ФИО4, ФИО5 из Единого списка молодых семей, подавших заявление после 31 декабря 2010 года на получение мер государственной поддержки.
В удовлетворении остальной части требований ФИО1, ФИО4 к Акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры», Департаменту строительства ХМАО-Югры, возложении обязанности восстановить в списке участников подпрограммы, предоставить субсидию – отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югра в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ханты-Мансийский районный суд путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение суда составлено 20 сентября 2021 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.А. Литвинова