Дело № 5-384/2020
УИД 18RS0022-01-2020-001768-33
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
28 декабря 2020 года с.Малая Пурга Удмуртской Республики
Судья Малопургинского районного суда Удмуртской Республики Ажгихина Н.В.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, - Михайловой Н.С.
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора МОУ Гимназия с.Малая Пурга Михайловой Н.С.,
установил:
По результатам проведения эпидемиологического расследования по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ № № в отношении МОУ Гимназия с.Малая Пурга по адресу: <адрес> выявлено, что должностным лицом – директором МОУ Гимназия с.Малая Пурга Михайловой Н.С. допущены следующие нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
в нарушение п.2.3 СП 3.1/3.2.4.3598-20, п. 2.1. п. 2.6, 17.1, 17.2 СП 3.1/3.2.3146-13, п.4.4 СП 3.1.3597-20 не выполняются санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции: перед входом в обеденный зал не созданы условия для соблюдения правил личной гигиены – мытья рук, отсутствует мыло, антисептик; в санитарных узлах на <данные изъяты> этаже отсутствуют кожные антисептики для обработки рук; в учебном кабинете № № для занятий <данные изъяты> класса ежедневная и еженедельная генеральная уборка проводится не тщательно, в кабинете между радиаторами – мусор.
Директор МОУ Гимназия с.Малая Пурга Михайлова Н.С. вину в инкриминируемом правонарушении признала в полном объеме, в содеянном раскаялась, пояснила, что в настоящее время все нарушения устранены.
В соответствии с ч.2 ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в действии (бездействии), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом правонарушения по ст.6.3 КоАП РФ являются общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон N 52-ФЗ)).
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ является формальным, правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ составляют, в том числе, противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно п. 1 ст. 29. Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), мер в отношении больных инфекционными заболеваниями.
Согласно п. 3 ст. 29 Закона № 52-ФЗ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 28 Закона № 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно ст. 11 Закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Согласно пп. 1, 2. ст. 31 Закона № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений.
В нарушение ст. 11, п. 1 ст. 28, пп. 1, 3 ст. 29, пп. 1, 2. ст. 31 Закона № 52-ФЗ выявлены нарушения требований санитарного законодательства:
СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" (далее -СП 3.1/3.2.3146-13)
Согласно п. 2.1. СП 3.1/3.2.3146-13 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно п. 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В соответствии с 17.1, 17.2 СП 3.1/3.2.3146-13 в целях предупреждения распространения возбудителей инфекций от больных (носителей) с их выделениями и через объекты внешней среды, имевших контакт с больными (носителями), в эпидемических очагах проводятся дезинфекционные мероприятия, обеспечивающие прерывание механизма передачи инфекционного агента и прекращение развития эпидемического процесса. В эпидемических очагах проводятся текущая и заключительная дезинфекция, дезинвазия, дезинсекция и дератизация.
СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - СП 3.1.3597-20):
В соответствии с п. 4.4. СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;
- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;
- ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
3) СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - СП 3.1/2.4.3598-20)
В соответствии п. 2.3 СП 3.1/2.4.3598-20 в Организации должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие:
-обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в Организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;
-ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;
-генеральную уборку не реже одного раза в неделю;
-обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;
-регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы Организаций;
-организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров - в соответствии с инструкцией по их применению.
Материалами дела подтверждается, что по результатам проведения эпидемиологического расследования по распоряжению № № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МОУ Гимназия с.Малая Пурга по адресу: <адрес>, выявлено, что должностным лицом – директором Михайловой Н.С. в нарушение п.2.3 СП 3.1/3.2.4.3598-20, п. 2.1. п. 2.6, 17.1, 17.2 СП 3.1/3.2.3146-13, п.4.4 СП 3.1.3597-20 не выполняются санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции:
- перед входом в обеденный зал не созданы условия для соблюдения правил личной гигиены – мытья рук, отсутствует мыло, антисептик;
- в санитарных узлах на <данные изъяты> этаже отсутствуют кожные антисептики для обработки рук;
- в учебном кабинете № № для занятий <данные изъяты> класса ежедневная и еженедельная генеральная уборка проводится не тщательно, в кабинете между радиаторами – мусор.
Виновность Михайловой Н.С. подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств:
- фактическими данными, имеющимися в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, где Михайлова Н.С. в объяснениях факт правонарушения не отрицала, собственноручно расписалась;
- актом санитарно-эпидемиологического расследования №№ от ДД.ММ.ГГГГ;
- фотоматериалами;
- объяснительной заместителя директора по ФИО.
Оснований не доверять представленным по делу доказательствам не имеется.
Таким образом, вина должностного лица Михайловой Н.С. выразилась в нарушении требований санитарного законодательства, что привело к нарушению ст. 11, пп. 1, 3 ст. 29, п. 1 ст. 28, пп. 1, 2. ст. 31 Федерального Закона РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Поскольку должностным лицом Михайловой Н.С. не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, его действия содержат все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, либо влекущих прекращение производства по делу, не имеется.
При определении вида и размера наказания судьёй учитываются конкретные обстоятельства дела, степень вины и характер общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствие негативных последствий, а также личность виновной, ее отношение к содеянному, семейное и имущественное положение.
В силу ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3.4 указанного Кодекса.
Из представленных административным органом письменных доказательств усматривается, что Михайлова Н.С. является должностным лицом юридического лица. Также из материалов дела усматривается, что Михайлова Н.С. к административной ответственности ранее не привлекалась, а совершенное ею правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий.
Смягчающим ответственность обстоятельством по делу является признание вины, раскаяние в содеянном. Отягчающих ответственность обстоятельств по делу не установлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание, отсутствие исключений, предусмотренных ч.2 ст.4.1.1 КоАП РФ, прихожу к выводу о возможности замены Михайловой Н.С. административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение. Кроме того, назначение данного вида наказания, является соразмерным совершенному правонарушению и справедливым, отвечает целям административного наказания - будет способствовать предупреждению совершения новых правонарушений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.1, п.1 ч.1 ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Признать должностное лицо – директора МОУ Гимназия с.Малая Пурга Михайлову Н.С. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 суток со дня получения.
Судья Н.В. Ажгихина