Дело № 33а-445/2019 (15002/2018)
Судья Белёв И.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 21 января 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.,
Судей Коротаевой О.А., Копылова-Прилипко Д.А.,
при секретаре Рогатневой А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского городского поселения Пермского края на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 12 ноября 2018 года, которым постановлено:
«Административный иск Коротаевой Натальи Юрьевны к Комитету по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского городского поселения – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского городского поселения от 23 августа 2018 года в предоставлении Коротаевой Наталье Юрьевне в собственность земельного участка с кадастровым номером **:659.
Обязать Комитет по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского городского поселения повторно рассмотреть заявление Коротаевой Натальи Юрьевны о предоставлении земельного участка».
Заслушав доклад судьи Коротаевой О.А., объяснения административного истца Коротаевой Н.Ю., представителя заинтересованного лица ТСН «***» Кудрова А.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Коротаева Н.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского городского поселения Пермского края (далее по тексту – Комитет) об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером **:659.
Требования обоснованы тем, что она (Коротаева Н.Ю.) является членом товарищества ТСН «***» структурное подразделение «***», за ней закреплен земельный участок с условным номером ** площадью ** кв.м. Земельный участок площадью 4,0 га, в состав которого входил испрашиваемый земельный участок, предоставлен на основании решения Исполнительного комитета Чернушинского районного Совета народных депутатов № ** от 16 июня 1982 год Чернушинской ПМК-8 под коллективный сад. Коротаева Н.Ю. обратилась к административному ответчику с просьбой о предоставлении в собственностью земельного участка с кадастровым номером **:659, расположенного по адресу: ****, площадью ** кв.м. для ведения огородничества, с приложением копии заключения правления ТСН «***» от 08 августа 2018 года о членстве в кооперативе. Письмом от 23 августа 2018 года № 01-10/243-к Коротаевой Н.Ю. отказано в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в собственность в связи с тем, что не предоставлено решение общего собрания с/т «***», а также правоустанавливающий документ, из которого видно, что земельный участок распределен именно истцу. С отказом Комитета административный истец не согласна, поскольку испрашиваемый земельный участок не является вновь образуемым, т.к. сформирован из земель, предоставленных ранее для садоводства, расположение земельного участка подтверждено выпиской из ЕГРН, документов, подтверждающим распределение ей (Коротаевой Н.Ю.) земельного участка предоставлена заключение правления ТСН «***». Административный истец считает отказ Комитета не соответствующим Федеральному Закону от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», нарушающим ее права и законные интересы.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционное жалобе просит Комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского городского поселения Пермского края, считает отказ соответствующим закону, поскольку Коротаева Н.Ю. не предоставила документы, подтверждающее возникновение у нее права на предоставление ей земельного участка в собственность бесплатно, то есть документа, подтверждающего факт распределения общим собранием садоводческого товарищества «Мелиоратор» до даты вступления в силу Федеральному Закону от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ».
Административный ответчик Комитет по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского городского поселения в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещался надлежащим образом.
В судебном заседании административный истец Коротаева Н.Ю. и представитель заинтересованного лица ТСН «***» возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом.
На основании части 2 статьи 150, части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия не находит оснований для его отмены в силу следующего.
Из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета Чернушинского районного Совета народных депутатов об отводе земельного участка от 16.06.1982 № ** Чернушинской передвижной механизированной колонне № 8 объединения «Перммелиорация» (Чернушинская ПМК-8) из земель государственного запаса предоставлен земельный участок площадью 2,8 га под коллективный сад (л.д.36). Протокол заседания исполнительного комитета № 10 от 16.06.1982 (л.д.84-85).
На основании решения администрации г. Чернушки от 08.04.1992 № 28 правлению коллективного сада «***» Пермдорстрой выдано свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № **, согласно которому коллективному саду бесплатно в собственность предоставлен земельный участок площадью 45543 кв.м., в бессрочное (постоянное) пользование – 5513 кв.м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица 25.12.2015 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица – товарищества собственников недвижимости «***». Из пояснений лиц, участвующих в деле следует, что в Уставе ТСН «***» товарищество образовано на тех земельных массивах, которые ранее входили в состав садоводческих-огороднических объединений граждан, организованных на территории Чернушинского городского поселения с 1992 года, но не прошедших государственную регистрацию, в числе которых садовое товарищество «***» (***).
Постановлением администрации Чернушинского городского поселения от 02.06.2017 г. № 526 утвержден проект планировки территории структурного подразделения ТСН «***», расположенного по адресу: садоводческое товарищество «***», г. Чернушка, Пермский край, категория земель: земли населенных пунктов. Указанный проект планировки согласован со структурным подразделением «ФИО8» (***) и с ТСН «***».
Постановлением администрации Чернушинского городского поселения от 01.11.2017 г. № 1066 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: структурное подразделение «***», г. Чернушка, Пермский край, общая площадь земельного участка 456 кв.м., условный кадастровый номер земельного участка **, категория земель: земли населенных пунктов, территориальная зона: зона садовых участков (Ж-4), разрешенное использование: «для ведения огородничества».
Соласно выписке из ЕГРН 08.08.2018 г. на кадастровый учет поставлен земельный участок общей площадью 456 кв.м. расположенный по адресу: ****, кадастровый номер **:659, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение огородничества. Данный земельный участок расположен в пределах кадастрового квартала **. В пределах земельного участка с кадастровым номером **:659 расположен объект недвижимости с кадастровым номером **:341, указанным объектом недвижимости согласно сведениям ЕГРН является садовый домик на участке №**, расположенный по адресу: **** и поставленный на кадастровый учет 26.05.2012 г.
Согласно заключению правления ТСН «***» от 08.02.2018 г. Коротаева Н.Ю. является членом ТСН «***» структурное подразделение «Мелиоратор» и за ней закреплен земельный участок с условным номером ** площадью 456 кв.м. Местоположение границ участка соответствует местоположению границ земельного участка №** согласно утвержденному «Проекту планировки» структурное подразделение «***». Участок не заброшен, фактически используется гражданином для садоводства. На участке имеется садовый домик. Задолженности по членским взносам и другим платежам нет.
15.08.2018 г. Коротаева Н.Ю. обратилась в Комитет по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: **** с кадастровым номером **:659, для ведения огородничества, приложив к заявлению копию заключения ТСН «***» от 08.02.2018 г.
Рассмотрев обращение, Комитет по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского муниципального района 23.08.2018 г. ссылаясь на положения п.2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137 –ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», отказал в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что заявителем Коротаевой Н.Ю. не предоставлено решение общего собрания членов с/т «***» о распределении земельных участков между членами указанного объединения, а также иного правоустанавливающего документа, из которого видно, что земельный участок распределен Коротаевой Н.Ю. как члену с/т «***». Ввиду несоблюдения обязательного условия, согласно п.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в собственность бесплатно не представилось возможным.
Из представленной в материалы дела копии членской книжки следует, что Коротаева Н.Ю. с мая 2011 года является членом коллективного сада ***, за ней закреплен земельный участок №** в размере 0,0465 га с 2011 года ежегодные взносы уплачены. Также из заключения ТСН «***» от 08.02.2018 г. следует, что задолженностей по членским взносам и другим платежам у Коротаевой Н.Ю. не имеется.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поданное Коротаевой Н.Ю. заявление о предоставлении земельного участка в собственность административным ответчиком с точки зрения соблюдения положений п. 2.7 статьи 3 Федерального закона от 5.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не рассмотрено. Отказ обусловлен лишь отсутствием факта предоставления земельного участка Коротаевой Н.Ю.
С данными вывода суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001г.№ 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» устанавливается исчерпывающий перечень условий, при соблюдении которых до 31 декабря 2010 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, в собственность бесплатно:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г.№ 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются :
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
В силу требований пункта 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г.№ 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Принимая во внимание, что доказательствами, имеющимися в материалах дела, установлено, что Коротаева Н.Ю. является членом товарищества ТСН «***» структурное подразделение «***» и за ней закреплен участок с условным номером ** площадью ** кв.м. с кадастровым номером **, испрашиваемый земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до введения в действие Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», поставлен на кадастровый учет, сведений об изъятии спорного земельного участка из оборота, об установлении в отношении него каких-либо ограничений или обременений, наличии притязаний других лиц, не установлено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным ответчиком данные факты с точки зрения ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» не получили оценки при рассмотрении заявления Коротаевой Н.Ю. о предоставлении ей собственность земельного участка бесплатно.
При реализации своих полномочий публичный орган обязан соблюдать гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан. К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, недвусмысленности актов органов власти. В рассматриваемом случае, решение уполномоченного органа вышеприведенным требованиям не отвечает, что отражено в выводах суда первой инстанции.
В связи с изложенным решение, принятое Управлением имуществом и землепользованию администрации Чернушинского городского поседения Пермского края 23 августа 2018 года об отказе в предоставлении Коротаевой Н.Ю. земельного участка в собственность бесплатно, не отвечает требованиям законности и нарушает права заявителя.
Доводы апелляционной жалобы Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Чернушинского городского поселения являлись предметом оценки суда первой инстанции, в решении суда им дана всесторонняя правовая оценка.
Выводы суда первой инстанции являются правильными и обоснованными, оснований для их переоценки не имеется. Судебный акт требованиям статьи 180 КАС Российской Федерации соответствует, нарушений норм материального и (или) процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
По существу доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, в связи с чем, не могут повлечь отмену постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Чернушинского районного суда Пермского края от 12 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского городского поселения Пермского края на решение Чернушинского районного суда Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: