дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
с участием прокурора Астаховой А.Г.,
при секретаре Костенко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Фомкина С. И. об оспаривании решения избирательной комиссии городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области от <дата> № о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу № Усаковой И. С.,
У С Т А Н О В И Л :
Фомкин С.И. обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области от <дата> № о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу № Усаковой И.С.
В обоснование заявленных требований указал, что решением избирательной комиссии городского поселения Черкизово Пушкинского Муниципального района Московской области от <дата> назначены выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области на <дата>. <дата> административный истец был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу №. <дата> по указанному избирательному округу была также зарегистрирована кандидат Усакова И.С. Административный истец полагает, что оспариваемое решение принято избирательной комиссией в нарушение положений Федерального закона № 67-ФЗ и в нарушение положений Закона Московской области «О Муниципальных выборах в Московской области», поскольку кандидатом Усаковой И.С. в нарушение требований ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ в заявлении о согласии баллотироваться неверно указана дата выдачи паспорта. Также Усаковой И.С. в заявлении указано наименование выдвинувшего ее избирательного объединения «Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Пушкинского муниципального района Московской области». Однако, согласно представленным в избирательную комиссию избирательным объединением документам решение о выдвижении кандидатов, в том числе Усаковой И.С., было принято Местным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Пушкинского муниципального района. По мнению административного истца, указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии среди документов, необходимых для принятия избирательной комиссией решения о регистрации кандидата, решения избирательного объединения «Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Пушкинского муниципального района Московской области» о выдвижении Усаковой И.С. в качестве кандидата, а представленные в комиссию решение и протокол конференции оформлены с нарушением требований законодательства, так как не содержат достоверных сведений о наименовании избирательного объединения, которое выдвинуло кандидата. Указанные нарушения, по мнению административного истца, влекут отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата Усаковой И.С. в соответствии с положениями пп. «в», пп. «в1», пп. «в2» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Административный истец Фомкин С.И. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить административный иск.
Представитель избирательной комиссии городского поселения Черкизово Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещалась.
Заинтересованные лица – представитель Усаковой И.С. по доверенности Куц Д.Н., являющийся также представителем Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Пушкинского муниципального района Московской области, возражал удовлетворению заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица – избирательной комиссии Пушкинского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещался.
В заключении помощник Пушкинского городского прокурора Астахова А.Г. полагала, что требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, находит административный иск Фомкина С.И. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 239 КАС РФ 1. Избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
2. Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В ходе рассмотрения дела судом установлены следующие обстоятельства.
Решением Совета депутатов городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области от <дата> № назначены выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области на <дата>. Указанное решение опубликовано в средствах массовой информации <дата>.
Решением избирательной комиссии городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района от <дата> № Фомкин С.И., выдвинутый избирательным объединением «Пушкинское районное отделение КПРФ Московского областного отделения Политической партии «КПРФ», зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу №.
Решением избирательной комиссии городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района от <дата> № Усакова И.С., выдвинутая избирательным объединением – «Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Пушкинского муниципального района Московской области, зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу №.
В соответствии пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от <дата> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ Основаниями отказа в регистрации кандидата являются: б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона; в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ 1. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
2. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации.
3. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
В силу положений ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ 1. Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз.
1.1. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.
2. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
14. Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Законом может быть предусмотрено, что указанные лица составляют не менее 50 процентов от числа кандидатов, включенных в список кандидатов. Если в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" в список кандидатов включены кандидатуры, предложенные общественным объединением, не являющимся политической партией, или его структурным подразделением, в указанную избирательную комиссию представляются также нотариально удостоверенная копия соглашения, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 26 Федерального закона "О политических партиях", и список граждан, включенных на основании этого соглашения в список кандидатов. Законом может быть предусмотрено, что список кандидатов должен быть разбит на общерегиональную часть (часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе) и региональные группы либо только на региональные группы. При этом законом должно быть установлено минимальное и максимальное число региональных групп, на которые разбивается список кандидатов, либо определено максимальное число региональных групп, а также минимальное и максимальное число кандидатов в общерегиональной части и региональной группе. Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов. При этом законом не может быть предусмотрена обязанность представления копии устава политической партии. Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Федеральным законом может быть установлен иной срок для заверения списка кандидатов. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом. Отсутствие документов кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти - также пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.
14.1. В случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы:
а) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;
в) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);
г) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;
е) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком;
ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
14.2. Организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом. Отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренного пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения. Выдвижение в одномандатном (многомандатном) избирательном округе большего числа кандидатов, чем число депутатских мандатов, подлежащих замещению в этом избирательном округе, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией всех кандидатов, выдвинутых в данном избирательном округе, из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.
14.3. Решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов, указанных в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружную избирательную комиссию документы, указанные в пунктах 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.
14.4. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
14.5. При проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы:
а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;
в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
14.6. В случае, если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 настоящей статьи, в эту же избирательную комиссию могут не представлять.
В силу ст. 33 Закона № 67-ФЗ 1. О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
2. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
2.2. Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
3. Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом. На выборах в представительный орган муниципального образования, назначенных в связи с роспуском представительного органа муниципального образования на основании части 2.1 статьи 73 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", кандидат в депутаты из числа лиц, которые являлись депутатами данного органа и в отношении которых судом установлен факт отсутствия вины за непроведение данным представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд, представляет дополнительно указанное решение суда, вступившее в законную силу.
Аналогичные положения Федерального закона № 67-ФЗ, приведенные выше, содержатся в Законе Московской области №-ОЗ от <дата> «О муниципальных выборах в Московской области» (далее Закон Московской области «О муниципальных выборах в Московской области»).
Решением избирательной комиссии городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области от <дата> № заверен список кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области, в том числе по многомандатному избирательному округу № в количестве 5 человек, выдвинутый по многомандатным избирательным округам № и № избирательным объединением «Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Пушкинского муниципального района Московской области». В числе списка кандидатов от указанного избирательного объединения значится, в том числе кандидат Усакова И.С., выдвигаемая по многомандатному избирательному округу №.
Довод административного истца о незаконности оспариваемого решения по основаниям не соответствия даты выдачи паспорта, указанной Усаковой И.С. в заявлении о согласии баллотироваться, дате выдачи, указанной в паспорте кандидата, суд находит несостоятельным.
Как видно из представленного Усаковой И.С. в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, оно содержит все перечисленные в законе сведения, в том числе и сведения о номере и серии паспорта, а также об органе, выдавшем паспорт.
Вместе с заявлением Усаковой И.С. в избирательную комиссию представлен, в том числе документ, удостоверяющий личность гражданина – паспорт гражданина Российской Федерации и копия паспорта.
Анализ положений избирательного законодательства, в том числе статьи 33 и пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что смысл требований, установленных положениями статьи 33 указанного закона, состоит в обеспечении полной и объективной информированности избирательной комиссии о данных лица, претендующего на регистрацию в качестве кандидата, то есть в обеспечении возможности идентифицировать лицо, обратившееся с заявлением о регистрации в качестве кандидата в депутаты, и установить, сообщает ли это лицо достоверные сведения о себе и не имеется ли у него ограничений пассивного избирательного права.
Представленный Усаковой И.С., в избирательную комиссию паспорт, копия которого была приобщена комиссией, позволяет однозначно установить сведения о серии и номере паспорта, органе, выдавшем паспорт, и дате выдаче паспорта.
Данные сведения согласуются со сведениями, указанными Усаковой И.С. в заявлении о согласии баллотироваться, представленном в избирательную комиссию, не свидетельствуют о неполноте обязательных сведений о кандидате и о ненадлежащем оформлении избирательных документов, так как представленные документы не влияют на восприятие избирателями информации о кандидате, не искажают информацию о нем, что не является нарушением принципа равенства кандидатов.
В случае указания кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом сведений о дате выдачи паспорта, отличающихся от даты указанной в паспорте, это компенсируется приложением заверенной копии паспорта, позволяющей установить дату выдачи паспорта. Факт несоответствия таких сведений в заявлении о согласии баллотироваться необходимо расценивать как техническую ошибку, не препятствующую регистрации кандидата в депутаты.
Кроме того, в соответствии с п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Из п. 2.3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 784-О-О следует, что п. 1.1 ст. 38 Федерального закона предусматривает право кандидата в течение срока, определенного для выдвижения, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), а также обязанность избирательной комиссии извещать кандидата о неполноте сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов. По своему смыслу данные законоположения, как призванные гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.
Согласно п. 4.12.2 Постановления ЦИК России от <дата> № «О методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» (далее Методические рекомендации) в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов, а также об отсутствующих документах. Извещение утверждается решением избирательной комиссии, при этом заседание комиссии, на котором принимается указанное решение, должно быть проведено в сроки, обеспечивающие соблюдение вышеуказанного трехдневного срока.
В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
В соответствии с п. 4.12.3 Методических рекомендаций в целях устранения выявленных избирательной комиссией недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат, избирательное объединение вправе осуществлять действия, предусмотренные пунктом 4.12.1 настоящих Методических рекомендаций.
Согласно п. 4.12.1 Методических рекомендаций В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ кандидат, избирательное объединение в случае самостоятельного выявления отсутствия в представленных ими документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, несоблюдения требований закона к оформлению таких документов и (или) отсутствия копий документов, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов вправе:
1) уточнять и дополнять сведения (кандидат, в том числе выдвинутый в составе списка кандидатов, - о себе, избирательное объединение - о выдвинутом им кандидате, выдвинутых им кандидатах, в том числе в составе списка кандидатов), содержащиеся в документах, представленных в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов - также документов, представленных в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, а также в иных документах (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации;
2) исправлять недостатки в оформлении документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, иным законом для уведомления избирательной комиссии о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, вплоть до замены документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона;
3) дополнительно представлять копии документов, указанные в пункте 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом.
Кандидат, избирательное объединение вправе также осуществлять указанные действия при необходимости уточнения сведений о кандидате, в том числе в случае фактического изменения ранее представленных сведений (например, места работы, адреса места жительства и т.д.).
Как следует из представленного в материалы дела уведомления, направленного избирательной комиссией в адрес кандидата Усаковой И.С., она была уведомлена о выявленных комиссией недостатках в заявлении о согласии баллотироваться только в части указания наименования избирательного объединения и наименования основного места работы.
Однако, в нарушение приведенных выше положений Методических рекомендаций и требований Федерального закона № 67-ФЗ избирательной комиссией кандидат Усакова И.С. не была уведомлен о недостатках представленного ею заявления о согласии баллотироваться, поскольку в уведомлении отсутствует конкретные указания на несоответствие этого заявления требованиям Федерального закона № 67-ФЗ или иного закона, а также в чем заключается несоответствие заявления требованиям законодательства.
Поскольку заявление о согласии баллотироваться является необходимым документом для регистрации кандидата, то в таком случае избирательная комиссия в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ была обязана известить кандидата Усакову И.С. или ее избирательное объединение о несоблюдении требований закона к оформлению заявления о согласии и предоставить им возможность устранить выявленные недостатки. Однако, в нарушение требований законодательства о выборах возложенную на нее обязанность не исполнила.
Оспаривая решение избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Усаковой И.С., административный истец указывает, что из решения конференции и протокола конференции избирательного объединения следует, что Усакова И.С. была выдвинута кандидатом в депутаты Местным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Пушкинского муниципального района, однако в заявлении о согласии баллотироваться Усакова И.С. указала, что она выдвинута Местным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Пушкинского муниципального района Московской области, тем самым, указав не соответствующие действительности сведения о выдвинувшем ее избирательном объединении. Документов, подтверждающих выдвижение Усаковой И.С. кандидатом в депутаты от Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Пушкинского муниципального района Московской области не предоставлено.
Указанный довод административного истца суд находит несостоятельным.
Согласно п. 25 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющее в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
В соответствии с п. 2 ст. 36 Федерального закона от <дата> № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации.
Право местного отделения политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на уровне административно-территориальной единицы Пушкинского муниципального района Московской области на выдвижение кандидатов на выборах в депутаты представительных органов муниципального образования подтверждается положениями п. 25 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 2 ст. 36 Федерального закона от <дата> № 95-ФЗ «О политических партиях», раздела 6 Устава политической партии.
В соответствии с пунктом 6.1. Устава Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», зарегистрированной согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц <дата>, структуру партии составляют региональные, местные и первичные отделения Партии, являющиеся ее структурными подразделениями и действующие на основании настоящего Устава.
Согласно пунктам 6.1, 13.3, 13, 4. на территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано и действовать только одно региональное отделение Партии, которое приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации; местные отделения, созданные в пределах территории субъекта Российской Федерации, входят в соответствующее региональное отделение.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от <дата> № 95-ФЗ «О политических партиях» установлено, что государственной регистрации подлежат только политическая партия и ее региональные отделения. Регистрация иных структурных подразделений политической партии федеральным законодательством не предусмотрена.
Избирательным отделением «Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Пушкинского муниципального района Московской области» были представлены документы, подтверждающие выдвижение кандидатов, в том числе Усаковой И.С. Согласно решению Московского областного регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от <дата> Пушкинское районное местное отделение Политической партии «Единая Россия» переименовано в Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Пушкинского муниципального района Московской области.
С учетом приведенных выше положений Устава политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Пушкинского муниципального района Московской области создано на территории Пушкинского муниципального района в субъекте Российской Федерации – Московская область.
В соответствии с Законом Московской области от <дата> №-ОЗ «О статусе и границах Пушкинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образованиях» Пушкинский муниципальный район расположен на территории субъекта Российской Федерации – Московская область.
Из представленных избирательным объединением документов о выдвижении списка кандидатов, следует, что представленные решения и протокол конференции местного отделения выполнены на фирменных бланках избирательного объединения, в которых указано наименование «Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Пушкинского муниципального района Московской области», а отсутствие в текстах решений избирательного объединения, выполненных на фирменных бланках, указания на субъект РФ – Московская область, не свидетельствует о том, что избирательным объединением не были представлены документы о выдвижении кандидатов от избирательного объединения «Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Пушкинского муниципального района Московской области» и не может повлиять на формирование мнения избирателя о кандидате Усаковой И.С. в части принадлежности ее к конкретному избирательному объединению.
Указанный выше недостаток не является существенным нарушением избирательного законодательства и не влечет за собой отказ в регистрации, поскольку он не ограничивает пассивного избирательного права других кандидатов.
Принимая во внимание поданное Усаковой И.С. заявление и представленные в избирательную комиссию документы, как самим кандидатом, так и избирательным объединением, никакого непонимания или двойного толкования сведения об избирательном объединении, выдвинувшем кандидата, не вызывают.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что документы, подтверждающие выдвижение Усаковой И.С. кандидатом в депутаты от Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Пушкинского муниципального района Московской области были представлены в избирательную комиссию.
Доводы административного истца о том, что представленные в комиссию избирательным объединением решение и протокол конференции оформлены с нарушением требований законодательства о выборах, поскольку не содержат достоверных сведений о наименовании избирательного объединения, которое выдвинуло кандидата, по своей сути сводятся к несогласию с решением избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, выдвинутых указанным выше избирательным объединением.
Однако, решение комиссии о заверении списка кандидатов стороной административного истца в установленном законом порядке не оспорено, а на момент обращения административного истца с административным иском в суд срок обжалования этого решения истек.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что кандидатом Усаковой И.С. были представлены в избирательную комиссию документы, предусмотренные ст. 33 Закона № 67-ФЗ, ст. 23 Закона Московской области №-ОЗ.
Представленные указанным кандидатом для регистрации документы отвечают требованиям ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ и аналогичным требованиям ст. 23 Закона Московской области №-ОЗ.
Представленные избирательным объединением документы, необходимые для выдвижения указанного кандидата, также отвечают требованиям ст. 35 Закона № 67-ФЗ и ст.ст. 26-27 Закона Московской области №-ОЗ.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 84 КАС РФ суд приходит к выводу, что решение избирательной комиссии городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района от <дата> № о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района по многомандатному избирательному округу № Усаковой И.С. отвечает требованиям Закона и отмене не подлежит.
Поскольку на день рассмотрения административного дела и принятия по нему решения оснований утверждать о наличии нарушения избирательных прав Фомкина С.И. и необходимости в связи с этим возложения на избирательную комиссию городского поселения Черкизово обязанности по устранению таких нарушений у суда не имеется, суд в соответствии со ст. 244 КАС РФ отказывает в удовлетворении административного иска.
Иные доводы и пояснения сторон оценены судом в порядке ст. 84 КАС РФ, однако не влияют на существо рассматриваемых правоотношений и выводы суда.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Фомкина С. И. об оспаривании решения избирательной комиссии городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области от <дата> № о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу № Усаковой И. С. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.
Судья: