Дело № 2а-239/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 июля 2020 года г.Шенкурск
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Хохрякова Н.А., при секретаре Гуйда А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации муниципального образования «Шеговарское» о признании незаконным бездействие администрации по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения либо заключения концессионного заключения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения и обязании организовать указанный конкурс,
установил:
прокурор Шенкурского района Архангельской области обратился в Виноградовский районный суд Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шеговарское» с административным исковым заявлением, которым просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Шеговарское» по не заключению концессионных соглашений с целью передачи в концессию объектов теплоснабжения: здания котельной площадью 100,5 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №); здания котельной площадью 72,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер 20:20:111701:45); сети теплотрассы протяженностью 763 м, расположенные по адресу: <адрес> (кадастровый №); теплотрасса протяженностью 382 м, расположенная по адресу: <адрес> (кадастровый №).
Просит обязать администрацию муниципального образования «Шеговарское» в срок до 01.09.2021 заключить концессионные соглашения в отношении указанных объектов.
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки прокуратурой района выявлены допущенные административным ответчиком нарушения требований Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), выразившиеся в непринятии мер по передаче вышеуказанных объектов теплоснабжения по концессионным соглашениям.
Между администрацией МО «Шеговарское» и ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заключены соглашения, в соответствии с которыми администрация МО «Шеговарское» передает, а общество принимает во временное владение и пользование муниципальное имущество - здание котельной, теплотрассу и оборудование (далее - имущество), которое будет использовано последним в целях выработки, передачи и перераспределения тепловой энергии. Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ расторгнуто ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием отопительного сезона.
Данные соглашения заключены на основании постановлений администрации МО «Шенкурский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №-па, от ДД.ММ.ГГГГ №-па «О введении режима «Повышенная готовность» на территории МО «Шенкурское», МО «Никольское», МО «Ровдинское», МО «Шеговарское», «МО «Федорогорское» и по своему содержанию не являются концессионным соглашением.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы администрации муниципального образования «Шеговарское» внесено представление об устранении нарушений законодательства о концессионных соглашениях, по результатам рассмотрения которого администрацией муниципального образования продолжена переписка с Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, Правовым департаментом администрации Губернатора Архангельской области, Правительством Архангельской области и Агентством по тарифам и ценам Архангельской области о подготовке документации для проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Шеговарское», однако выявленные недостатки в документации не устранены, концессионные соглашения не заключены, что подтверждает административный ответчик в отзыве на исковое заявление.
Указывает, что бездействие администрации муниципального образования «Шеговарское» по проведению торгов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ может повлечь необратимые последствия, нарушить права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, повлечь причинение вреда их жизни и здоровью, их имуществу, так как возникает угроза срывов отопительных периодов на 2020 -2021 г.г.
На судебном заседании представитель прокуратуры Терюхина Н.В. заявленные требования поддержала по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика Свицкая Н.С. не возражая по существу заявленных требований, просит установить срок организовать конкурс на право заключения концессионного соглашения до 01.01.2022.
Представитель заинтересованного лица - администрации МО «Шенкурский муниципальный район» на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.150 КАС РФ.
Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) к вопросам местного значения муниципального района на территории сельских поселений муниципального района относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Указанные выше объекты теплоснабжения находятся в муниципальной собственности МО «Шеговарское», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона № 115-ФЗ целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Федеральным законом № 115-ФЗ предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов. В частности, согласно части 4.1 статьи 37 указанного Закона о концессии с 01 мая 2015 года допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.
Статьями 2 и 3 Федерального закона от 07 мая 2013 года N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", который дополнен статьей 28.1, а также в Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", который дополнен статьей 41.1.
В соответствии с частью 2 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Из содержания части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года « 190-ФЗ "О теплоснабжении", части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой района в 2019 году выявлены допущенные административным ответчиком нарушения требований Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), выразившиеся в непринятии мер по передаче объектов теплоснабжения по концессионным соглашениям.
В связи с выявленными нарушениями закона прокуратурой района 17.05.2019 внесено представление главе МО «Шеговарское» об устранении нарушений в сфере бюджетного законодательства.
Таким образом, учитывая, что муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг теплоснабжения на территории муниципального образования «Шеговарское» передавалось в пользование хозяйствующему субъекту необоснованно вне процедуры конкурентного отбора и по иному договору, чем это предусмотрено действующим законодательством, указанные объекты должны быть переданы в пользование хозяйствующему субъекту путем заключения концессионного соглашения, институт которого направлен на развитие систем теплоснабжения и коммунальной инфраструктуры, обеспечение устойчивого теплоснабжения и водоснабжения, водоотведения, однако административным ответчиком действенных мер, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении указанных объектов, длительное время не принимается, вопрос о заключении концессионных соглашений в порядке, предусмотренном законодательством не решен, суд приходит к выводу о том, что имеющееся со стороны административного ответчика бездействие создает угрозу нарушения прав потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества и угрозу срыва отопительного сезона, нарушает права неопределенного круга лиц - населения указанных муниципального образования на качественное оказание коммунальных услуг, благоприятные и безопасные условия проживания.
Предложенный прокурором срок для заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения до 01.09.2021, суд находит достаточным для заключения указанных соглашений до начала отопительного сезона 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175- 180 КАС РФ, суд
решил:
административный иск прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации муниципального образования «Шеговарское» о признании незаконным бездействие администрации по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения либо заключения концессионного заключения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения и обязании организовать указанный конкурс - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Шеговарское» по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения либо заключения концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, на следующие объекты теплоснабжения: здание котельной площадью 100,5 кв. м, расположенной по адресу: <адрес> (кадастровый №); здание котельной площадью 72,1 кв.м. расположенный по адресу:<адрес>, здание котельной площадью 100,5 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, (кадастровый №); сети теплотрассы протяженностью 763 м, расположенные по адресу: <адрес> (кадастровый №); теплотрасса протяженностью 382 м, расположенная по адресу: <адрес> горка, <адрес> (кадастровый №).
Обязать администрацию МО «Шеговарское» в срок до 01.09.2021 организовать конкурс на право заключения концессионного соглашения либо заключить концессионное соглашение с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, на указанные объекты теплоснабжения.
Решение суда может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 04 августа 2020 года.
Председательствующий Н.А. Хохряков