Дело № 12-47/2020
№
Дело № 12-49/2020
№
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Кострома 12 мая 2020 года
Судья Костромского районного суда Костромской области Комарова Е.Н., рассмотрев жалобы генерального директора ОАО «Племенной завод «Караваево» Андрианова В.Б. на постановления заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям П.С.В. от ДДММГГГГ года № № о привлечении ОАО «Племенной завод «Караваево» к административной ответственности по ст. 8.7 ч.2 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 400 000 рублей и № № о привлечении ОАО «Племенной завод «Караваево» к административной ответственности по ст. 8.7 ч.1 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 400 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от ДДММГГГГ года № № Открытое акционерное общество ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени «Племенной завод «Караваево» признано виновным в том, что по состоянию на 13 часов ДДММГГГГ года в нарушение ст. ст. 78 ч. 1, ст. 13, ч. 2 п. 2, 3, 42 абз. 2 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 1, 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ст. 51 ч.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», имея обязанность по проведению мероприятий по защите земель, не допущению истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, допустило захламление земельного участка сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером №, площадью 334167 кв. м, расположенного в Костромском районе Костромской области, свалками ТБО на площади 0,02 га и 0,01 га, образованными картонными коробками, остатками мебельной фурнитуры, пластиковой тарой, полиэтиленовыми пакетами, укрывным материалов крыш, строительным мусором. Кроме того, юридическое лицо допустило зарастание земельного участка на площади 328443 кв.м многолетней сорной растительностью различного видового состава, сорные растения находятся со сформированными семенными коробочками, и древесно-кустарниковой растительностью (березы 1,5-2 м высотой).
Постановлением должностного лица Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от ДДММГГГГ года № № Открытое акционерное общество ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени «Племзавод «Караваево» признано виновным в том, что по состоянию на 13 часов 10 минут ДДММГГГГ года на находящемся в собственности ОАО «Племенной завод «Караваево» земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером - №, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, расположенном в Костромской области, Костромском районе, площадью 334167 кв.м, не обеспечил соблюдение требований ст. ст. 12, 13 ч. 2, 42 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части проведения обязательных мероприятий, направленных на проведение работ по рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения, а именно на земельном участке на площади 5 424 кв.м выявлен карьер глубиной приблизительно 10-12 м, визуально установлено, что плодородный слой почвы срезан тяжелой техникой, перемешан с минеральным грунтом, имеются бурты плодородного слоя. Проект рекультивации земельного участка не представлен.
В жалобах на указанные постановления генеральный директор ОАО «Племенной завод «Караваево» Андрианов В.Б. просит постановления о привлечении к административной ответственности отменить и производство по делу прекратить. Указывает, что при производстве проверки должностным лицом Управления Россельхознадзора местоположение земельного участка определялось без использования официальных картографических схем и данных, используемые приборы не идентифицированы, не прошли поверку. В акте проверки не указан видовой состав сорной растительности, что не позволяет сделать вывод о наличии сорной растительности на участке и ее влиянии на использование земельного участка по целевому назначению. На момент рассмотрения дела сорная растительность на участке была удалена, поле перепахано. На данном участке расположен карьер, куда местные жители выбрасывают мусор, образуя свалку из отходов. Обществом предпринимаются меры по предотвращению складирования отходов, регулярно очищается местность от загрязнения, но контролировать выброс мусора не представляется возможным. Вышеуказанные обстоятельства не были учтены при рассмотрении дела. Также не учтены доводы о том, что на данном земельном участке карьер уже имелся на момент приобретения участка в 2014 году и эксплуатировался более 20 лет. Общество разработку данного карьера никогда не производило, какую-либо документацию на проведение земляных работ не получало. В настоящее время ведутся работы по выделу части участка, на котором находится карьер, в отдельный земельный участок, что требует времени и ресурсов. Кроме того, полагает, что имелись основания для объединения дел по ст. 8.7 ч.2 и ст. 8.7 ч.1 КоАП РФ в одно производство с назначением одного наказания, при условии установления вины юридического лица, поскольку правонарушения земельного законодательства выявлены на одном участке в ходе одной проверки. Также считает, что имеются основания для прекращения производства по делу, как за отсутствием состава административного правонарушения, так и ввиду признания деяния малозначительным, а также для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и снижения размера штрафа.
Определением судьи от ДДММГГГГ года жалобы соединены в одно производство.
В судебном заседании представители ОАО «Племзавод «Караваево» ФИО9. и ФИО10. доводы жалоб поддержали в полном объеме. Дополнительно пояснили, что в настоящее время участок, на котором находится карьер, выделен в отдельный земельный участок, в связи с невозможностью использования данного земельного участка для сельскохозяйственного производства обсуждается вопрос об изменении категории земель. Также Обществом систематически проводится очистка земельного участка от мусора, складируемого местными жителями, в целях предотвращения образования свалок. Земельный участок освобожден от сорной растительности.
Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям направило в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В письменных пояснениях начальник отдела земельного надзора ФИО11. указала, что основания для привлечения ОАО «Племзавод «Караваево» к административной ответственности по ст. 8.7 ч.2 КоАП РФ и ст. 8.7 ч.1 КоАП РФ были установлены по результатам внеплановой выездной проверки земельного участка, расположенного на территории Костромского района Костромской области, находящегося в собственности данного юридического лица. При осмотре земельного участка установлено, что он зарастает сорной растительностью и древесно-кустарниковой растительностью, признаков проведения агротехнических мероприятий на участке не наблюдалось. Также на участке распложен карьер, по краям которого выявлены свалки ТБО, что является захламлением земель сельхозназначения. В силу Постановления Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» обязанность по рекультивации нарушенных земель лежит на собственнике земельного участка. ОАО «Племзавод «Караваево» мер по организации рекультивационных мероприятий на участке не предпринимало. Оснований для объединения дел в одно производство не имелось, поскольку объективная сторона правонарушений выражается разными действиями (бездействием), устранение нарушения также требует выполнения мероприятий, различных по способу и по затратам времени.
Проверив доводы жалоб, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст. 13 ч.2 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Частью 3 ст. 13 Земельного кодекса РФ регламентировано, что мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Статья 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ №О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» возлагает на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанность: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
В соответствии с ч.2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, на почву запрещается.
Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства собственники земель сельскохозяйственного назначения обязаны не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками, захламление отходами и проводить всеми доступными способами соответствующие мероприятия по улучшению земель.
Частью 2 ст. 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объективная сторона вышеуказанного правонарушения выражается в бездействии в виде невыполнения установленных правовым актом обязанностей.
В силу ст. 13 ч.5 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
В соответствии с ч.6 ст. 13 Земельного кодекса РФ порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила проведения рекультивации и консервации земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800.
В п. 2 указанного Постановления дано понятие рекультивация земель - это мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Пунктом 4 указанного Постановления предусмотрено, что в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков (пп. «а»).
Часть 1 статьи 8.7 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Россельхознадзора в период с ДДММГГГГ года по ДДММГГГГ года проведена внеплановая выездная проверка деятельности ОАО «Племенной завод «Караваево», расположенного по адресу: (адрес), в сфере землепользования.
В ходе проверки установлено, что на принадлежащем юридическому лицу на праве собственности земельном участке сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером №, площадью 334167 кв. м, выявлено: зарастание участка на площади 328443 кв.м многолетней сорной растительностью различного видового состава и березами высотой 1,5-2 м; свалки ТБО на площади 0,02 га и 0,01 га; наличие на площади 5 424 кв.м карьера глубиной приблизительно 10-12 м, плодородный слой почвы срезан тяжелой техникой, перемешан с минеральным грунтом, имеются бурты плодородного слоя. При этом проект рекультивации земельного участка не представлен.
По результатам проверки в отношении ОАО «Племенной завод «Караваево» составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 8.7 и ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Обстоятельства совершения правонарушений подтверждены протоколами об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 и ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, от ДДММГГГГ года, актом проверки от ДДММГГГГ года № № и другими материалами дела.
Доводы жалобы о том, что должностным лицом административного органа неверно определены границы земельного участка, не могут быть приняты во внимание, поскольку обследование земельного участка было проведено путем совокупного изучения сведений Единого государственного реестра недвижимости, данных публичной кадастровой карты, визуального осмотра земельного участка, фиксации на фотоаппарат с использованием прибора, прошедшим поверку.
Доводы о недоказанности факта зарастания участка сорной растительностью также являются необоснованными, поскольку они опровергаются фотоматериалами к акту проверки, на которых зафиксировано наличие на земельном участке как сорной травянистой растительности, так и деревьев. Фактическая площадь зарастания сорной растительностью для рассмотрения данного дела значения не имеет.
Согласно действующего ГОСТ 16265-89 «Государственный стандарт Союза ССР. Земледелие. Термины и определения», утвержденного и введенного в действие Постановлением Госстандарта СССР от 25 декабря 1989 года № 4093, под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество.
Зарастание земельного участка сорной растительностью, деревьями и кустарниками, захламление может препятствовать использованию сельскохозяйственных угодий по целевому назначению, оказывать негативное воздействие на окружающую среду и на плодородный слой почвы.
Вышеуказанный ГОСТ также определяет комплекс мероприятий по осуществлению сельскохозяйственного производства, основанный на рациональном использовании земли, к которым относится уничтожение сорняков, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и на плодородный слой почвы в целом.
Заявителем в жалобе указано, что на момент рассмотрения дела сорная растительность была удалена, поле было перепахано, что свидетельствует о фактическом признании наличия сорной растительности и деревьев на участке, а также об устранении нарушения.
Наличие свалок ТБО на участке сельскохозяйственного назначения автором жалобы также не оспаривается, подтверждается актом проверки и фотоматериалами к нему, в связи с чем обоснованным является вывод должностного лица административного органа о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.7 ч.2 КоАП РФ.
Также материалами дела и представленными доказательствами подтверждается факт невыполнения юридическим лицом, как собственником земельного участка, обязанности по разработке проекта рекультивации земель и рекультивации земель, нарушенных в результате разработки карьера.
Доводы о том, что карьер разрабатывался иными лицами и не используется юридическим лицом в процессе своей деятельности, не освобождают его от обязанности выполнить мероприятия по рекультивации, поскольку при отсутствии информации о лицах, деятельность которых привела к деградации земель, такая обязанность возлагается на собственника.
В данной части действия ОАО «Племенной завод «Караваево» правильно квалифицированы по ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Рассматривая дело по существу, должностное лицо Управления Россельхознадзора установило все фактические обстоятельства, они подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе рассмотрения дела и получившими оценку в постановлении. На основании этих доказательств должностным лицом сделан обоснованный вывод о том, что ОАО «Племенной завод «Караваево» не приняло все необходимые, достаточные и своевременные меры, направленные на соблюдение требований земельного законодательства.
В материалах дела не представлено доказательств невозможности выполнения юридическим лицом установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению и защите земель от негативного воздействия, обязанностей по рекультивации земель, в связи с чем привлечение юридического лица к административной ответственности является правомерным.
С учетом характера правонарушения и затрагиваемых общественных отношений, значительного периода владения земельным участком, в течение которого, нарушение могло быть устранено, оснований для признания деяния малозначительным не имеется.
В то же время имеются основания для изменения постановлений в части назначенного наказания.
Юридическим лицом допущены нарушения земельного законодательства, выразившиеся в невыполнении обязанностей по рекультивации земель (ст. 8.7 ч.1 КоАП РФ) и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7 ч.2 КоАП РФ).
Нарушения были выявлены в ходе одной проверки в одно время на одном земельном участке сельскохозяйственного назначения.
ОАО «Племенной завод «Караваево» совершило одно бездействие в одно время и на одном земельном участке при одновременном нарушении разных правовых актов, предусматривающих порядок рекультивации земель и выполнение мероприятия по улучшению земель и охране почв. При этом и рекультивация земель, и проведение мероприятий по улучшению земель в силу ст. 13 Земельного кодекса РФ относятся к деятельности по охране земель.
В соответствии со ст. 4.4 ч.2 КоАП РФ, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 8.7 КоАП РФ в соответствии с ч. 1 ст. 23.15 КоАП РФ подведомственны одному и тому же должностному лицу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный земельный надзор.
Следовательно, оба дела подлежали соединению в одно производство с назначением одного административного наказания, чего должностным лицом сделано не было.
Наказание за каждое из вышеуказанных правонарушений установлено для юридических лиц установлено в одинаковом размере.
Принимая во внимание изложенное, прихожу к выводу об изменении вынесенных в отношении ОАО «Племенной завод «Караваево» постановлений от ДДММГГГГ года № № и № № путем назначения юридическому лицу за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.7 ч.1 и ст. 8.7 ч.2 КоАП РФ, одного наказания в виде административного штрафа.
При этом, учитывая, что ранее ОАО «Племенной завод «Караваево» не привлекалось к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность, обстоятельств, отягчающих административную ответственность по делу не установлено, а также учитывая, что юридическое лицо приняло активные меры к устранению выявленных нарушений, признавая в совокупности указанные обстоятельства исключительными, усматриваю основания для назначения наказания в соответствии с требованиями ст. 4.1 ч.ч. 3.2, 3.3 КоАП РФ ниже низшего предела, установленного санкциями ч.1 и ч. 2 статьи 8.7 КоАП РФ, а именно в размере 200 000 рублей.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановления заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям ФИО12 от ДДММГГГГ года № № о привлечении ОАО «Племенной завод «Караваево» к административной ответственности по ст. 8.7 ч.2 КоАП РФ и № № о привлечении ОАО «Племенной завод «Караваево» к административной ответственности по ст. 8.7 ч.1 КоАП РФ изменить.
Назначить ОАО «Племенной завод «Караваево» за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.7 ч.1 и ч.2 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (Двести тысяч) рублей.
В остальном постановления оставить без изменения, жалобы генерального директора ОАО «Племенной завод «Караваево» Андрианова В.Б. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.Н. Комарова