Решение по делу № 2-2108/2019 от 11.09.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23.09.2019                                                                                     город Тайшет

Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Курдыбана В.В., при секретаре Лобановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-2108/2019 по иску Шитиковой А.А. , Шитикова А.И. , Шитиковой О.И. к администрации Зареченского муниципального образования, администрации <адрес>, областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по <адрес>» о возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости,

                        установил:

Истцы обратилисьв суд с указанным иском к администрации Зареченского муниципального образования, администрации <адрес>, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>», указав в обоснование, что Шитиковой А.А. , Шитиков А.И., Шитикова О.И. проживают в жилом доме, расположенном по адресу: Иркутская <адрес>. Данный жилой дом вошёл в границы чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями прошедшими на территории Иркутской <адрес> в июне 2019 года. В результате затопления утрачено имущество первой необходимости: холодильник, электроплита, шкаф для хранения посуды, что указано в акте комиссионного обследования утраченного имущества.

Обращаясь в суд с иском, истцы просят возложить на администрацию Зареченского муниципального образования, обязанность включить их в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.

В судебном заседании Шитикова О.И. доводы иска поддержала в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Шитиковой А.А. , Шитиков А.И. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика - исполняющая обязанности главы Зареченского муниципального образования Груздева И.В. исковые требования признала.

Представители ответчиков администрации <адрес>, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассматривать дело в их отсутствие.

На основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав объяснения истца,представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно статье 2 данного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

В порядке осуществления названных полномочий Президентом Российской Федерации издан Указ от 03.07.2019 N 316 (в ред. от 02.08.2019) "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" (далее - Указ Президента РФ от 03.07.2019 N 316).

Пунктом 3 этого Указа на Правительство Российской Федерации возложена обязанность обеспечить завершение формирования списков граждан, пострадавших от наводнения на территории Иркутской области, и выплату им до 10 августа 2019 г. денежных средств в полном объеме.

Согласно постановлению Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п. "г") оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека; и (п. "д") оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).

В соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 года N 1392-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2019 года N 1521-р, постановлением Правительства Иркутской области №519-пп от 29.06.2019 утвержден «Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (далее по тексту Порядок).

Порядок регулирует вопросы оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, за счет средств, выделенных на соответствующие цели в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 года N 1392-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2019 года N 1521-р, финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека) (подпункт 4 пункта 1 Порядка).

Финансовая помощь оказывается гражданам, включенным в утвержденные в установленном порядке списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, согласно приложению N 12 к Правилам (абзац второй пункта 5 Порядка).

Списки, указанные в абзаце втором пункта 5 настоящего Порядка, подготавливаются и подписываются в порядке, установленном Порядком N 155, главами администраций муниципальных образований Иркутской области, в состав территории которых входят населенные пункты, пострадавшие от чрезвычайной ситуации, указанной в пункте 1 настоящего Порядка, согласовываются с начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, начальником главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, утверждаются первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области.

Исходя из содержания вышеуказанных нормативно-правовых актов условием социальной поддержки граждан является постоянное проживание в жилом помещении, подвергшемся паводку и утрата имущества первой необходимости.

Постановлением правительства Иркутской области №558-пп от 17.07.2019, постановлением администрации Тайшетского района №378 от 10.07.2019, с учетом изменений внесенных постановлением администрации Тайшетского района №444 от 16.08.2019 включен в границу зон чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования «Тайшетский район».

Истцы Шитиковой А.А. , Шитиков А.И., Шитикова О.И. зарегистрированы и проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается паспортами истцов.

Из справки администрации Зареченского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Шитиковой А.А. действительно проживает более <данные изъяты> лет и по настоящее время по адресу: <адрес>. Совместно с ней проживают: дочь Шитикова О.И. , сын Шитиков А.И.

Шитиковой А.А. является собственником бревенчатого жилого дома, состоящего из двух жилых комнат общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с постановлением администрации Зареченского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении адресного хозяйства в Зареченском муниципальном образовании» ранее числившемуся жилому дому по адресу: <адрес> присвоен адрес: <адрес>.

В соответствии с актом обследования помещения, заключением об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу ли реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией принято заключение о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес>, подлежащим капитальному ремонту на основании п.10 раздела II в соответствии с п.47 раздела IV постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно методическим рекомендациям МЧС России от 03.10.2014 N 2-4-87-24-7 к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.

Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.

Согласно п. 1(1)Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий понятие "имущество первой необходимости" определяется, как минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).

Критериями утраты имущества первой необходимости являются: а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования; б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования (п. 2 (2) Правил).

Актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне 2019 года, установлен факт утраты имущества Шитиковой А.А. , Шитикова А.И. , Шитиковой О.И. В список утраченного имущества первой необходимости включены: холодильник, электроплита, шкаф для посуды. Комиссия пришла к заключению о частичной утрате имущества и о необходимости финансовой помощи на члена семьи в сумме 50 000 рублей.

В судебном заседании свидетели ФИО9, ФИО10 подтвердили факт затопления в июне 2019 жилого дома истцов, в результате которого пострадало имущество.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что отказ администрации Зареченского муниципального образования во включении Шитиковой А.А. , Шитикова А.И. , Шитиковой О.И. в список граждан, нуждающихся в оказания финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате паводка вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской <адрес> в июне 2019 года, является неправомерным.

Положения ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляют принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон.

Границы предмета доказывания определяются предметом (конкретным материально-правовым требованием к ответчику) и основанием иска (конкретными фактическими обстоятельствами, на которых истец основывает свои требования), право на изменение которых принадлежит только истцу.

Доказательственная деятельность в первую очередь связана с поведением сторон, процессуальная активность которых по доказыванию ограничена процессуальными правилами об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств (ст. ст. 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В случае процессуального бездействия стороны в части представления в обоснование своих требований и возражений доказательств, отвечающих требованиям процессуального закона, такая сторона самостоятельно несет неблагоприятные последствия своего пассивного поведения.

В соответствии с ч. 1 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если сторона, обязанная доказывать свои возражения, не представляет суду доказательств таких возражений, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями и представленными доказательствами другой стороны.

Непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам (ч. 2 ст. 150 названного Кодекса).

Ответчиками возражений против удовлетворения заявленных исковых требований, доказательств, препятствующих удовлетворению иска не представлено, в связи с чем исковые требования Шитиковой А.А. , Шитикова А.И. , Шитиковой О.И. к администрации Зареченского муниципального образования суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В целях восстановления прав, свобод и интересов лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, учитывая сокращенные сроки формирования списков граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, судебное постановление подлежит обращению к немедленному исполнению.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы обосновывают свои требования тем, что ответчиками администрацией Зареченского муниципального образования, администрацией <адрес>, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» необоснованно отказано включить их в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.

Вместе с тем, как было указано выше, Списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, подготавливаются и подписываются в порядке, установленном Порядком N 155, главами администраций муниципальных образований Иркутской области, в состав территории которых входят населенные пункты, пострадавшие от чрезвычайной ситуации.

Частью 1 статьи 39 ГПК РФ установлено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Согласно статье 41 этого же кодекса суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала (часть 1).

В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску (часть 2).

Таким образом, право определять лицо, к которому предъявляются требования и которое будет являться ответчиком, принадлежит истцу.

В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивала.

При таком положении суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований к администрации <адрес>, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» о возложении обязанности включить истцов в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, предъявленных к ненадлежащей стороне возникших правоотношений.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Шитиковой А.А. , Шитикова А.И. , Шитиковой О.И. к администрации Зареченского муниципального образования, администрации <адрес>, областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по <адрес>» о возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Зареченского муниципального образования обязанность включить Шитикова А.А. , Шитикова А.И. , Шитикову О.И. в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской <адрес>.

В соответствии со ст.212 ГПК РФ решение суда обратить к немедленному исполнению.

В удовлетворении исковых требований Шитиковой А.А. , Шитикова А.И. , Шитиковой О.И. к администрации <адрес>, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» о возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                        В.В.Курдыбан

2-2108/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шитиков Александр Иванович
Шитикова Ольга Ивановна
Ответчики
Администрация Зареченского муниципального образования
Другие
Администрация Тайшетский район
ОГКУ "Управление социальной защиты населения"
Суд
Тайшетский городской суд Иркутской области
Судья
Курдыбан Виталий Владимирович
Дело на сайте суда
taishetsky.irk.sudrf.ru
11.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.09.2019Передача материалов судье
16.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.09.2019Судебное заседание
31.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2020Передача материалов судье
31.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2020Судебное заседание
21.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее