Решение по делу № 33-10265/2019 от 29.08.2019

Судья Цепникова Е.Е. Дело № 33-10265

Докладчик Емельянов А.Ф.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 сентября 2019 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Емельянова А.Ф.

судей Карасовской А.В., Овчаренко О.А.

при секретаре Гилевой К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова А.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Новокузнецка на решение Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 13 июня 2019 года

по иску прокурора Новоильинского района г. Новокузнецка к Администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Новоильинского района г. Новокузнецка обратился в суд с иском к Администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий, обосновывая тем, что в ходе обследования МБДОУ «Детский сад », расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что в помещении группы «Дюймовочка» имеются разрушения стыков потолочных плит, штукатурки, разводы от потеков на потолке и стенах помещений, на стенах помещения имеются повреждения отделочного покрытия, происходит протекание кровли, в том числе в местах прокладки электрического оборудования, в связи с чем в целях предотвращения короткого замыкания отключены от электроэнергии помещение туалета и зона для размещения умывальников. Указанные недостатки негативно влияют на здоровье воспитанников, родителей и работников образовательного учреждения, создают угрозу их жизни и здоровью.

Определением суда от 19.04.2019 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад » (л.д. 123).

С учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, прокурор просит обязать администрацию г. Новокузнецка обеспечить финансирование ремонтных мероприятий по восстановлению целостности кровли МБДОУ «Детский сад », расположенного по адресу: <адрес>, в срок до 01.10.2019; обязать МБДОУ «Детский сад » с момента перечисления денежных средств принять меры по организации выполнения ремонтных работ по восстановлению целостности кровли учреждения, установив срок для исполнения обязательств до 01.10.2019.

Представитель ответчика заведующая МБДОУ «Детский сад » О. в судебном заседании возражений относительно иска не имела.

Представители ответчиков Администрации г. Новокузнецка, Комитета образования и науки Администрации г. Новокузнецка в судебное заседание не явились.

Решением суда от 13 июня 2019 года постановлено: обязать Администрацию г. Новокузнецка обеспечить финансирование ремонтных мероприятий по восстановлению целостности кровли Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад », расположенного по адресу: <адрес>, в срок до 01.10.2019.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад », расположенное по адресу: <адрес>, с момента перечисления денежных средств, принять меры по организации выполнения ремонтных работ по восстановлению целостности кровли учреждения, установив срок для исполнения обязательств до 01.10.2019.

В апелляционной жалобе администрация г. Новокузнецка просит решение суда отменить, указывая, что ответственность за выделение и целевое направление денежных средств для проведения ремонтных работ по восстановлению целостности кровли Детского сада должен нести Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка, являющийся отраслевым органом администрации г. Новокузнецка с правами юридического лица и главным распорядителем средств бюджета Новокузнецкого городского округа в отношении подведомственных ему муниципальных образовательных организаций и учреждений. Полагает, что расходы на содержание общего имущества, в т.ч. кровли, должен нести сам Детский сад . Кроме того, срок для устранения недостатков, установленный судом, является недостаточным, реальным сроком исполнения решения суда должен быть один год с момента вступления решения в законную силу. Расходы на проведение мероприятий по ремонту кровли не включены в муниципальное задание и не предусмотрены в бюджете Новокузнецкого городского округа на 2019 год.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились прокурор Самохина М.В., представители ответчиков, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.

Судебная коллегия, руководствуясь ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Заслушав прокурора Самохину М.В., возражавшую относительно доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что здание МБДОУ «Детский сад » 1984 года постройки. На потолочном перекрытии 2-го этажа здания в группе и музее наблюдаются намокания, из-за чего местами происходит разрушение штукатурного слоя, образование грибковой плесени. В 2008 г. был выполнен частичный ремонт рулонного покрытия. Кровля здания находится в критическом состоянии, необходим капитальный ремонт железобетонной кровли. В помещении туалета имеются признаки разрушения потолочных плит, по причине протекания кровли здания отключен полностью свет в помещении туалета.

Неоднократные обращения заведующей МБДОУ «Детский сад » в Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка об оказании содействия в капитальном ремонте кровли здания детского сада оставлены без рассмотрения.

Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что состояние здания детского сада нарушает права детей дошкольного возраста на нормальные условия проживания и обучения, неосуществление ремонта кровли здания может привести к неблагоприятным последствиям и негативно отразиться на жизни и здоровье детей.

Принимая во внимание, что МБДОУ «Детский сад » является муниципальным бюджетным учреждением, учредителем и собственником его имущества является муниципальное образование «Новокузнецкий городской округ», а исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации является обязанностью местного самоуправления, возложил на Администрацию г. Новокузнецка обязанность по обеспечению финансирования ремонтных мероприятий по восстановлению целостности кровли МБДОУ «Детский сад », а на МБДОУ «Детский сад » возложил обязанность принять меры по организации выполнения ремонтных работ по восстановлению целостности кровли здания.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их основанными на правильном применении норм материального права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" стены помещений должны быть гладкими, без признаков поражений грибком и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу ч. 2, 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем (соответствующим органом, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

Согласно ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно Уставу МБДОУ «Детский сад » учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Новокузнецкий городской округ». Функции и полномочия учредителя, полномочия собственника имущества учреждения осуществляются Комитетом образования и науки администрации г. Новокузнецка (п.п. 3, 4 Устава); источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются субсидии из местного бюджета на выполнение учреждением муниципального задания, субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции (п. 5.1 Устава).

Согласно Положению о Комитете образования и науки администрации г. Новокузнецка, утвержденному решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 23.06.2011 № 6/103 ( в редакции от 27.12.2016), Комитет наделен правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением (п.1.4 Положения); Комитет является главным распорядителем бюджетных средств, а также администратором доходов местного бюджета, закрепляемых в решениях о бюджете на очередной финансовый год по подведомственным учреждениям (п. 1.8 Положения).

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дано определение главного распорядителя бюджетных средств (главного распорядителя средств соответствующего бюджета), которым является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При этом распорядителем бюджетных средств (распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Устава г. Новокузнецка Администрация города – исполнительно-распорядительный орган городского округа, наделяется Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области.

Согласно ч.2 ст. 45 Устава г. Новокузнецка администрация города в пределах своих полномочий обеспечивает составление проекта бюджета городского округа, исполнение бюджета городского округа, составление бюджетной отчетности и управление муниципальным долгом; осуществляет внутренний муниципальный финансовый контроль в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 11); осуществляет контроль за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества за муниципальными предприятиями и учреждениями (п.14); обеспечивает условия для осуществления присмотра и ухода, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (п. 66); формирует муниципальную казну городского округа (п. 87).

Возлагая на Администрацию г. Новокузнецка обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства, суд обоснованно исходил из того, что на Администрацию, как орган местного самоуправления, возложены полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, созданию условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях. Несоответствие муниципального дошкольного образовательного учреждения обязательным требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиком данных публично-правовых обязанностей, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу и является основанием для принятия судом решения, обязывающего ответчика обеспечить финансирование мероприятий по устранению допущенного нарушения.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств определяет главный распорядитель бюджетных средств. Следовательно, главный распорядитель должен выступать от имени собственника бюджетного учреждения.

Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация.

То обстоятельство, что функции и полномочия учредителя от имени Администрации осуществляет Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка, не освобождает Администрацию как уполномоченный орган местного самоуправления от исполнения указанных выше обязанностей, поскольку Администрация, несмотря на делегирование полномочий учредителя Учреждения Комитету образования и науки администрации г. Новокузнецка, является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования - Новокузнецкий городской округ, являющегося учредителем и собственником имущества МБДОУ «Детский сад », выступает главным распорядителем средств бюджета муниципального образования, непосредственно управляет имуществом, находящимся в муниципальной собственности города, обеспечивает составление проекта бюджета городского округа и исполнение бюджета городского округа, осуществление муниципального финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в связи с чем решение вопросов по финансированию мероприятий по приведению здания дошкольного образовательного учреждения в соответствие с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: по приведению здания Учреждения в состояние, соответствующее требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, возможно лишь при непосредственном участии Администрации.

Таким образом, возложение на Администрацию обязанности по обеспечению финансирования ремонтных мероприятий по восстановлению целостности кровли МБДОУ «Детский сад » названных мероприятий не противоречит действующему законодательству и не выходит за пределы компетенции Администрации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответственность за выделение и целевое направление денежных средств для проведения ремонтных работ по восстановлению целостности кровли Детского сада должен нести Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка, являющийся отраслевым органом администрации г. Новокузнецка с правами юридического лица и главным распорядителем средств бюджета Новокузнецкого городского округа в отношении подведомственных ему муниципальных образовательных организаций и учреждений, при этом расходы на содержание общего имущества, в т.ч. кровли, должен нести сам Детский сад , не свидетельствуют об ошибочности выводов суда о необходимости возложения на Администрацию – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Новокузнецкий городской округ обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по приведению здания дошкольного образовательного учреждения в соответствие с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства. Администрация не лишена права осуществлять устранение выявленных нарушений с соблюдением положений Бюджетного кодекса РФ и урегулировать свои финансовые взаимоотношения с иными участниками бюджетной системы.

Довод ответчика о том, что расходы на проведение мероприятий по ремонту кровли не включены в муниципальное задание и не предусмотрены в бюджете Новокузнецкого городского округа на 2019 год, судом обоснованно отклонен, поскольку, как правильно указал суд, обеспечение содержания зданий муниципальных дошкольных образовательных учреждений не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия в бюджете муниципальных образований необходимых денежных средств или финансового обеспечения решения вопросов местного значения в сфере образования.

Доводы апелляционной жалобы о том, что установленный судом срок для устранения недостатков является недостаточным, реальным сроком исполнения решения суда должен быть один год с момента вступления решения в законную силу, подлежат отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Согласно п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки.

Данное требование гражданского процессуального законодательства, направленное на исполнение решения суда, которое имеет значение для большого круга лиц, в разумный срок, судом выполнено.

Судебная коллегия находит разумным и достаточным срок установленный судом первой инстанции в соответствии со ст. 206 ГПК РФ для совершения ответчиком действий по принятию мер к устранению нарушений санитарного законодательства.

Кроме того, ответчик в соответствии со ст. 203 ГПК РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.

Иных доводов, влияющих на законность решения суда, апелляционная жалоба ответчика не содержит.

Принимая во внимание изложенное, решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Новоильинского районного суда г. Новокузнецка от 13 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Новокузнецка – без удовлетворения.

Председательствующий:     А.Ф. Емельянов

Судьи: А.В. Карасовская

О.А. Овчаренко

33-10265/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Новоильинского р-на г.Н-Кузнецка
Ответчики
МБДОУ "Детский сад №179"
Комитет образования админ. г.Н-Кузнецка
Администрация г.Новокузнецка
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Емельянов Александр Федорович
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
30.08.2019Передача дела судье
24.09.2019Судебное заседание
30.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2019Передано в экспедицию
30.08.2020Передача дела судье
30.08.2020Судебное заседание
30.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2020Передано в экспедицию
24.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее