Решение по делу № 33-12921/2023 от 12.10.2023

КРАСНОЯРСКИЙ ФИО1 СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья ФИО2

24RS0-35

2.211

23 октября 2023 года         <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского ФИО1 суда в составе:

председательствующего судьи ФИО11,

судей Гришиной В.Г., Абрамовича В.В.,

при помощнике судьи ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО11,

гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Келлогская средняя школа», <адрес> о возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе главы <адрес> ФИО4,

на решение Туруханского районного суда <адрес> от <дата>, которым постановлено:

Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Келлогская средняя школа», <адрес> о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.

Обязать <адрес> выделить необходимую сумму денежных средств для МКОУ «Келлогская средняя школа», в целях совершения действий и работ по заключению МКОУ «Келлогская средняя школа», соответствующего муниципального контракта на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Обязать МКОУ «Келлогская средняя школа» заключить соответствующий муниципальный контракт на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации в течение 3 месяцев с момента выделения финансирования для заключения соответствующий муниципальный контракт на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации.

Взыскать с МКОУ «Келлогская средняя школа», госпошлину в доход местного бюджета в сумме 300 руб.

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МКОУ «Келлогская средняя школа» о возложении обязанности в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить соответствующий муниципальный контракт на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации; просил суд обязать <адрес> выделить необходимую сумму денежных средств для МКОУ «Келлогская средняя школа» в целях совершения действий и работ по заключению МКОУ «Келлогская средняя школа» соответствующего муниципального контракта на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения МКОУ «Келлогская средняя школа» законодательства в сфере пожарной безопасности и соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних детей, в ходе которой было установлено, что директором МКОУ «Келлогская средняя школа» не исполнены требования пожарной безопасности. В здании школы система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи о пожаре. В настоящее время не заключен контракт (договор) на оказание услуг по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации и радиосистемы передачи извещений о пожаре, что подтверждает фактическое отсутствие автоматического дублировании сигналов о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре. По выявленным нарушениям прокуратурой района в адрес директора МКОУ «Келлогская средняя школа» <дата> внесено представление , по результатам рассмотрения которого нарушения закона не устранены, дан формальный ответ о невозможности устранить выявленные нарушения, в связи с отсутствием в бюджете денежных средств. До настоящего времени требования прокурора не выполнены, в связи с чем, прокурор обратился в суд с данным иском.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе глава <адрес> ФИО4 просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать. Указывает на то, что судом не дана правовая оценка закрепленных за управлением образования администрации <адрес> полномочий в части главного распорядителя бюджетных средств для получателей бюджетных средств. Также указывает, что контракт является разновидностью договора, на него распространяются положения ч. 1 ст. 421 ГК РФ, в связи с чем, понуждение к заключению договора не допускается. Полагает, что на МКОУ «Келлогская средняя школа» могла быть возложена обязанность лишь принять меры к заключению муниципального контракта.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор <адрес> просит решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского ФИО1 суда, руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся ответчиков: представителей МКОУ «Келлогская средняя школа», администрации <адрес>; представителя третьего лица – Управления образования администрации <адрес>, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не сообщивших суду об уважительности неявки.

Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, в пределах заявленных требований в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав прокурора ФИО5, возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены принятого судом решения.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от <дата> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.

Как следует из содержания ч. 1 ст. 28 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении финансово-экономической деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Согласно требованиям п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закон № 273-ФЗ, закреплена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Как следует из положений ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса ( ст. 32, ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится, в том числе, создание условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона <дата> N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно ст. 3 Федерального закона от <дата> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности относятся в том числе: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.

Согласно п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от <дата> , руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств.

Перевод систем противопожарной защиты с автоматического пуска на ручной, а также отключение отдельных линий (зон) защиты запрещается, за исключением случаев, установленных пунктом 458 настоящих Правил, а также работ по техническому обслуживанию или ремонту систем противопожарной защиты (п. 55 Правила противопожарного режима).

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, решением и.о. заместителя прокурора <адрес> ФИО6 от <дата> назначена проверка МКОУ «Келлогская средняя школа», на предмет соблюдения прав несовершеннолетних и иных граждан; исполнение требований пожарного законодательства, о чем МКОУ «Келлогская средняя школа», проинформированы <дата>.

Согласно представленной информации от <дата>, в последующем от <дата> истребованной прокурором <адрес> у Управления образования администрации <адрес> в рамках проводимой проверки, МКОУ «Келлогская средняя школа», расположена по адресу: <адрес>. Надзором за соблюдением противопожарной безопасности занимаются специально уполномоченные органы МЧС, посредством организации и проведения проверок должностными лицами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. МКОУ «Келлогская средняя школа», оборудована СПО «ПАК Стрелец-Мониторинг» АПС, система организацией не обслуживается, данное оборудование находящейся в нерабочем состоянии; автоматическое дублирование сигналов пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре не осуществляется. Договор на обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации и радиосистемы передачи извещений не заключен, услуга не оказывается. Лицами, ответственными за исполнение требований пожарной безопасности, назначены ФИО7 и ФИО8

<дата> и.о. заместителя прокурора <адрес> – старшим помощником прокурора ФИО6 в адрес МКОУ «Келлогская средняя школа», внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности и соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних.

В этот же день (<дата>) на вышеуказанное представление прокурора МКОУ «Келлогская средняя школа» дан ответ о том, что запланированы следующие мероприятия: в срок до <дата> написание ходатайства в адрес Управления образования администрации <адрес> о выделении дополнительного финансирования на устранение нарушений в сфере законодательства, указанных в представлении прокуратуры района; после получения дополнительного финансирования заключение контракта на установку и обслуживания оборудования для передачи сигнала оповещения.

Удовлетворяя вышеназванные требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными требованиями действующего законодательства, а также положениями ст.ст. 210, 123.32 ГК РФ, правомерно исходил из того, что именно муниципальное образование <адрес> в лице <адрес>, являясь учредителем МКОУ «Келлогская средняя школа», осуществляя полномочия собственника имущества, переданного в оперативное управление МКОУ «Келлогская средняя школа», обязан нести бремя содержания имущества образовательного учреждения, в том числе, обеспечивать финансирование содержания данного имущества. При этом, суд обоснованно указал на то, что причиной невыполнения требований представления и.о. заместителя прокурора <адрес> от <дата> МКОУ «Келлогская средняя школа», об устранении установленных нарушений, явилось отсутствие финансирования со стороны учредителя.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая, объем финансирования, а также объем работ, необходимых для исполнения требований по устранению нарушений требований пожарной безопасности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности именно на <адрес> выделить необходимую сумму денежных средств для МКОУ «Келлогская средняя школа», в целях совершения действий и работ по заключению МКОУ «Келлогская средняя школа», соответствующего муниципального контракта на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, обязав МКОУ «Келлогская средняя школа» заключить соответствующий муниципальный контракт на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации в течение 3 месяцев с момента выделения финансирования для заключения соответствующий муниципальный контракт на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации.

Судебная коллегия соглашается с вышеназванными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на представленных доказательствах, фактически установленных обстоятельствах дела, и правильном применении норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не дана правовая оценка закрепленных за Управлением образования администрации <адрес> полномочий в части главного распорядителя бюджетных средств, судебная коллегия не принимает во внимание.

Из п. 1.1. Устава следует, что МКОУ «Келлогская средняя школа» является по своей организационно - правовой форме казенным образовательным учреждением. В соответствии с п. 1.7 Устава Учредителем школы является муниципальное образования <адрес>. Согласно гл.4 Устава функции и полномочия Учредителя осуществляются <адрес>, в том числе она согласовывает в установленном порядке распоряжение движимым и недвижимым имуществом Школы. Как следует из гл. 7 имущество Школы является собственностью муниципального образования <адрес> и закрепляется Учредителем за школой на праве оперативного управления в установленном порядке

В силу п. 7.11 Устава Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несёт собственник данного имущества.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления, муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, <адрес> в силу вышеуказанных требований законодательства является надлежащим ответчиком по делу в рамках предъявляемых к ней требований.

Не может быть принят во внимание и служить основанием к отмене оспариваемого решения суда довод апелляционной жалобы о том, что решение суда незаконно в части возложения обязанности на Учреждение заключить муниципальный контракт на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации исходя из следующего.

В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ч. 1 ст. 32 Федерального закона от <дата> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здание Учреждения по классу функциональной пожарной опасности относится к категории Ф4.1 (здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций).

В силу ч. 7 ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ, системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приёмно:контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.

Так, обеспечить подачу сигнала светового и звукового сигналов на прибор приёмно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения невозможно без заключения соответствующего муниципального контракта на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации.

При таких обстоятельствах решение суда о возложении обязанности на Учреждение заключить соответствующий муниципальный контракт на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, является законным и обоснованным.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.

Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено, решение суда является законным и обоснованным. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не выявлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Туруханского районного суда <адрес> от <дата> - оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы <адрес> ФИО4 - без удовлетворения.

Председательствующий: ФИО11

Судьи: В.<адрес>

В.В. Абрамович

33-12921/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Туруханского района
Ответчики
МКОУ Келлогская СШ
Администрация Туруханского района
Другие
Управление образования администрации Туруханского района
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Елисеева Анджела Леонидовна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
23.10.2023Судебное заседание
27.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2023Передано в экспедицию
23.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее