Решение по делу № 2-116/2024 (2-538/2023;) от 21.12.2023

Дело №2-116/2024    

УИД: 21RS0004-01-2023-000680-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2024 года п.Вурнары Чувашской Республики

Вурнарский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе:

председательствующего судьи Филиппова О.А.,

при секретаре Спиридоновой С.Н.,

с участием:

помощника прокурора Вурнарского района Чувашской Республики- Ефремова А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело

по иску заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Вурман-Кибекская средняя общеобразовательная школа» Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики об обязании установить в школе план здания,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с иском к МБОУ «Вурман-Кибекская СОШ» Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики об обязании администрацию МБОУ «Вурман-Кибекская СОШ» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить при входе МБОУ «Вурман-Кибекская СОШ», расположенного по адресу: <адрес> план здания, выполненного рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Исковое требование мотивировано тем, что прокуратурой Вурнарского района во исполнение приказа Генерального прокурора РФ №24 от 23.01.2018 года «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов» проведен анализ состояния законности в сфере социальной защиты прав инвалидов, в ходе которого выявлены нарушения в деятельности МБОУ «Вурман-Кибекская СОШ». Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии социальной защиты. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 года №363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения является одной из важнейших социально экономических задач, затрагивающих права и потребности миллионов граждан Российской Федерации, проживающих как в городской, так и сельской местности. Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что социальная поддержка инвалидов- система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. В соответствии со ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой н графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика. Таким образом, в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по дублированию необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля. В силу подп. «а» п.4 приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 года №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта. Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001 (утв. и введен в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 904/пр.). В ходе проверки установлено, что в МБОУ «Вурман-Кибекская СОШ» имеются вывески с наименованиями организаций, а также графики работы, в том числе с использованием шрифта Брайля. Вместе с тем, вопреки действующему законодательству, при входе в здания указанных общеобразовательных учреждений отсутствует план здания, выполненный рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Данные нарушения ограничивают права слабовидящих граждан на получение информации о здании, его помещениях и на беспрепятственный доступ к предоставляемым услугам. При этом отсутствие в образовательном учреждении воспитанников-инвалидов по зрению не освобождает ответчика от обязанности исполнения в своей деятельности приведенных нормативных требований. По данному факту прокуратурой района в адрес начальника отдела образования и молодежной политики администрации Вурнарского муниципального округа ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений. Вместе с тем, администрацией МБОУ «Вурман-Кибекская СОШ» до настоящего времени мер по установке плана здания, выполненного рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, не принято. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации; субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Круг лиц, права которых нарушаются бездействием административного ответчика, определить не представляется возможным.

В судебном заседании помощник прокурора Вурнарского района- Ефремов А.Е. иск заместителя прокурора поддержал по изложенным основаниям, дополнительно пояснив, что план здания, выполненный рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, должен быть установлен внутри при входе в здание МБОУ «Вурман-Кибекская школа».

Представитель ответчика- МБОУ «Вурман-Кибекская СОШ» Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. И.о. директора МБОУ «Вурман-Кибекская СОШ» Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики - ФИО3 представила заявление о рассмотрении дела без их участия, признании иска, указав, что последствия признания иска известны.

Представитель третьего лица- администрации Вурнарского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание также не явился, сведения об уважительных причинах неявки суду не представил.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей ответчика и третьего лица.

Изучив доводы заместителя прокурора и помощника прокурора района, представителя ответчика, материалы гражданского дела, суд считает необходимым удовлетворить иск исходя из следующего.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.

Согласно ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов- система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В соответствии со ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) также: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

В соответствии с ч.ч.2, 3 ст.79 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно подп. «е» п.3, подп. «а» п.4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 года №1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в п.6.5.9 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденных и введенных в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 года №904/пр, согласно которому информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника отдела образования и молодежной политики администрации Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики прокурором <адрес> направлено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, выражающихся в том числе в отсутствии в МБОУ «Вурман-Кибекская СОШ» Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики при входе в здание школы плана здания, выполненного рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Из ответа главы администрации Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора Вурнарского района следует, что представление рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ. Нарушения требований законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов были допущены в связи с отсутствием бюджетных средств на данные цели. При очередном уточнении бюджета Вурнарского муниципального округа планируется предусмотреть бюджетные средства на устранении нарушений законодательства. Информация по уточнению бюджета будет предоставлена дополнительно.

До настоящего времени МБОУ «Вурман-Кибекская СОШ» Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики по представлению прокурора нарушение требования законодательства не устранено.

Суд также принимает признание иска представителем ответчика, поскольку признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

При таких обстоятельствах исковое требование заместителя прокурора подлежит удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу подп.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина- в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку исковое требование заместителя прокурора удовлетворено в полном объеме, с учетом требований ч.1 ст.103 ГПК РФ, подп.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, подп.8 п.1 ст.333.20 Налогового кодекса РФ, п.2 ст.61.6 Бюджетного кодекса РФ с ответчика- МБОУ «Вурман-Кибекская СОШ» Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики в доход местного бюджета- Муниципального образования «Вурнарский муниципальный округ Чувашской Республики» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое требование заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вурман-Кибекская средняя общеобразовательная школа» Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить при входе в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вурман-Кибекская средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу: <адрес>, план здания, выполненный рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вурман-Кибекская средняя общеобразовательная школа» Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики в доход местного бюджета- Муниципального образования «Вурнарский муниципальный округ Чувашской Республики» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики с подачей апелляционной жалобы в Вурнарский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 20 февраля 2024 года.

Судья Вурнарского районного суда             О.А. Филиппов

2-116/2024 (2-538/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МБОУ "Вурман-Кибекская СОШ" Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики
Суд
Вурнарский районный суд Чувашии
Судья
Филиппов О.А.
Дело на странице суда
vurnarsky.chv.sudrf.ru
21.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2023Передача материалов судье
22.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2024Судебное заседание
20.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее