Дело №2-82/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2018 года г. Камышин
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Коваленко Н.Г.,
при секретаре судебного заседания Растегаевой Ю.В.,
с участием истца Шульц Е.В. и его представителя адвоката Кошовца А.Н.,
представителей ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Камышине и Камышинском районе по доверенности Дегтяревой А.В. и Карякиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шульц Елены Викторовны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Камышину и Камышинскому району Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, о назначении страховой пенсии, суд
У С Т А Н О В И Л:
Истец Шульц Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Камышину и Камышинскому району Волгоградской области (далее УПФР в г. Камышине и Камышинском районе Волгоградской области) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, о назначении страховой пенсии.
В обосновании заявленных требований истец указал, что 30 июня 2017 года она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
13 октября 2017 года ответчик вынес решение № ...., которым отказал ей в назначении пенсии по причине отсутствия выработанного 25-летнего специального стажа в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. В специальный стаж включено 22 года 02 месяца.
При этом ответчик не включил в специальный стаж следующие периоды:
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 15 дней) в должности учителя начальных классов Средней школы им. Ленина Республики Казахстан;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 06 месяцев 01 день) в должности учителя начальных классов Чапаевской средней школы Республики Казахстан (отпуск по уходу за ребенком);
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 04 дня) в должности учителя начальных классов Чапаевской средней школы Республики Казахстан.
Ответчик свой отказ мотивировал ссылкой на Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Указал, что пенсионное обеспечение граждан, переселившихся из государств – участников СНГ, регулируется нормами Соглашения от 13.03.1992 г., подписанными РФ и Республикой Казахстан. Периоды работы в должностях и учреждениях государств – участников Соглашения могут быть учтены в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при обязательном подтверждении компетентными органами государств - участников Соглашения, что соответствующие периоды работы учитывались им при назначении пенсии досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством этих государств. На запрос Управления о подтверждении компетентными органами периода работы с 13.08.1991 г. по 04.04.1994 г. при назначении досрочной пенсии в соответствии с законодательством Республики Казахстан ответ не поступил, поэтому было отказано в назначении страховой пенсии и включении спорных периодов в специальный стаж.
Кроме того, ответчик не включил в специальный стаж истца периоды работы с 17.03.2008 г. по 21.03.2008 г. (05 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства.
Данные периоды, по мнению ответчика, не подлежат включению в специальный стаж, так как в соответствии с п. 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в специальный стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Включение курсов повышения квалификации в специальный стаж данными Правилами не предусмотрено.
Истец считает решение ответчика незаконным, в связи с чем, просит суд признать его незаконным.
Обязать ответчика включить в специальный стаж следующие периоды:
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 15 дней) в должности учителя начальных классов Средней школы им. Ленина Республики Казахстан;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 06 месяцев 01 день) в должности учителя начальных классов Чапаевской средней школы Республики Казахстан (отпуск по уходу за ребенком);
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 04 дня) в должности учителя начальных классов Чапаевской средней школы Республики Казахстан;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
Обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости со дня возникновения права, то есть с 04 августа 2017 года.
В судебном заседании истец Шульц Е.В. и её представитель адвокат Кошовец А.Н. просили считать дату назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. В остальном поддержали заявленные требования, дали пояснения, аналогичные изложенным в измененном исковом заявлении. При вынесении решения просили учесть полученные ответы из Комитета труда, социальной защиты и миграции республики Казахстан, а также их Департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по Восточно-Казахстанской области.
Представители ответчика Дегтярева А.В. и Карякина Д.В. в судебном заседании исковые требования не признали, дали пояснения, аналогичные письменному отзыву (л.д.45-46)
Выслушав стороны, их представителей, проверив материалы дела, в том числе пенсионное дело, суд находит иск подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы её принципов и норм.
Статьей 19 Конституции Российской Федерации установлено равенство прав и свобод гарантируется без какой – либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ч. 2 - 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении N 2-П от 29.01.2004 г., в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В случае, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Пенсионное обеспечение граждан, переселившихся из государств – участников СНГ, регулируется нормами Соглашения от 13.03.1992 г., подписанными РФ и Республикой Казахстан.
При рассмотрении права гражданина, осуществлявшего работу в государствах – участниках Соглашения, на досрочное пенсионное обеспечение по законодательству РФ, по определенной специальности, в определенной профессии (должности) или определенных условиях труда и организациях, аналогичные периоды работы, приобретенные по законодательству государств, в которых досрочное пенсионное обеспечение, в том числе в связи с работой с особыми условиями труда, был отменен, учитывается как страховой стаж на общих основаниях, с даты отмены досрочного пенсионного обеспечения в этих государствах.
Периоды работы в должностях и учреждениях государств – участников Соглашения могут быть учтены в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при обязательном подтверждении компетентными органами государств - участников Соглашения, что соответствующие периоды работы учитывались им при назначении пенсии досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством этих государств.
В судебном заседании установлено.
30 июня 2017 года Шульц Елена Викторовна обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
13 октября 2017 года ответчик вынес решение № ...., которым отказал истцу в назначении пенсии по причине отсутствия выработанного 25-летнего специального стажа в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. При этом в специальный стаж включено 22 года 02 месяца.
Ответчик не включил в специальный стаж следующие периоды:
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 15 дней) в должности учителя начальных классов Средней школы им. Ленина Республики Казахстан;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 06 месяцев 01 день) в должности учителя начальных классов Чапаевской средней школы Республики Казахстан (отпуск по уходу за ребенком);
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 04 дня) в должности учителя начальных классов Чапаевской средней школы Республики Казахстан
со ссылкой на отсутствие подтверждения компетентными органами государств - участников Соглашения, что соответствующие периоды работы учитывались им при назначении пенсии досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством этих государств.
Кроме того, ответчик не включил в специальный стаж истца периоды работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителем математики Верхне-Добринской СОШ Камышинского муниципального района -с 17.03.2008 г. по 21.03.2008 г. (05 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства
со ссылкой на п. 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.
04 июня 1991 года Шульц (Чикалова) Е.В. окончила Усть-Каменогорский педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального обучения» с присвоением квалификации «Учитель начальных классов» (л.д.23).
Согласно записям № .... трудовой книжке истца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шульц Е.В. работала в Зыряновском ГорОНО в должностях: учителя начальных классов Средней школы им. Ленина и учителя начальных классов Чапаевской средней школы (л.д.13)
Согласно архивной справке № .... от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Зыряновским филиалом КГУ «Государственный архив» Управления культуры, архивов и документации Восточно-Казахстанской области, в документах Зыряновского городского отдела народного образования имеются сведения о работе истца, которые идентичны записям в трудовой книжке Шульц Е.В. В документах по личному составу сведений о нахождении в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не имеется (л.д.26).
Из ответа Департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по Восточно-Казахстанской области на запрос адвоката Кошовца А.Н. № 94 от 19.12.2017г. следует, что согласно ст.8 ранее действовавшего Закона Казахской ССР от 17.06.1991 г. N 675-ХII «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР», выплата пенсий осуществлялась из средств Казахского республиканского отделения Пенсионного фонда СССР и республиканского бюджета. Средства Казахского республиканского отделения Пенсионного фонда СССР не входили в состав Государственного бюджета Казахской ССР и формировались за счет средств, отчисляемых предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории Казахской ССР, независимо от форм собственности, хозяйствования и подчиненности на цели социального страхования по тарифам, дифференцированным в зависимости от опасности, вредности, тяжести работ и состояния других условий труда, страховых взносов лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, установленных страховых взносов граждан, средств союзного бюджета и добровольных пожертвований граждан и организаций. Казахское республиканское отделение Пенсионного фонда СССР входило в систему социального обеспечения Казахской ССР. С 01.01.1998 г. вступил в действие Закон РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» N 136 от 20.06.1997г., в котором предусмотрено перечисление обязательных пенсионных взносов из доходов, выплачиваемых работникам, и перечисление на индивидуальный пенсионный счет в единый накопительный пенсионный фонд.
Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции по Восточно-Казахстанской области на запрос адвоката Кошовца А.Н. № .... от 19.12.2017г. сообщает, что пенсии за выслугу лет учителям, непосредственно занятым на педагогической работе в школах, назначались по ст.37 Закона Казахской ССР от 17.06.1991 г. №675-ХII «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР». Пенсионное обеспечение регулировалось данным законом. Действие ст. 37 было приостановлено с 27.07.1996 г. Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР» от 16.07.1996 г. № 32-1. С 01.01.1998 г. вступил в действие Закон РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» № 136 от 20.06.1997г., в котором не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет. Комитет труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан сообщает на запрос адвоката Кошовца А.Н. от 30 ноября 2017 года № ...., что Согласно ранее действовавшему Закону Каз. ССР «О пенсионном обеспечении граждан в Каз.ССР» право на пенсию по возрасту за выслугу лет отдельным категориям работников народного образования имели учителя, непосредственно занятые на педагогической работе в школах, - при стаже указанной работы не менее 25 лет. С 1 января 1998 года в Республике Казахстан начал действовать Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года N136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (утратил силу Законом РК от 21 июня 2013 года N105-V).
В связи с чем, существовавшие ранее льготные (досрочные) пенсии отдельным категориям граждан (в том числе учителя, непосредственно занятые на педагогической работе в школах) с 1998 года были отменены.
На сегодняшний день, на досрочное назначение пенсионных выплат, имеют право женщины по достижении 45 лет, проживавшие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года, не менее 5 лет, в соответствии с Законом Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне", а также женщины по достижении 53 лет, родившие (усыновившие, удочерившие) 5 и более детей и воспитавшие до 8-летнего возраста. В Республике Казахстан согласно нормам ранее действовавшего законодательства до 1 января 1998 года работодатель перечислял за своего работника пенсионные взносы за счет фонда оплаты труда в государственный пенсионный фонд.
Пенсионное обеспечение граждан государств – участников СНГ, регулируется нормами Соглашения от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», подписанными РФ и Республикой Казахстан.
В соответствии со ст. 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Таким образом, суд считает, что при решении вопроса пенсионного обеспечения Шульц Е.В. подлежит применению законодательство РФ.
Это подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации.
В Определении от 28.02.2014 г. N 4-КГ14-1 Верховный Суд Российской Федерации указал, что в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", участниками которого являются Российская Федерация и Украина, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Статьей 6 Соглашения от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", подписанного Российской Федерацией и Республикой Казахстан, предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Кроме того, согласно Приложению 1 к Распоряжению Правления Пенсионного Фонда РФ от 22.06.2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" (в ред. распоряжения Правления ПФ РФ от 28.01.2005 г. N 11р) основополагающими законодательными актами, устанавливающими с 01.01.2002 г. условия и нормы пенсионного обеспечения, являются ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и ФЗ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". По смыслу п. 2 ст. 1 названных ФЗ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены указанными Федеральными законами, применяются правила международного договора РФ, в том числе Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г., которым также регулируется пенсионное обеспечение граждан Украины.
Пунктом 5 вышеуказанных Рекомендаций предусмотрено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 г. N 203-16).
Таким образом, суд приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего спора подлежит применению законодательство РФ о пенсионном обеспечении, действовавшее в период выполнения спорной трудовой деятельности.
11 декабря 2012 года Пленумом Верховного Суда Российской Федерации принято Постановление № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
В п. 14 Постановления указано: «При разрешении споров, связанных с установлением и выплатой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты)».
До 01 октября 1993 года действовало Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением, предусмотрены начальные, семилетние, восьмилетние и средние школы, независимо от их наименования и учителя.
06 сентября 1991 года Совмином РСФСР принято Постановление № 463 «Об утверждении Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет».
В соответствии с п. 2 Постановления в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением, предусмотрены школы всех типов и наименований и учителя.
В ст. 93 ТК РФ, а также в действовавшей ранее ст. 49 КЗоТ РФ, закреплено, что по соглашению между работодателем и работником может устанавливаться неполный рабочий день и неполная рабочая неделя.
В данном случае из записей в трудовой книжке следует, что работодателем приказов, на основании которых в вышеуказанные периоды устанавливался неполный рабочий день или неполная рабочая неделя, не издавалось.
Более того, согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, требование о выполнении нормы рабочего времени в объеме полной ставки применяется только с 01 сентября 2000 года.
Учитывая, что истец предоставил суду доказательства от компетентных органов Республики Казахстан, подтверждающие, что спорные периоды работы истца учитывались при назначении пенсии досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством республики Казахстан, исковые требования Шульц Е.В. о признании незаконным решение ответчика № .... от 13.10.2017 г. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости; о возложении обязанности включить в специальный стаж следующие периоды: -с 13.08.1991 г. по 27.08.1992 г. (01 год 15 дней) в должности учителя начальных классов Средней школы им. Ленина Республики Казахстан; -с 28.08.1992 г. по 28.02.1994 г. (01 год 06 месяцев 01 день) в должности учителя начальных классов Чапаевской средней школы Республики Казахстан (отпуск по уходу за ребенком); -с 01.03.1994 г. по 04.04.1994 г. (01 месяц 04 дня) в должности учителя начальных классов Чапаевской средней школы Республики Казахстан, подлежат удовлетворению. Спорные периоды работы подлежат включению в специальный стаж.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от ДД.ММ.ГГГГ, в стаж такой работы засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что с 17.03.2008 г. по 21.03.2008 г. (05 дней); с 18.10.2010 г. по 23.10.2010 г. (06 дней); с 31.10.2011 г. по 11.11.2011 г. (11 дней); с 29.09.2014 г. по 04.10.2014 г. (06 дней); с 20.10.2014 г. по 25.10.2014 г. (06 дней) Шульц Е.В. работала в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителем математики МОУ Верхнедобринской СОШ Камышинского муниципального района и находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, что подтверждается справкой уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии (л.д.61-62).
В течение этих периодов за истцом сохранялось место работы и заработная плата, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица (л.д.71-83).
В силу статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
При этом прохождение работниками ряда специальностей курсов повышения квалификация является обязательным условием дальнейшего исполнения ими должностных обязанностей.
Поскольку во время нахождения истца на специализации за ним сохранялось место работы, выплачивалась заработная плата, с которой производились все причитающиеся отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд считает необходимым включить спорные периоды в специальный стаж для назначения льготной пенсии.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении страховой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.
Материалами дела установлено и не отрицалось представителями ответчика, что с заявлением в пенсионный фонд о назначении досрочной страховой пенсии Шульц Е.В. обратилась 30 июня 2017 года (л.д.59).
Общая продолжительность спорных периодов составляет 02 года 08 месяцев 24 дня.
С учетом включения судом спорных периодов, принимая во внимание, что на день первоначального обращения и по настоящее время Шульц Е.В. продолжает работать в должности учителя математики МКОУ Верхнедобринской СШ Камышинского муниципального района, специальный стаж определяется на 06 августа 2017 года, составляет более 25 лет, следовательно, страховая пенсия истцу должна быть назначена с 06 августа 2017 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Шульц Елены Викторовны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Камышину и .... о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, о назначении страховой пенсии, удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Камышину и Камышинскому району Волгоградской области от 13 октября 2017 года № .....
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Камышину и Камышинскому району Волгоградской области включить в специальный стаж Шульц Елене Викторовне следующие периоды:
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 15 дней) в должности учителя начальных классов Средней школы им. Ленина Республики Казахстан;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 06 месяцев 01 день) в должности учителя начальных классов Чапаевской средней школы Республики Казахстан (отпуск по уходу за ребенком);
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 04 дня) в должности учителя начальных классов Чапаевской средней школы Республики Казахстан;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Камышину и Камышинскому району Волгоградской области назначить Шульц Елене Викторовне страховую пенсию по старости со дня возникновения права, то есть с 06 августа 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по социально-трудовым спорам Волгоградского областного суда через Камышинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.Г. Коваленко