Решение по делу № 2а-1845/2018 от 29.03.2018

№2а-1845/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июня 2018 года               г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края под председательством судьи Клименко Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Тен Т.В.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Веселова Е.Ф.,

представителя ответчика администрации города Комсомольска-на-Амуре Осадчей К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонного природоохранного прокурора к администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании бездействия, выразившегося в не проведении работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента, незаконным, возложении обязанности провести лесоустройство и разработать лесохозяйственный регламент,

УСТАНОВИЛ:

Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании бездействия администрации города Комсомольска-на-Амуре, выразившееся в непринятии мер к проведению лесоустройства на территории муниципального образования городского о круга «Город Комсомольск-на-Амуре» на площади 4545, 6 га, к разработке и утверждению лесохозяйственного регламента, к неустановлению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка в целях его аренды, к неустановлению ставок платы за единицу объема древесины, незаконными; возложении обязанности на администрацию города Комсомольска-на-Амуре по истечении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство на территории муниципального образования «Город Комсомольск-на-Амуре» на площади 4546,га, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент, установить ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка в целях его аренды, установить ставки платы за единицу объема древесины. В обоснование заявленных требований указал, что Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках исполнения приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» при реализации задания Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры от 06.02.2018 (№) проведена проверка соблюдения действующего лесного законодательства административным ответчиком, в ходе которой установлены нарушения лесного законодательства. В ходе проверки установлено, что на землях населенного пункта – городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» имеются городские леса на площади 4545,6 га. Однако в нарушение требований ст. 67, ч.1 ст.84 Лесного кодекса РФ администрацией г.Комсомолька-на-Амуре не проведено лесоустройство на территории муниципального образования на площади 4545,6 га, а также не разработан и не утвержден лесохозяйственный регламент, не установлены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка в целях его аренды, не установлены ставки платы за единицу объема древесины.

В ходе рассмотрения административного дела исковые требования неоднократно уточнялись. С учетом письменного заявления об уточнении исковых требований и ходатайства об уточнении требований, заявленных представителем административного истца, в судебном заседании 13 июня 2018, административный истец просит признать незаконным бездействие администрации города Комсомольска-на-Амуре, выразившееся в непринятии мер к проведению лесоустройства на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» на площади 4551,6 га, а также непринятии мер к разработке лесохозяйственного регламента; возложить на администрацию города Комсомольска-на-Амуре обязанность провести лесоустройство на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» на площади 4551,6 га и разработать лесохозяйственный регламент. Установить срок исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей в течение 1 года с момента вступления решения суда в силу.

Из письменных возражений представителя административного ответчика следует, что администрация города Комсомольска-на-Амуре против заявленных требований возражает по следующим основаниям. Генеральным планом города Комсомольска-на-Амуре, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1987 года №55 были предусмотрены функциональные зоны лесных массивов и лесопарков. При этом информация о площади указанных зон отсутствовала. Генеральным планом предусматривался только объем работ про строительству зеленых насаждений общего пользования – парков, сквером, бульваров – 250 га – 1990 год, 400 га – 1995 год,700 га – 2008 год. Генеральным планом городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» с изменениями, внесенными решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 02 марта 2016 года №10 «Об утверждении внесения изменений в Генеральный план городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», предусмотрен элемент природного ландшафта - городские леса. Согласно пункту 10 главы 6 текстовой части Генерального плана площадь лесов составляла 6252 га. Генеральным планом городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», с изменениями, внесенными решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 15 ноября 2017 года №130 «Об утверждении внесения изменений в Генеральный план города Комсомольск-на-Амуре» предусмотрена функциональная зона городского леса. Графическая часть генерального плана (в редакции решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 02 марта 2016 года № 10) выполнялась на топографической основе масштаба 1:10 000. Графическая часть генерального плана (в редакции решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы 15 ноября 2017 года № 130) выполнялась на топографической основе масштаба 1:2000 с учетом сведений из единого государственного реестра недвижимости, что позволило определить площади функциональных зон с более высокой точностью. В настоящее время, согласно пункту 5.2. главы 2 текстовой части Генерального плана площадь зоны городского леса составляет 4551,6 га. При этом, по правилам статьи 8 ЛK РФ сформированные и формируемые лесные участки находятся в федеральной собственности независимо от того, предоставлены они физическим или юридическим лицам на установленном праве пользования или нет. Ссылаясь на положения ст.ст. 6,7,8, 23, 67,84 Лесного кодекса РФ, ст.ст. 14, 16, 19 Федерального закона от 0.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 5.4.4., 5.4.5., 5.4.12 Положения о Федерального агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 года №736, п.6 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.02.2017 №72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», представитель административного ответчика указала, что создание лесничества и участковых лесничеств, установление их границ и площади отнесено к исключительной компетенциии Федерального агентства лесного хозяйства, и без выполнения указанных действий органу местного самоуправления не представляется возможным провести лесоустройство и разработать лесохозяйственный регламент. Более того, объекты в виде земельных участков, на которых располагаются городские леса, в реестре муниципальной собственности отсутствуют. Таких доказательств не представлено и прокурором, а само по себе фактическое наличие на территории зон городских лесов, на которое ссылается прокурор, не влечет обязанности производить лесоустройство и разрабатывать лесохозяйственный регламент. Не представлено прокурором и документов, свидетельствующих о существовании на территории муниципального образования лесничеств или лесопарков, а также каких-либо документов лесоустроительной документации, которые бы свидетельствовали, что на территории городского округа, занятой городскими лесами, действительно произведено проектирование и создание лесничества, а на местности закреплены его границы, указана его площадь и название. Поскольку вышеприведенными нормами лесного законодательства установление количества лесничеств, лесопарков и их границ, проектирование лесничеств, лесопарков и закрепление на местности местоположения их границ отнесено к государственным полномочиям, осуществляемым уполномоченным федеральным органам исполнительной власти, и ни Лесной кодекс РФ, ни Федеральный закон от 06.10.2003 № 131- ФЗ не содержат положений о наделении такими полномочиями органов местного самоуправления муниципального образования даже в отношении лесных участков городских лесов, требования прокурора не основаны на действительной правовой взаимосвязи действующего законодательства, поскольку отсутствует норма федерального закона и закона субъекта, которой бы вопросы установления границ лесных участков, создания лесничеств, в том числе на территории городских лесов, включающие в себя обязательное проведение лесоустройства лесных участков, были бы отнесены к вопросам местного значения. Указанные нормы осуществляют правовое регулирование компетенции органов местного самоуправления в области земельных отношений и отношений по осуществлению градостроительной деятельности. Вопросы лесоустройства, к каковым отнесено создание лесничеств, лесопарков, закрепление на местности местоположения их границ, границ лесных участков, которые могут располагаться также и на землях населенных пунктов, данными нормами не регулируются. Данные вопросы представляют собой лесные отношения и регулируются лесным законодательством (ст. 19 ЛК РФ). При этом, нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность Федерального агентства лесного хозяйства, не предусмотрено обращение органов местного самоуправления с инициированием принятия правового акта об установлении границ лесничества и лесных парков городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». Более того, ни суд, ни прокурор не вправе обязать орган местного самоуправления разрабатывать и принимать какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. В соответствии с пунктом 25 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов, особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа. Статьей 7 приведенного Федерального закона определено, что по вопросам местного значения населением муниципального образования непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты. Кроме этого, Федеральным законом от 31.12.2017 года №507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ территориальных зон. Формы графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон, требования к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Представленный суду муниципальный контракт №18/08 с ООО "ДОРСТРОИПРОЕКТ" на выполнение работ по оформлению сведений по описанию местоположения границ 28 территориальных зон и зон с особыми условиями использования территории муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре свидетельствует лишь об исполнении приведенной нормы ГрК РФ. В соответствии со ст.61 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Во исполнение данного Федерального закона решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 04 октября 2002 года №151 «О создании, содержании и охране зеленого фонда городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» утверждены Правила создания, содержания и охраны зеленого фонда городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» и утверждена восстановительная стоимость зеленых насаждений в случае их сноса или повреждения.

Определением судьи от 21 мая 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление лесами Правительства Хабаровского края и Федеральное агентство лесного хозяйства.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Веселов Е.В. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в административном иске, дополнительно пояснив, что полномочиями по проведению лесоустройства на землях, расположенных в черте муниципального образования, наделены муниципальные образования в пределах предоставленных им в соответствии со ст. 84 Лесного кодекса РФ полномочий. В ходе прокурорской проверки установлено, что административным ответчиком не приняты меры по проведению лесоустройства и разработке лесохозяйственного регламента.

Представитель административного истца Осадчая К.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенном в письменных возражениях на исковое заявление, пояснив, дополнительно пояснив, что процедура лесоустройства начинается с определения лесничеств и лесопарков, что относится к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства. Однако до настоящего времени лесничества и лесопарки на территории муниципального образования «Город Комсомольск-на-Амуре» не созданы, в связи с чем разработать лесохозяйственный регламент не представляется возможным. Кроме того, Федеральным агентством лесного хозяйства при согласовании проекта внесения изменений в генеральный план городского округа «Город Комсосмольск-на-Амуре» сообщено, что данным проектом не предусмотрено включение в границы населенных пунктов земельных участков из состава земель лесного фонда, в связи с этим согласование с Россельхозом не требуется. В государственном лесном реестре сведения о городских лесах площадью, расположенных на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» отсутствуют.

Заинтересованные лица управление лесами Правительства Хабаровского края и Федеральное агентство лесного хозяйства (их представители), уведомленные о дате. Времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участие не принимали, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии с положениями ч.6 ст. 226 КАС РФ.

Из представленного управления лесами Правительства Хабаровского края отзыва на исковое заявление от 09.06.2018 (№) следует, что согласно ст. 84 Лесного кодекса РФ, постановлению Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 №185-пр «Об утверждении Положения об управлении лесами», управление лесами разрабатывает и утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств, проводит на землях лесного фонда лесоустройство. Полномочия в области лесных отношений на землях иных категорий (на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса) не находятся в компетенции управления лесами. Кроме того, в государственном реестре сведения о городских лесах площадью 4545,6 га, расположенных на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», отсутствуют. Вместе с тем, в государственном лесном реестре содержится информация о землях населенных пунктов, на которых расположены леса площадью 200 000 кв.м. (20 га), включенные распоряжением Правительства Хабаровского края от 25.11.2013 №867-пр в границы населенного пункта село Бельго Бельговского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края.

Свидетель *** (начальник Отдела по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации г.Комсомольска-на-Амуре) в судебном заседании пояснил, что проектирование лесничеств и лесопарков относится к компетенции Федерального агентства лесного хозяйства. После проведения работ по установления количества лесничеств и лесопарков администрация города Комсомольска-на-Амуре может приступить к выполнению отдельных работ. Лесные участки не являются муниципальной собственностью. После координирования зон на территории города Комсомольска-на-Амуре зон городских лесов может не оказаться.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом "к" части 1 ст. 72 Конституции РФ лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В силу части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных данным Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Как следует из материалов дела, решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 15.11.2017 №130 внесены изменения в Генеральный план города Комсомольска-на-Амуре.Из пункта 5.2 главы 2 текстовой части Генерального плана г.Комсомольска-на-Амуре следует, что на территории (адрес) зона городского леса составляет 4551,6 га.

Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре», утвержденными Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14.10.2009 N 72 выделана зона городского леса (Р-2).

Как следует из информации, представленной администрацией города Комсомольска-на-Амуре от 14.02.2018 (№), по запросу Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора от 08 февраля 2018 года (№), на территории города установлены зоны городских лесов. Лесоустройство городских лесов не проводилось. Лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков не утверждались. Муниципальный лесной контроль не осуществлялся.

Кроме того, ранее прокурором (адрес) в ходе рассмотрения информации из Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу по вопросу создания и организации городских лесничеств (лесопарков) в лесах, расположенных в составе земель населенных пунктов городского округа Комсомольск-на-Амуре установлены нарушения требований федерального законодательства, в вязи с чем в адрес Главы города Комсомольска-на-Амуре направлено предписание об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среде, в котором указано на не непроведение органом местного самоуправления лесоустройства.

Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В силу положений статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами и т.д.

В силу положений статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами (ст.19 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения городского округа.

Согласно части 2 статьи 4 ЛК РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с положениями ст. 87 ЛК РФ, основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 ст. 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 10 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказ Минприроды России от 29.03.2018 N 122, устанавливающей правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Согласно пункту 3 данной Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов); таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В соответствии с п.5 Лесоустроительной инструкции проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".

Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из части 2 статьи 70 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действительно, статьей 81 Лесного кодекса РФ определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений в частности к ним относятся: проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки (п. 26); установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества (п. 32).

Пунктом 5.5 положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства (Рослесхозе), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 736, предусмотрено, что в его компетенцию входит определение количества лесничеств и лесопарков, а также установление их границ.

Вместе с тем, из анализа приведенных норм следует, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.

Невыполнение обязанностей по проведению лесоустройства и разработке лесохозяйственного регламента приводит, в том числе, к невозможности осуществления надлежащего муниципального контроля; обеспечения рационального использования городских лесов.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства и разработке административного регламента предусмотрена действующим законодательством.

Администрация муниципального образования является субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования.

При этом, по мнению суда, поскольку непосредственно сам процесс лесоустройства включает в себя несколько стадий, в которых задействованы иные органы власти, суд приходит к выводу, что, поскольку на территории муниципального образования «Город Комсомольск-на-Амуре» расположены городские леса, администрация города Комсомольска-на-Амуре должна провести процедуру лесоустройства в рамках своих полномочий.

При этом каких-либо доказательств проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента административным ответчиком в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенное, судом отклоняются доводы представителя административного ответчика о том, что материалы дела не содержат документов, свидетельствующих о существовании на территории муниципального образования лесничеств и лесопарков; что нормативными актами не предусмотрено обращение органов местного самоуправления с инициированием принятия правового акта об установлении границ лесничества и лесных парков городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»; что без создания в установленном порядке полномочным органом лесничеств и лесопарков, органу местного самоуправления не представляется возможным провести лесоустройство и разработать лесохозяйственный регламент; а также иные доводы, заявленные в ходе рассмотрения настоящего дела.

Судом также отклоняется довод административного ответчика о том, что фактическое наличие на территории зон городских лесов, не влечет обязанности производить лесоустройство и разрабатывать лесохозяйственный регламент, поскольку статьей 67 ЛК РФ предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ, в частности, на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Частью 1 статьи 6 ЛК РФ установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом подпунктом "г" пункта 3 части 2 статьи 102 ЛК РФ выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.

Как указано в Лесоустроительной инструкции, к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов (п.п. «д» п.3 ч.19).

Анализируя в совокупности вышеизложенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что на территории муниципального образования – городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» находятся городские леса, а потому администрация города Комсомольска-на-Амуре обязана провести лесоустройство на территории муниципального образования город Комсомольск-на-Амуре в пределах своих полномочий, а также разработать лесохозяйственный регламент.

В силу требований статьи 98 ЛК РФ на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса и с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Исходя из названных правовых норм, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится, в том числе, осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.

Кроме того, как следует из Устава муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре, принятого решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 03.09.1996 N 55 (ред. от 13.12.2017), к вопросам местного значения отнесено осуществление муниципального лесного контроля (п. 39 ч.1 ст.6). Органы местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий самостоятельно решают вопросы местного значения, в частности, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа

(п.25 ч.1 ст.6), утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории (п.26ч.1 ст.6).

    Оценивая довод административного ответчика о том, что ни суд, ни прокурор не вправе обязывать орган местного самоуправления разрабатывать и принимать какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления, суд полагает его несостоятельным ввиду следующего.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

При этом заявленное требование прокурора о возложении обязанности разработать лесохозяйственный регламент, не ущемляет самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлено на понуждение в судебном порядке исполнить возложенную на них законом обязанность, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.

Учитывая, что в ходе рассмотрения дела стороной административного ответчика не представлено доказательств, свидетельствующих об организации и осуществлении органом местного самоуправления мероприятий по лесоустройству, разработке лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, расположенных на территории муниципального образования – городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре», а также позицию административного ответчика относительно заявленных требований, суд приходит к выводу о признании бездействие администрации города Комсомольска-на-Амуре, выразившееся в не проведении работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента, незаконным, и возложении на администрацию города Комсомольска-на-на-Амуре обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством органам местного самоуправления, и разработать лесохозяйственный регламент.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации города Комсомольска-на-Амуре, выразившееся в не проведении работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента, незаконным.

Возложить на администрацию города Комсомольска-на-на-Амуре обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством органам местного самоуправления, и разработать лесохозяйственный регламент.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре.

Судья                                  Е.Г. Клименко

2а-1845/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор Стеблянских Р.В.
Ответчики
Муниципальное образование городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации г. Комсомольска-на-Амуре
Другие
Управление лесами Правительства Хабаровского края
Федеральное агентство лесного хозяйства
Суд
Центральный районный суд г. Комсомольск-на-Амуре
Судья
Клименко Елена Геннадьевна
Дело на сайте суда
centralny.hbr.sudrf.ru
29.03.2018Регистрация административного искового заявления
30.03.2018Передача материалов судье
30.03.2018Решение вопроса о принятии к производству
30.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2018Подготовка дела (собеседование)
26.04.2018Подготовка дела (собеседование)
26.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2018Судебное заседание
21.05.2018Судебное заседание
13.06.2018Судебное заседание
15.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2018Дело оформлено
29.10.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее