№ 2-1-116/2022
64RS0003-01-2022-000165-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2022 года г. Аркадак
Аркадакский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Конышевой И.Н.,
при секретаре Мироновой С.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Аркадакского района Саратовской области Никонорова С.В.,
представителя ответчика ГУЗ СО «Аркадакская РБ» Зеновой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аркадакского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному учреждению здравоохранения «Аркадакская районная больница», Министерству здравоохранения Саратовской области о возложении обязанности организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения,
установил:
Прокурор Аркадакского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Аркадакский районный суд Саратовской области с иском к государственному учреждению здравоохранения Саратовской области «Аркадакская районная больница» (далее - ГУЗ СО «Аркадакская районная больница»), Министерству здравоохранения Саратовской области, в котором просит возложить на ответчиков обязанность организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в селахОльшанка, Семеновка, Малиновка, Красное Знамя, Новосельское, Баклуши, АлексеевкаАркадакского района Саратовской области.
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Аркадакского района проведена проверка соблюдения должностными лицами ГУЗ СО «Аркадакская районная больница» требований законодательства о здравоохранении, в ходе которой установлено, что в нарушение требований законодательства фельдшерско-акушерские пункты, расположенные в селах Ольшанка, Семеновка, Малиновка, Красное Знамя, Новосельское, Баклуши, Алексеевка Аркадакского района Саратовской области не осуществляют реализацию товаров первой медицинской помощи, в связи с чем, жителям указанных сел для их приобретения необходимо преодолевать от 9 до 32 км пути. В связи с выявленными нарушениями в адрес главного врача ГУЗ СО «Аркадакская районная больница» было внесено представление, но до настоящего времени допущенные нарушения не устранены. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения прокуратуры в суд с настоящим иском.
Несоблюдение закона со стороны ответчиков нарушает интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Аркадакского района Саратовской области Никоноров С.В. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ГУЗ СО «Аркадакская районная больница» Зенова М.С. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что в настоящее время ведется работа по организации розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерских пунктах, в том числе обучение медицинского персонала для осуществления фармацевтической деятельности, просила об увеличении срока для осуществления розничной торговли лекарственными препаратами до 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Саратовской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статей 7, 41 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняется здоровье людей. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 69 Закона № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности, получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Статьей 79 этого же Закона предусмотрено, что медицинская организация в числе прочего обязана: оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме; организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи; обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств; обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (фармацевтическая деятельность осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Статьей 55 названного закона регламентирован порядок розничной торговли лекарственными препаратами, согласно которому розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется в том числе медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пункт 1 постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» устанавливает порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями.
Приказом № 735н от 26.08.2010 Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации» определен порядок отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - лекарственные препараты) по рецептам и (или) без рецептов врача (фельдшера) медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации (далее - соответственно медицинские организации и обособленные подразделения медицинских организаций), перечень которых утверждается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Требования к помещениям и оборудованию для хранения лекарственных препаратов регламентированы Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 31 августа 2016 года № 646н (далее – Правила 1), а также Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31 августа 2016 года № 647н (далее Правила 2).
В целях разъяснения вопросов, связанных с обеспечением лекарственными средствами граждан, проживающих в сельской местности, письмом Министерства здравоохранения и социального развития от 21 ноября 2005 года № 5658-ВС были разъяснены отдельные положения, касающиеся организации порядка дополнительного лекарственного обеспечения (далее ДЛО) граждан, проживающих в сельской местности. Данным письмом для улучшения доступности лекарственной помощи гражданам, проживающим в сельской местности, предлагается организовать в ФАПах аптечные пункты по продаже населению медикаментов и изделий медицинского назначения, а также отпуску необходимых лекарственных средств отдельным категориям граждан по рецептам врача (фельдшера) при наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. Ответственность за организацию ДЛО граждан, проживающих в сельской местности, в соответствии со статьей 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, возлагается на органы местного самоуправления, а также руководителей ЛПУ и фармацевтической организации.
Приложением № 15 к Приказу Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н утверждены правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта, в соответствии с пунктом 11 которого предусмотрено, что одной из основных задач фельдшерско-акушерского пункта является реализация лекарственных средств и медицинских изделий в случае отсутствия на территории населенного пункта аптечных организаций.
Паспортом регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» предусмотрено финансирование развития сети фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности на период 2019-2024 года.
Согласно Уставу ГУЗ СО «Аркадакская районная больница» является бюджетным учреждением, одним из видов деятельности которого является - осуществление фармацевтической деятельности. В структуру ГУЗ СО «Аркадакская районная больница» среди прочего входят и фельдшерско-акушерские пункты, расположенные по адресам: Саратовская область, Аркадакский район, с. Ольшанка, ул. Молодежная, д. 1 «г»; Саратовская область, Аркадакский район, с Семеновка, ул. Новая, д.21; Саратовская область, Аркадакский район, с. Малиновка, ул. Крупской, д. 16 «а»; Саратовская область, Аркадакский район, с. Красное Знамя, ул. 8 Марта, д. 1 «а»; Саратовская область, Аркадакский район, с. Новосельское, ул. Мира, д.22; Саратовская область, Аркадакский район, с. Баклуши, ул. Кооперативная, д.11; Саратовская область, Аркадакский район, с. Алексеевка, ул. Алексеевская, д.109.
