23RS0015-01-2021-004875-92 К делу № 2а–2888/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ейск «06» декабря 2021 года
Ейский городской суд Краснодарского края в составе:
Судьи Сухановой А.В.
при секретаре Пидченко О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Межрайонной ИФНС№2 по Краснодарскому краю к Петренко Владимир Васильевич о взыскании недоимки по налогу на имущество и земельному налогу, -
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился с иском в суд и просит взыскать с административного ответчика Петренко В.В. задолженность по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 364 руб. пеня в размере 2,78 руб., за 2015-2016 гг., земельного налога за 2015,2016 гг., в размере 3 812 руб., пени в размере 28,68 руб. Всего просят взыскать 4 207,46 руб.
В обоснование требований указали, что в установленный законом срок, Петренко В.В., не оплатил налог на имущество физических лиц, земельный налог физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2015-2016 год. Налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено уведомление. В установленный срок оплата налога ответчиком не осуществлена. В соответствии со ст. 69, ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговый орган направил почтой требования об уплате налога. Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ, в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Имущественный и земельный налоги административный ответчик не оплатил, в связи с чем, налоговым органом были начислены пени. Налоги и пени административный ответчик не оплатил, поэтому налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 22 г. Ейска с заявлением о выдаче судебного приказа. Определением об отмене судебного приказа от 22.06.2021 г. судебный приказ отменен по заявлению Петренко В.В. В связи с тем, что налоги административным ответчиком до настоящего момента не оплачены, налоговый орган обратился в суд с данным административным исковым заявлением. Также просят восстановить срок на подачу административного искового заявления, и удовлетворить административное исковое заявление.
В обоснование исковых требований представили суду расшифровку задолженности, расчет пени, налоговое уведомление о необходимости уплаты налога, определение об отмене судебного приказа о взыскании задолженности, налоговые уведомления и требования (л.д. 3-17).
В судебное заседание представитель административного истца МИФНС №2 не явился, уведомлен надлежащим образом.
Административный ответчик – Петренко В.В. в судебное заседание не явился, уведомлен. Представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения требований возражал, указал, что налоговым органом пропущен срок на обращение в суд.
Изучив материалы дела, суд считает, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Правоотношения, возникшие между сторонами, регулируются нормами Налогового кодекса РФ.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогов на физических лиц признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с частью 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, которые обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость недвижимого имущества (пункт 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации). Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах или досрочно, причем налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст.388, 397, 409 НК РФ физические лица обязаны уплачивать земельный и имущественный налоги на основании налогового уведомления не позднее 1 декабря года, являющегося налоговым периодом.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС Российской Федерации)
Как указал административный истец, административный ответчик являлся собственником:
- Земельного участка, расположенного по адресу: : <адрес>. Кадастровый №;
- Жилой дом, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>. Кадастровый №.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Административным истцом сведения о принадлежности ответчику данного земельного участка и жилого дома, в суд не представлены.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 69, ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговый орган направил почтой требование об уплате налогов и начисленных в связи с несвоевременной оплатой налога пенёй от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 7-11). Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ, в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней, с даты направления заказного письма.
Срок для добровольного исполнения самого раннего требования об уплате налога был определен до 13.03.2019 года.
Следовательно административный истец мог обратиться в суд до 13.09.2019 г.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Между тем, административный истец указал, что обратился с заявлением о выдаче судебного приказа позднее вышеуказанного срока -18.06.2021 г.
Определением мирового судьи № 22 г. Ейска от 22.06.2021 г. по делу. вынесенный судебный приказ о взыскании задолженности по земельному налогу отменен (л.д. 5).
Таким образом, к моменту обращения к мировому судье с/у № 22 г. Ейска срок для подачи заявления о взыскании недоимок по налогам и пени был пропущен административным истцом.
Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Административный истец не представил доказательств уважительных причин пропуска срока для обращения в суд. Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░№2 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░