Дело №2-133/2024
24RS0003-01-2023-001287-53
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2024 года п. Балахта
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хафизовой Ю.В.,
с участием заместителя прокурора Балахтинского района Штея Т.А.,
при секретаре Ивашиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Балахтинского района Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности устранить нарушения законодательства по безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в с. Грузенка Балахтинского района, Красноярского края в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-2017,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности устранить нарушения законодательства по безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-2017, мотивируя свои требования, тем, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории Грузенского сельсовета Балахтинского района, по результатам которой выявлены нарушения указанного законодательства. В соответствии со ст. 3 Федерального Закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон №196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
На основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 6 Устава Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения сельсовета.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности приведены в статье 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», среди которых в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно части 1 статьи 17 ФЗ № 257 содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целя обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст ГОСТ Р 50597-2017 утвержден «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения Методы контроля" (далее - ГОСТ Р 50597-2017). Прокуратурой района совместно по информации ОГИБДД МО МВД России «Балахтинский» проведена проверка содержания улично-дорожной сети Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, по итогам проверки выявлены следующие нарушения требований законодательства ГОСТа Р 50597-2017. На территории с. Грузенка в районе МБОУ «Грузенская СОШ» Балахтинского района: на ул. Советская - отсутствует дублирующий дорожный знак 1.23 «Дети» с одной стороны; деформированы стойки дорожных знаков 8.2.1 «Зона действия» с одной стороны и дорожных знаков 1.2 «Дети» и 8.2.1 «Зона действия» с другой стороны, что является нарушением п. 6.2 разд. 6 ГОСТ Р 50597 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». По данному факту ОГИБДД МО МВД России «Балахтинский» в начале 2023-2024 учебного года информация доводилась до сведения администрации Грузенского сельсовета Балахтинского района, однако, как установлено в ходе проверки, ни одно из имеющихся нарушений по состоянию на 11.12.2023г. не устранено. Перечисленные нарушения стали возможны в результате несоблюдения ответственными должностными лицами муниципального образования Грузенский сельсовет Балахтинского района требований законодательства о безопасности дорожного движения. В силу положений ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Поскольку данные нарушения допускаются органом местного самоуправления вблизи образовательного учреждения, и эти знаки, в первую очередь, направлены на обеспечение безопасности обучающихся МБОУ «Грузенская СОШ», в данном случае прокурор выступает в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, посещающих данное образовательное учреждение. В связи с чем, прокурор Балахтинского района просит обязать администрацию Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-2017, а именно: установить на территории с. Грузенка на ул. Советской в районе МБОУ «Грузенская СОШ Балахтинского района дублирующий дорожный знак 1.23 «Дети» с одной стороны, заменить деформированные стойки дорожных знаков 8.2.1 «Зона действия» с одной стороны и дорожных знаков 1.2 «Дети» и 8.2.1 «Зона действия» с другой стороны.
Определением Балахтинского районного суда от 29 января 2024 года в дело в качестве третьего лица привлечено ОГИБДД МО МВД России «Балахтинский» (л.д. 33-36).
Зам. прокурора Балахтинского района Штей Т.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил суд их удовлетворить, не возражал о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика в порядке заочного судопроизводства.
Представитель ответчика администрации Грузенского сельсовета в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи, с чем суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
В силу ст.233 ГПК РФ, суд с согласия представителя истца рассматривает настоящее дело в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица ОГИБДД МО МВД России «Балахтинский» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Выслушав сторону, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает заявленные требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 Федерального Закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее -Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дорожную деятельность в отношении дорог местного значения осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу абзаца 6 пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым пункта 4 статьи 6 указанного Закона, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории, в том числе осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу положений 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" дорожные знаки и знаки переменной информации не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.1 приложения Б, абз. 4 которого содержит указание на дефект - изменение положение знака, т.е. отклонение опоры (стойки) знака или панели знака от вертикального положения более чем на 15°. Устранение дефектов осуществляют в сроки, приведенные в таблице 6.1 (не более 3 суток).
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Балахтинского района проведена проверка соблюдения законодательства в области безопасности дорожного движения в органах местного самоуправления Балахтинского района по решению от 27.11.2023 года ( л.д. 5).
По информации МО МВД России «Балахтинский» от 31.08.2023 года поступившей в прокуратуру Балахтинского района следует, что в Грузенском сельсовете около МЮБОУ Грузенская СОШ на ул. Советская отсутствует дублирующих знак 1.23 «Дети» с одной стороны; деформирована стойка дорожных знаков 8.2.1 «Зона действия» с одной стороны и дорожных знаков 1.2 «Дети» и 8.2.1 «Зона действия» с другой стороны в нарушении п. 6.2 разд. 6 ГОСТ Р 50597 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» ( л.д. 6-11).
Зам. прокурора Балахтинского района Штей Т.А. 28.11.2023 года обратился к главе Грузенского сельсовета о предоставлении информации по устранению нарушений требований законодательства в области безопасности дорожного движения в рамках подготовки образовательного учреждения к новому 20023-2024 учебному году (л.д. 12).
Согласно ответа главы Грузенского сельсовета от 11.12.2023 года следует, что допущенные нарушения по дорожным знакам на ул. Советская будут устранены в срок до 10 июня 2024 год ( л.д 13).
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 6 Устава Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения сельсовета ( л.д. 14-27).
Удовлетворяя требования прокурора Балахтинского района, суд мотивирует тем, что ответчиком – администрацией Грузенского Сельсовета на момент рассмотрения гражданского дела по существу не выполнены требования Федерального закона «О безопасности дорожного движения» поскольку около здания школы по ул. Советская с. Гузенка отсутствует дублирующий знак 1.23 «Дети» с одной стороны и деформированы стойки дорожных знаков 8.2.1 «Зона действия» с одной стороны и дорожных знаков 1.2 «Дети» и 8.2.1 «Зона действия» с другой стороны, что создает реальную угрозу здоровью и жизни граждан – участников дорожного движения на территории населенного пункта с. Грузенка. Поскольку данные недоставки влияют на безопасность неопределенного круга лиц, то суд возлагает на ответчика обязанность по их устранению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Балахтинского района - удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Грузенского сельсовета Балахтинского района установить на ул. Советской с. Грузенка Балахтинского района Красноярского края в районе МБОУ Грузенская СОШ дублирующий дорожный знак 1.23 «Дети», заменить деформированные стойки дорожных знаков 8.2.1 «Зона действия» и дорожных знаков 1.2 «Дети» и 8.2.1 «Зона действия» с обеих сторон улицы.
Разъяснить ответчику право подать в Балахтинский районный суд Красноярского края заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 04 марта 2024 года