Дело № 2-2735/2022
УИД 21RS0019-01-2022-000125-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2022 года город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Михайловой А.Л., при секретаре судебного заседания Солдатовой Н.В., с участием истца Степановой Е.Г., ее представителя Аникиной Г.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой Елены Германовны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании решения незаконным, обязании включить в специальный стаж периоды, назначить досрочную страховую пенсию по старости,
установил:
с учетом уточнения требований от ДД.ММ.ГГГГ Степанова Е.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (далее Отделение ПФР по Чувашской Республике-Чувашии, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии и включении в специальный стаж периода работы <данные изъяты>, периода нахождения в учебном отпуске, об обязании ответчика зачесть в специальный стаж указанные периоды и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано ввиду отсутствия на момент обращения требуемого 30-летнего стажа работы, фактическая продолжительность стажа составила <данные изъяты> При этом ответчиком не включен в специальный стаж период работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> так как должность <данные изъяты> не предусмотрена Списками, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Не соглашаясь с решением пенсионного органа в указанной части, истица просит отменить его, обязать ответчика зачесть в специальный стаж периоды работы <данные изъяты> в льготном исчислении - <данные изъяты>, период нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Указывает, что, работая в должности <данные изъяты>, она фактически исполняла обязанности <данные изъяты>. Согласно должностной инструкции заведующего ФАП - фельдшера в ее обязанности входило: организация и планирование лечебно-профилактической помощи на участке, ведение амбулаторного приема и обслуживание больных на дому, оказание первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях с последующим вызовом врача к этому больному или направлением его в соответствующее ближайшее лечебное учреждение, измерять глазное давление лицам старше 40 лет, проводить профилактические прививки населению, участвовать в диспансеризации населения, проводить физиотерапевтические процедуры и т.п. В фельдшерских пунктах работала она и одна санитарка. В штатном расписании должности заведующей ФАП не было предусмотрено, имелись только должности фельдшера и санитарки. Должность заведующего ФАП не являлась освобожденной и предполагала замещение ее либо фельдшером, либо акушеркой. Она имеет среднее медицинское образование. В спорные периоды времени работала в сельской местности в ФАПах на полную ставку, хотя и числилась заведующей, но выполняла работу по непосредственному обслуживанию больных, лечебную работу, соответствующую функциональным обязанностям фельдшера. В связи с этим считает, что этот период должен быть зачтен в специальный стаж работы из расчета 1 год за 1 год и три месяца.
В период прохождения курсов повышения квалификации она работала в должности <данные изъяты>, но фактически выполняла работу медицинской сестрой. В силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы являлось повышение квалификации медицинского работника. В связи с этим она была направлена работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением места работы и среднего заработка, из которого работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства производил отчисления в пенсионный фонд, что подтверждается справкой, уточняющей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В судебном заседании истец Степанова Е.Г., ее представитель Аникина Г.Н. исковые требования с учетом уточнения поддержали.
Представитель ответчика Отделения ПФР по Чувашской Республике-Чувашии, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, представил письменную позицию относительно заявленных требований.
Третье лицо БУ «Ядринская ЦРБ» Минздрава Чувашии, надлежащим образом извещенное о рассмотрении дела, явку своего представителя в суд не обеспечило.
Заслушав пояснения стороны истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Положениями статей 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно статье 8 названного Закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
Пунктом 20 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 указанной статьи.
Частью 2 этой же статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3); имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ.
Перечисленные Списки содержат перечень должностей, структурных подразделений и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью и расширительному толкованию не подлежит.
Из материалов дела следует, что Степанова Е.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Отделение ПФР по Чувашской Республике-Чувашии за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении пенсии было отказано ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. По подсчету ответчика его продолжительность составила <данные изъяты>. При этом в специальный стаж истицы не включены периоды ее работы заведующей Иваньковским фельдшерско-акушерским пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку наименование должности не соответствует Списку, и период нахождения в учебном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно постановлению Совета Министров СССР N 1397 от 17.12.1959 (пункт 1 раздела 2) работа в здравпунктах в качестве фельдшера подлежала зачету в специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет.
В соответствии с положениями Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России N 377 от 15.10.1999, и Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России N 395 от 03.11.1999 должность фельдшера отнесена к среднему медицинскому персоналу, в качестве учреждений здравоохранения поименованы здравпункты (врачебные, фельдшерские).
На основании Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1066 от 22.09.1999, в специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается работа во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций), независимо от ведомственной подчиненности, в том числе в должности фельдшера.
Согласно Списку и Правилам N 781 от 29.10.2002 в специальный стаж работы засчитывается работа в должности фельдшера.
В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Степанова Е.Г. (урожденная <данные изъяты>) окончила полный курс <данные изъяты> ей был выдан диплом об окончании с присвоением квалификации «фельдшер».
ДД.ММ.ГГГГ Степанова Е.Г. была принята на работу в <данные изъяты> на должность <данные изъяты>
Из сведений, предоставленных администрацией <адрес> Чувашской Республики, следует, что в состав медицинского учреждения входил, в том числе фельдшерско-акушерский пункт в <адрес>.
Согласно информации главы <данные изъяты> в связи с принятием Верховным Советом Чувашской ССР 18 октября 1991 года Закона «О местном самоуправлении в Чувашской АССР» органом местного самоуправления стала сельская администрация, которая осуществляла исполнительно-распорядительные функции. Иваньковская сельская администрация являлась централизованной бухгалтерией детского сада, Конзаводского, Засурского, Иваньковского, Никольского ФАПов, Засурской школы, Засурского, Иваньковского, Никольского сельских клубов.
В ходе рассмотрения дела Степанова Е.Г. пояснила суду, что, работая в должности <данные изъяты>, она фактически выполняла работу фельдшера фельдшерского здравпункта: вела амбулаторный прием больных, прием на дому, проводила осмотры, диспансеризацию, делала прививки.
Суду представлены штатные расписания по <данные изъяты> за спорные периоды, где за ДД.ММ.ГГГГ год по <данные изъяты> указана численность штата: средний медицинский персонал - 1, младший - 1.
Согласно должностным инструкциям <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, утвержденные главным врачом <данные изъяты>, на эту должность назначается лицо, окончившее среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера, акушерки, медицинской сестры; заведующий ФАП оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности ФАП, в этих целях: ведет амбулаторный прием на ФАП, ведет больных на дому, оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к этому больному (пострадавшему) или направлением его в соответствующее ближайшее ЛПУ, независимо от ведомственной подчиненности, сопровождая больного в необходимых случаях лично; своевременно направляет больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи, в соответствующие ЛПУ; выполняет врачебные назначения; подготавливает больных к приему врачом на ФАП; участвует в диспансеризации населения; проводит простейшие лабораторные исследования, лечебный массаж и физиотерапевтические процедуры (при наличии соответствующей аппаратуры), профилактические прививки и диагностические пробы взрослому населению, противоэпидемические и противопаразитарные мероприятия подворные обходы по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания, санитарно-просветительную работу среди населения; обеспечивает медицинскую помощь детям в детских яслях, садах, яслях-садах, детских домах, школах, расположенных на территории деятельности ФАП и не имеющих в своих штатах соответствующих средних медицинских работников; участвует в текущем санитарном надзоре за объектами санитарного надзора; сообщает в установленном порядке соответствующим учреждениям здравоохранения района о выявленных санитарных нарушениях, инфекционной, паразитарной и профессиональной заболеваемости и отравлениях на территории деятельности ФАП; обследует в пределах своей компетенции и профессиональных прав население, устанавливает диагнозы, назначает и проводит лечение, выполняет медицинские манипуляции и профилактическую работу; выдает больничные листы, справки и другие документы медицинского характера в установленном порядке; составляет и представляет планы и отчеты о своей деятельности, ведет учетно-отчетную документацию; при выполнении ФАП функций аптечного пункта заведующий ФАП осуществляет продажу населению готовых лекарств, предметов санитарии и гигиены и предметов ухода за больными; при отсутствии в штате ФАП других средних медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий ФАП выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными должностными инструкциями об указанных должностных лицах.
За спорные периоды судом были исследованы истории развития детей, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из которых усматривается, что истица вела дородовой патронаж, наблюдение детей, проводила осмотры, делала им плановые прививки, проверяла реакцию на них.
Журналы учета инфекционных заболеваний по <данные изъяты>, учета временных медотводов, осмотра на педикулез, карточки привитых против столбняка за спорные периоды содержат подписи <данные изъяты> Степановой Е.Г.
Из представленных суду приказов главного врача <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ годы о предоставлении истцу в спорный период отпуска по уходу за ребенком до 1,6 года, административного отпуска усматривается, что должность Степановой Е.Г. именуется «фельдшер».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды истица фактически работала в соответствующей должности среднего медицинского персонала в лечебно-профилактическом учреждении, а именно <данные изъяты> и, соответственно, периоды ее работы подлежат включению в ее специальный трудовой стаж.
Степанова Е.Г. также просит включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого за ней сохранялась средняя заработная плата и производились отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, в льготный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Согласно выписке из приказа Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № направление истицы на курсы повышения квалификации согласно плану оргметодмероприятий Минздравсоцразвития <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ на цикл специализации «Медицина общей практики» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инициировано работодателем.
По результатам прохождения курсов Степановой Е.Г. выдан соответствующий сертификат с присвоением специальности «общая практика».
В этот период за ней сохранялись рабочее место, средняя заработная плата и производились страховые отчисления, а значит и сохранился страховой стаж, в связи с чем он подлежит включению в ее трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил от 29 октября 2002 года№ 781 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца
Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.
Пунктом 2 постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991, которым был утвержден Список № 464, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке (врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности), 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.
Согласно пункту 2 Правил от 22 сентября 1999 г. N 1066 врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливалась при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением, в частности, следующего случая: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Разъяснения относительно применения указанного подпункта Правил содержатся в абзаце втором пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором указано, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
При этом в стаж работы в льготном порядке (ДД.ММ.ГГГГ) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть засчитан период работы в сельской местности до ДД.ММ.ГГГГ (абзац седьмой пункта 19).
Таким образом, после ДД.ММ.ГГГГ льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников допустимо только при наличии смешанного стажа, то есть при выполнении соответствующей работы и в городе, и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) (определение Верховного Суда РФ от 06.06.2016 г. № 13-КГ16-1).
Исходя из изложенного, периоды работы Степановой Е.Г. в должности <данные изъяты> пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в ее специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца, а период нахождения в учебном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в календарном порядке.
Включение в специальный стаж истицы спорных периодов показывает, что необходимый 30-летний стаж выработан ею в ДД.ММ.ГГГГ, а с учетом переходных положений право на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возникло у истицы в ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, страховая пенсия по старости может быть ей назначена с момента обращения в пенсионный орган, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный трудовой стаж Степановой Елены Германовны, <данные изъяты> периодов работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии включить Степановой Елене Германовне в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период ее работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 3 месяца; период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении и назначить досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий судья А.Л. Михайлова
Мотивированное решение составлено 1 августа 2022 года.
УИД 21RS0019-01-2022-000125-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2022 года город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Михайловой А.Л., при секретаре судебного заседания Солдатовой Н.В., с участием истца Степановой Е.Г., ее представителя Аникиной Г.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой Елены Германовны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании решения незаконным, обязании включить в специальный стаж периоды, назначить досрочную страховую пенсию по старости,
установил:
с учетом уточнения требований от ДД.ММ.ГГГГ Степанова Е.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (далее Отделение ПФР по Чувашской Республике-Чувашии, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии и включении в специальный стаж периода работы <данные изъяты>, периода нахождения в учебном отпуске, об обязании ответчика зачесть в специальный стаж указанные периоды и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано ввиду отсутствия на момент обращения требуемого 30-летнего стажа работы, фактическая продолжительность стажа составила <данные изъяты> При этом ответчиком не включен в специальный стаж период работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> так как должность <данные изъяты> не предусмотрена Списками, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Не соглашаясь с решением пенсионного органа в указанной части, истица просит отменить его, обязать ответчика зачесть в специальный стаж периоды работы <данные изъяты> в льготном исчислении - <данные изъяты>, период нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Указывает, что, работая в должности <данные изъяты>, она фактически исполняла обязанности <данные изъяты>. Согласно должностной инструкции заведующего ФАП - фельдшера в ее обязанности входило: организация и планирование лечебно-профилактической помощи на участке, ведение амбулаторного приема и обслуживание больных на дому, оказание первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях с последующим вызовом врача к этому больному или направлением его в соответствующее ближайшее лечебное учреждение, измерять глазное давление лицам старше 40 лет, проводить профилактические прививки населению, участвовать в диспансеризации населения, проводить физиотерапевтические процедуры и т.п. В фельдшерских пунктах работала она и одна санитарка. В штатном расписании должности заведующей ФАП не было предусмотрено, имелись только должности фельдшера и санитарки. Должность заведующего ФАП не являлась освобожденной и предполагала замещение ее либо фельдшером, либо акушеркой. Она имеет среднее медицинское образование. В спорные периоды времени работала в сельской местности в ФАПах на полную ставку, хотя и числилась заведующей, но выполняла работу по непосредственному обслуживанию больных, лечебную работу, соответствующую функциональным обязанностям фельдшера. В связи с этим считает, что этот период должен быть зачтен в специальный стаж работы из расчета 1 год за 1 год и три месяца.
В период прохождения курсов повышения квалификации она работала в должности <данные изъяты>, но фактически выполняла работу медицинской сестрой. В силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы являлось повышение квалификации медицинского работника. В связи с этим она была направлена работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением места работы и среднего заработка, из которого работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства производил отчисления в пенсионный фонд, что подтверждается справкой, уточняющей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В судебном заседании истец Степанова Е.Г., ее представитель Аникина Г.Н. исковые требования с учетом уточнения поддержали.
Представитель ответчика Отделения ПФР по Чувашской Республике-Чувашии, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, представил письменную позицию относительно заявленных требований.
Третье лицо БУ «Ядринская ЦРБ» Минздрава Чувашии, надлежащим образом извещенное о рассмотрении дела, явку своего представителя в суд не обеспечило.
Заслушав пояснения стороны истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Положениями статей 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно статье 8 названного Закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
Пунктом 20 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 указанной статьи.
Частью 2 этой же статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3); имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ.
Перечисленные Списки содержат перечень должностей, структурных подразделений и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью и расширительному толкованию не подлежит.
Из материалов дела следует, что Степанова Е.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Отделение ПФР по Чувашской Республике-Чувашии за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении пенсии было отказано ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. По подсчету ответчика его продолжительность составила <данные изъяты>. При этом в специальный стаж истицы не включены периоды ее работы заведующей Иваньковским фельдшерско-акушерским пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку наименование должности не соответствует Списку, и период нахождения в учебном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно постановлению Совета Министров СССР N 1397 от 17.12.1959 (пункт 1 раздела 2) работа в здравпунктах в качестве фельдшера подлежала зачету в специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет.
В соответствии с положениями Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России N 377 от 15.10.1999, и Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России N 395 от 03.11.1999 должность фельдшера отнесена к среднему медицинскому персоналу, в качестве учреждений здравоохранения поименованы здравпункты (врачебные, фельдшерские).
На основании Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1066 от 22.09.1999, в специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается работа во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций), независимо от ведомственной подчиненности, в том числе в должности фельдшера.
Согласно Списку и Правилам N 781 от 29.10.2002 в специальный стаж работы засчитывается работа в должности фельдшера.
В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Степанова Е.Г. (урожденная <данные изъяты>) окончила полный курс <данные изъяты> ей был выдан диплом об окончании с присвоением квалификации «фельдшер».
ДД.ММ.ГГГГ Степанова Е.Г. была принята на работу в <данные изъяты> на должность <данные изъяты>
Из сведений, предоставленных администрацией <адрес> Чувашской Республики, следует, что в состав медицинского учреждения входил, в том числе фельдшерско-акушерский пункт в <адрес>.
Согласно информации главы <данные изъяты> в связи с принятием Верховным Советом Чувашской ССР 18 октября 1991 года Закона «О местном самоуправлении в Чувашской АССР» органом местного самоуправления стала сельская администрация, которая осуществляла исполнительно-распорядительные функции. Иваньковская сельская администрация являлась централизованной бухгалтерией детского сада, Конзаводского, Засурского, Иваньковского, Никольского ФАПов, Засурской школы, Засурского, Иваньковского, Никольского сельских клубов.
В ходе рассмотрения дела Степанова Е.Г. пояснила суду, что, работая в должности <данные изъяты>, она фактически выполняла работу фельдшера фельдшерского здравпункта: вела амбулаторный прием больных, прием на дому, проводила осмотры, диспансеризацию, делала прививки.
Суду представлены штатные расписания по <данные изъяты> за спорные периоды, где за ДД.ММ.ГГГГ год по <данные изъяты> указана численность штата: средний медицинский персонал - 1, младший - 1.
Согласно должностным инструкциям <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, утвержденные главным врачом <данные изъяты>, на эту должность назначается лицо, окончившее среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера, акушерки, медицинской сестры; заведующий ФАП оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности ФАП, в этих целях: ведет амбулаторный прием на ФАП, ведет больных на дому, оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к этому больному (пострадавшему) или направлением его в соответствующее ближайшее ЛПУ, независимо от ведомственной подчиненности, сопровождая больного в необходимых случаях лично; своевременно направляет больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи, в соответствующие ЛПУ; выполняет врачебные назначения; подготавливает больных к приему врачом на ФАП; участвует в диспансеризации населения; проводит простейшие лабораторные исследования, лечебный массаж и физиотерапевтические процедуры (при наличии соответствующей аппаратуры), профилактические прививки и диагностические пробы взрослому населению, противоэпидемические и противопаразитарные мероприятия подворные обходы по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания, санитарно-просветительную работу среди населения; обеспечивает медицинскую помощь детям в детских яслях, садах, яслях-садах, детских домах, школах, расположенных на территории деятельности ФАП и не имеющих в своих штатах соответствующих средних медицинских работников; участвует в текущем санитарном надзоре за объектами санитарного надзора; сообщает в установленном порядке соответствующим учреждениям здравоохранения района о выявленных санитарных нарушениях, инфекционной, паразитарной и профессиональной заболеваемости и отравлениях на территории деятельности ФАП; обследует в пределах своей компетенции и профессиональных прав население, устанавливает диагнозы, назначает и проводит лечение, выполняет медицинские манипуляции и профилактическую работу; выдает больничные листы, справки и другие документы медицинского характера в установленном порядке; составляет и представляет планы и отчеты о своей деятельности, ведет учетно-отчетную документацию; при выполнении ФАП функций аптечного пункта заведующий ФАП осуществляет продажу населению готовых лекарств, предметов санитарии и гигиены и предметов ухода за больными; при отсутствии в штате ФАП других средних медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий ФАП выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными должностными инструкциями об указанных должностных лицах.
За спорные периоды судом были исследованы истории развития детей, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из которых усматривается, что истица вела дородовой патронаж, наблюдение детей, проводила осмотры, делала им плановые прививки, проверяла реакцию на них.
Журналы учета инфекционных заболеваний по <данные изъяты>, учета временных медотводов, осмотра на педикулез, карточки привитых против столбняка за спорные периоды содержат подписи <данные изъяты> Степановой Е.Г.
Из представленных суду приказов главного врача <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ годы о предоставлении истцу в спорный период отпуска по уходу за ребенком до 1,6 года, административного отпуска усматривается, что должность Степановой Е.Г. именуется «фельдшер».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды истица фактически работала в соответствующей должности среднего медицинского персонала в лечебно-профилактическом учреждении, а именно <данные изъяты> и, соответственно, периоды ее работы подлежат включению в ее специальный трудовой стаж.
Степанова Е.Г. также просит включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого за ней сохранялась средняя заработная плата и производились отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, в льготный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Согласно выписке из приказа Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № направление истицы на курсы повышения квалификации согласно плану оргметодмероприятий Минздравсоцразвития <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ на цикл специализации «Медицина общей практики» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инициировано работодателем.
По результатам прохождения курсов Степановой Е.Г. выдан соответствующий сертификат с присвоением специальности «общая практика».
В этот период за ней сохранялись рабочее место, средняя заработная плата и производились страховые отчисления, а значит и сохранился страховой стаж, в связи с чем он подлежит включению в ее трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил от 29 октября 2002 года№ 781 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца
Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.
Пунктом 2 постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991, которым был утвержден Список № 464, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке (врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности), 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.
Согласно пункту 2 Правил от 22 сентября 1999 г. N 1066 врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливалась при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением, в частности, следующего случая: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Разъяснения относительно применения указанного подпункта Правил содержатся в абзаце втором пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором указано, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
При этом в стаж работы в льготном порядке (ДД.ММ.ГГГГ) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть засчитан период работы в сельской местности до ДД.ММ.ГГГГ (абзац седьмой пункта 19).
Таким образом, после ДД.ММ.ГГГГ льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников допустимо только при наличии смешанного стажа, то есть при выполнении соответствующей работы и в городе, и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) (определение Верховного Суда РФ от 06.06.2016 г. № 13-КГ16-1).
Исходя из изложенного, периоды работы Степановой Е.Г. в должности <данные изъяты> пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в ее специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца, а период нахождения в учебном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в календарном порядке.
Включение в специальный стаж истицы спорных периодов показывает, что необходимый 30-летний стаж выработан ею в ДД.ММ.ГГГГ, а с учетом переходных положений право на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возникло у истицы в ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, страховая пенсия по старости может быть ей назначена с момента обращения в пенсионный орган, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный трудовой стаж Степановой Елены Германовны, <данные изъяты> периодов работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии включить Степановой Елене Германовне в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период ее работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 3 месяца; период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении и назначить досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий судья А.Л. Михайлова
Мотивированное решение составлено 1 августа 2022 года.