Дело № Председательствующий – судья ФИО4
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО11,
судей - Дзаитова М.М. и Кориговой М.М.,
при секретаре судебного заседания ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения о прекращении выплаты пенсии незаконным и возложении обязанности возобновить выплату пенсии в прежнем размере
по апелляционной жалобе представителя ответчика по доверенности ФИО8 на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО11, судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в Магасский районный суд Республики Ингушетия с упомянутым выше исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее по тексту - ОСФР по <адрес>).
В обоснование своих требований ФИО3 указывала, что она являлась получателем пенсии по старости, однако в декабре выплата пенсии ей прекращена, впоследствии ею получено уведомление ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №Л. Из содержания упомянутого уведомления следует, что прекращение выплаты связано с неправомерностью её установления.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, обращая внимание на наличие требуемого страхового стажа, ФИО3 просила суд признать незаконным решение ответчика о прекращении ей выплаты пенсии по старости, включить периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности выбивальщицы в литейном цехе завода «Красный молот» в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и обязать пенсионный орган восстановить выплату обозначенной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее по тексту - ОСФР по <адрес>).
В возражениях на исковое заявление ОСФР по <адрес> просило в удовлетворении исковых требований отказать в связи с отсутствием надлежащего документального подтверждения осуществления истцом трудовой деятельности в спорные периоды.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление ФИО3 удовлетворено в полном объёме.
В апелляционной жалобе представитель ОСФР по <адрес> просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец, представитель ОСФР по <адрес>, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении заседания судебной коллегии не просили. Также не обеспечили явку своих представителей в суд извещённые в установленном процессуальным законодательством порядке ОСФР по <адрес> и ОСФР по <адрес>.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ОСФР по <адрес> ФИО9, поддержавшей доводы жалобы, представителя истца ФИО10, просившего оставить решение без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», который в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных упомянутым федеральным законом.
Согласно статье 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 приведённого федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 указанного федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Как следует из материалов дела, ФИО3 в 2017 году стала получателем досрочной страховой пенсии по старости, однако с ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом выплата ей страховой пенсии прекращена со ссылкой на необоснованность выдачи документов, необходимых для её установления, а также ввиду недостоверности содержащихся в них сведений о характере льготной работы, о чём последняя поставлена в известность в письменной форме.
В этой связи, ФИО3, полагая действия пенсионного органа незаконными и обращаясь в суд с исковыми требованиями в рамках настоящего дела, в подтверждение своих доводов к исковому заявлению приложила копию уведомления ОСФР по <адрес> о прекращении выплаты страховой пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №Л и копию трудовой книжки серии АТ-V №.
Разрешая спор и удовлетворяя требования ФИО3, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что представленные доказательства осуществления ею трудовой деятельности в спорные периоды, отражённые в исковом заявлении, а также документы из пенсионного дела истца, направленные ответной стороной в адрес суда по соответствующему запросу, отвечают принципам обоснованности, достаточности и достоверности и, следовательно, свидетельствуют о наличии у истца стажа, дающего право на получение досрочной страховой пенсии.
Кроме того, суд при принятии оспариваемого решения исходил из значительности срока, прошедшего с момента назначения истцу досрочной пенсии до момента её прекращения и длительности получения указанной выплаты, руководствовался принципами поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обращая внимание на непредставление ответчиками доказательств правомерности осуществленных действий по прекращению выплаты автору искового заявления пенсии.
С учётом изложенного суд полагал, что при принятии решения о прекращении ФИО3 досрочной страховой пенсии по старости пенсионный орган неправомерно ограничил её в пенсионных правах.
Мотивы, по которым суд пришёл к таким выводам, а также доказательства, принятые судом, подробно и убедительно приведены в мотивировочной части решения и оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.
То есть судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не противоречат положениям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Так, в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в соответствии с вышеуказанным законом, засчитываются периоды работы, предусмотренные Списками №, № производств, работ, профессий и должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № и утверждённые Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту – Список № и Список №).
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.
Пунктом 5 разъяснения Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днём понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила от ДД.ММ.ГГГГ №).
Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно пункту 11 Правил от ДД.ММ.ГГГГ № документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определённой сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Между тем, суд первой инстанции при рассмотрении настоящего спора установил, что сведения о специальном стаже истца на работах, предусмотренных Списком №, подтверждены имеющимися в материалах дела документами, в частности, справкой машиностроительного завода «Красный молот» от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, справкой машиностроительного завода «Красный молот» от той же даты за исх. № о заработной плате ФИО3, копией трудовой книжки истца серии АТ-V №, заключением пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии ГУ-ОПФР по <адрес>, подготовленными при назначении автору искового заявления досрочной пенсии, в связи с чем обоснованно удовлетворил исковые требования ФИО3 в полном объёме.
При принятии решения Магасский районный суд Республики Ингушетия, в том числе основывался на том, что в соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчёте размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Конституционный Суд Российской Федерации в абзаце первом пункта 5 постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П указал, что совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчётов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства.
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению.
Вместе с тем, соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учёт интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано в том числе на конституционных принципах правовой определённости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения.
В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учётом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвёртый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Конституционный Суд Российской Федерации также указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты (абзац второй пункта 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Из приведённых норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ и изложенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законом предусмотрена возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении или перерасчёте размера пенсии. При этом необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов, вследствие чего бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. В связи с этим при разрешении вопроса об исправлении такой ошибки в случае отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению или перерасчёту пенсии, должны учитываться интересы пенсионера, особенности жизненной ситуации, в которой он находится, его возраст, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом и другие значимые обстоятельства.
Согласно пункту 13 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № (2023), утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, выявление пенсионным органом допущенной ошибки в расчете выслуги лет (стажа службы) при назначении гражданину пенсионного обеспечения - в отсутствие с его стороны каких-либо виновных действий - не может являться самостоятельным основанием для перерасчета пенсионным органом гражданину размера пенсии в сторону уменьшения без учета иных значимых обстоятельств (срок, прошедший с момента признания со стороны пенсионного органа права на пенсию в соответствующем размере, возможность возвращения гражданина на службу для приобретения права на пенсионное обеспечение в установленном до выявления ошибки размере и другие).
При установленных судом юридически значимых обстоятельствах дела и с учётом приведённых норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, обращая внимание на возраст истца и длительное получение ею пенсии, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка, соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, заполнение трудовой книжки, соблюдение соответствующих правил находится вне пределов компетенции и влияния работника, соответственно, действия работодателя по заполнению трудовых книжек не должны ущемлять законно возникшие права граждан на пенсию, а неисполнение работодателем требований к оформлению трудовой книжки, выразившееся в постановке печати не непосредственно на записи об увольнении, не должно влечь негативные последствия для работника и служить основанием для ограничения его пенсионных прав.
То есть приведённые в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, фактически основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда, поскольку суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований ФИО3 В частности, в исковом заявлении ФИО3 не содержится требование о возобновлении выплату пенсии в прежнем размере.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда подлежащим изменению, исключив из абзаца 1 резолютивной части слова «в прежнем размере».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения о прекращении выплаты пенсии незаконным и возложении обязанности возобновить выплату пенсии в прежнем размере изменить, исключив из абзаца 1 резолютивной части слова «в прежнем размере», в остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОСФР по <адрес> – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
Верно: Судья Верховного Суда
Республики Ингушетия ФИО11