В соответствии с п. 1.1. Устава ГУЗ СО «Аркадакская районная больница» функции и полномочия учредителя осуществляются Министерством здравоохранения Саратовской области.
Учредитель осуществляет контроль за использованием бюджетных средств, сохранностью и использованием имущества, закрепленного за учреждением, финансово-хозяйственной деятельностью учреждения (п. п. 6.11, 6.19 Устава ГУЗ СО «Аркадакская районная больница»).
ГУЗ СО «Аркадакская районная больница» Министерством здравоохранения Саратовской области была выдана лицензия № ЛО-64-02-002098 от 01 марта 2018 года на осуществление фармацевтической деятельности, согласно которой правом на осуществление фармацевтической деятельности, в том числе в части розничной торговли лекарственных препаратов для медицинского применения обладают вышеуказанные фельдшерско-акушерские пункты.
Прокуратурой Аркадакского района Саратовской области была проведена проверка требований законодательства о здравоохранении ГУЗ СО «Аркадакская районная больница», в ходе которой установлено, что вышеназванные фельдшерско-акушерские пункты не осуществляют реализацию товаров первой медицинской помощи, в связи с чем, 13 сентября 2021 года в адрес главного врача ГУЗ СО «Аркадакская районная больница» было внесено представление, которое рассмотрено и 12 октября 2021 года дан ответ о том, что в настоящее время ведутся переговоры с ОГУ «Саратовский аптечный склад» по заключению договора и возобновлению розничной торговли в фельдшерско-акушерских пунктах. Фельдшерско-акушерские пункты в селах Баклуши и Ольшанка Аркадакского района Саратовской области не укомплектованы медицинским персоналом, при этом, информация о вакансиях размещена в сети Интернет, в медицинском колледже по целевым направления обучаются три студента. Все помещения фельдшерско-акушерских пунктов оборудованы холодильниками, пожарной сигнализацией, гигрометрами (психрометрами), в ряде фельдшерско-акушерских пунктов отсутствуют системы контроля доступа и кондиционирования, закупка которых запланирована на 2022 год. За допущенные нарушения заведующему хозяйством Иванову К.И. объявлено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Однако, до настоящего времени указанные в представлении нарушения не устранены.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отсутствие в вышеуказанных фельдшерско-акушерских пунктах ГУЗ СО «Аркадакская районная больница» должного уровня организации осуществления розничной торговли лекарственными препаратами (при наличии соответствующей лицензии, дающей право на осуществление розничной торговли лекарственных препаратов для медицинского применения) свидетельствует об отсутствии со стороны администрации лечебного учреждения надлежащей организации медико-санитарной помощи жителям сел Ольшанка, Семеновка, Малиновка, Красное Знамя, Новосельское, Баклуши, Алексеевка Аркадакского района Саратовской области. Данные обстоятельства в свою очередь препятствуют созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан в целях, предусмотренных Уставом учреждения, а также реализации принципов охраны здоровья, предусмотренных статьей 4 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и нарушает конституционные права неопределенного круга лиц, проживающих в указанных селах, на получение медицинской помощи, в том числе с использованием лекарственных препаратов.
Кроме того, суд исходит из того, что в соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Поскольку круг лиц, имеющих право на реализацию конституционных прав на образование, обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создание условий для реализации права на образование, постоянно меняется, в связи с чем меняется их число и состав, поэтому определить круг лиц, чьи права на реализацию конституционных прав на образование, обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создание условий для реализации права на образование, нарушены в данном случае невозможно.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования прокурора Аркадакского района Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному учреждению здравоохранения Саратовской области «Аркадакская районная больница», Министерству здравоохранения Саратовской области о возложении обязанности организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения являются обоснованными.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд полагает разумным при указанных обстоятельствах установить восьмимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для организации осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерских пунктах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковые требования прокурора Аркадакского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному учреждению здравоохранения «Аркадакская районная больница», Министерству здравоохранения Саратовской области о возложении обязанности организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения удовлетворить.
Обязать государственное учреждение здравоохранения «Аркадакская районная больница», Министерство здравоохранения Саратовской области в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в Саратовской области, Аркадакского района в с.Ольшанка ул.Молодежная д.1 «г», в с.Семеновка ул.Новая д.21, в с.Малиновка, ул.Крупская д.16»а», в с.Красное Знамя ул.8 Марта д. 1 «а», в с.Новосельское ул.Мира д.22, в с.Баклуши ул.Кооперативная д.11, в с.Алексеевка ул.Алексеевская д.109, в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения и Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 31 августа 2016 года № 646н.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Аркадакский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.Н. Конышева
Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2022 года.
Судья И.Н. Конышева