ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении дела
об административном правонарушении
<адрес> 26 апреля 2023 года
Судья Калачинского городского суда Иванова Е.В., рассмотрев в порядке подготовки к судебному рассмотрению дело об административном правонарушении в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей по адресу: <адрес>, д. <адрес> <адрес>, неработающей, привлекаемой к административной ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ в Калачинский городской суд поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ в отношении ФИО1, составленный УУП ОМВД России по <адрес> ФИО7
При изучении протокола и приложенных к нему материалов в порядке ст. 29.4 КоАП РФ, установлены недостатки, свидетельствующие о необходимости возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в соответствии с п. 4 ст. 29.4 К РФ об АП.
В ст. 23.1 КоАП РФ указаны дела об административных правонарушениях, рассматриваемые судом, а также отражено, что судам районных судов подсудны дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, и производство по которым осуществлялось в форме административного расследования.
Так, административное расследование, в соответствии с ч.1 ст.28.7 КоАП РФ, проводится в случаях, когда после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а так же в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных ст.ст.6.1.1, 7.27 КоАП РФ.
Указанные положения законодательства фактически и являлись основанием для направления дела в отношении ФИО1 в Калачинский городской суд <адрес>.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что УУП ОМВД России по <адрес> ФИО4 в отношении ФИО1 административное расследование не проводилось, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в материалах дела отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ УУП ОМВД России по <адрес> ФИО4 составлен рапорт о нахождении материалов проверки по ходатайству сектора по образованию администрации <адрес> о проведении проверки по факту жестокого обращения ФИО1 в отношении подопечного несовершеннолетнего Потерпевший №1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ были опрошены ФИО5, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ опрошены Потерпевший №1, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ получено заключение судебно-медицинского эксперта БУЗОО БСМЭ № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам освидетельствования Потерпевший №1, при этом, в материалы дела приложены незаверенные копии указанных выше процессуальных документов.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ дело направлено на рассмотрение в Калачинский городской суд <адрес>.
В Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации № (2017), утвержденном Президиумом Верховного суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, отражено, что по смыслу ст. 28.7 КоАП РФ административным расследованием являются процессуальные мероприятия, совершенные с соблюдением формы и в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подп. «а» п. 3 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Любые фактические данные, полученные в иных предусмотренных законом формах, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ признаются доказательствами по делу об административном правонарушении.
Таким образом, обстоятельства дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 или ст. 7.27 КоАП РФ, могут быть установлены как на основании результатов административного расследования, так и мероприятий, проведенных в иных предусмотренных законом формах.
В представленном на рассмотрение в Калачинский городской суд <адрес> деле об административном правонарушении в отношении ФИО1 данных, свидетельствующих о проведении процессуальных действий, требующих значительных временных затрат в рамках административного расследования, не имеется, в связи с чем определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ, со ссылкой на ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ является формальным и не соответствующим действительности.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определениях от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки ч. 1 ст. 47 и ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу ч. 1 ст. 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению в ОМВД России по <адрес> для решения вопроса о направлении его на рассмотрение мировому судье судебного участка № в Калачинском судебном районе <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и другие материалы дела в отношении ФИО1, привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ, возвратить должностному лицу, составившему протокол, для решения вопроса о передаче его на рассмотрение мировому судье судебного участка № в Калачинском судебном районе <адрес>.
Судья Е.В.Иванова.