Решение по делу № 2-1023/2019 от 31.01.2019

Дело № 2-1023/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2019 года                                                                                            г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе: судьи Елистратова А.М. при секретаре Магоян М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского транспортного прокурора в интересах Ананьева И.И. к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П.Бугаева» о возложении обязанности обеспечить завершение летной подготовки,

установил:

Ульяновский транспортный прокурор, действуя в интересах Ананьева И.И., обратился в суд с иском к ответчику ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П.Бугаева» о возложении обязанности обеспечить завершение до ДД.ММ.ГГГГ. летной подготовки курсанта Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Липидевского Ананьева И.И. Требования мотивированы следующим.

Ульяновской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения в ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» требований законодательства об образовании и о лицензировании образовательной деятельности при подготовке специалистов летного состава, по результатам которой выявлены нарушения.

Согласно Уставу ФГБОУ ВО «УИ ГА», лицензии на право ведения образовательной деятельности от 07.04.2016 №2061 и Свидетельству о государственной аккредитации от 24.06.2016 № 2051, ответчик реализует образовательные программы, в том числе, высшего профессионального образования и среднего профессионального образования. Указанные программы Институтом реализуются также в его филиале - Омском летно-техническом колледже гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского.

Начальником Управления летной эксплуатации Федерального агентства воздушного транспорта России 15.06.2015 утверждена Программа подготовки коммерческих пилотов на вертолетах AS-350 и Ми-8 в Омском летно-техническом колледже, согласно которой общая продолжительность летной практики одного курсанта на указанных типах воздушных судов составляла 100 часов.

Аналогичные требования относительно продолжительности прохождения летной практики курсантов на воздушных судах содержатся и в действующих в настоящее время Программах учебной и производственной практики подготовки коммерческих пилотов в ФГБОУ ВО «УИ ГА» и его филиалах (разработанных для различных типов воздушных судов), утвержденных начальником Управления летной эксплуатации Федерального агентства воздушного транспорта России Костылевым М.Ю. 10.07.2017.

В отношении курсанта Ананьевав И.И. требования программы подготовки специалистов не исполнены, не обеспечена возможность прохождения летной практики. В связи с этим Ананьев И.И. не прошел летную практику и не получил диплом об образовании.

Данная ситуация возникла по причине отсутствия в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского достаточного для прохождения летной практики воздушных судов, а также достаточного количества летно-инструкторского состава.

В судебное заседание истец Ананьева И.И. не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Помощник прокурора Мартынов Е.А. в судебном заседании на иске настаивал, привёл доводы изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Колосова А.В. иск не признала, указала следующее. Институт не оспаривает необходимость предоставления курсанту Ананьеву И.И. возможности прохождения летной практики на вертолетах в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского - филиале Института. Завершение летной подготовки до ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным из-за отсутствия исправных вертолетов. Закупить новые воздушные суда не представляется возможности по причине недостаточного финансирования. Стоимость одного вертолета составляет больше 270 млн. руб. В 2017 году в ФГБОУ ВО УИ ГА сложилась крайне критическая ситуация по двум причинам: снижение общего объема финансирования и изменение подхода к расчету объема субсидий на выполнение государственного задания, исходя из нормативов, определенных в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 20.07.2016 г. № 884 «О значениях базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг в сфере образования и науки, молодежной политики, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан и значений отраслевых корректирующих коэффициентов к ним». Фактически в вышеуказанном приказе Минобрнауки России не учитываются отраслевые особенности учебного учреждения, тогда как в соответствии со ст. 85 Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» подготовка авиационного персонала производится с учетом особенностей, связанных с необходимостью осуществления полетов на авиационной технике. В средства субсидий не включены затраты на приобретение новой воздушной техники. Закупка такой техники должна производиться в соответствии с ФЦП «Развитие транспортной системы в 2010- 2020 годах». Между тем, на закупку новых вертолетов финансовые средства по указанной программе не выделялись с 2017 года. Со стороны института предпринимаются все возможные меры по ускорению завершения летной практики курсантов, в том числе неоднократно направлялись соответствующие обращения в Росавиацию, вопрос о потребностях института постоянно поднимается на совещаниях и рабочих встречах в Росавиации. Предпринимаются и иные меры по ускорению завершения практики. В пределах имеющихся средств заключаются контракты на закупку запасных частей и агрегатов, проведение ремонтных работ воздушной техники.

Представители третьих лиц Федерального агентства воздушного транспорта, Рособрнадзора, Министерства транспорта Российской Федерации в суд не явились.

Представитель Рособрнадзора в отзыве просил дело рассмотреть в его отсутствие, указал на наличие нарушений требований образовательных программ ответчиком.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч. 1 - 4 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ, вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, а также государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему, условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям, а также результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Соответствующие Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 162001 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» и Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 25.02.04 «Летная эксплуатация летательных аппаратов» утверждены приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.01.2011 № 83 и от 02.04.2014 № 393 соответственно.

В соответствии с указанными нормативными документами учебное заведение, реализующее образовательные программы подготовки специалистов, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно- исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Кроме этого, реализация образовательных программ подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.

В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Согласно п.3 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению к Положению.

В силу п.п. «б» и «д» п. 6 указанного Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в. соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами; наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по    реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

Согласно пп. «а» п. 9 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся, в том числе, нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных пп. «а» - «д» п. 6 Положения.

В силу положений Устава ФГБОУ ВО «УИ ГА», утвержденного приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 25.12.2015 № 870, лицензии на право ведения образовательной деятельности от 07.04.2016 № 2061 и Свидетельства о государственной аккредитации от 24.06.2016 № 2051 ответчик реализует образовательные программы, в том числе, высшего профессионального образования и среднего профессионального образования.

Указанные программы Институтом реализуются также в его филиале - Омском летно-техническом колледже гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского.

Начальником Управления летной эксплуатации Федерального агентства воздушного транспорта России 15.06.2015 утверждена Программа подготовки коммерческих пилотов на вертолетах AS-350 и Ми-8 в Омском летно-техническом колледже, согласно которой общая продолжительность летной практики одного курсанта на указанных типах воздушных судов составляла 100 часов.

Аналогичные требования относительно продолжительности прохождения летной практики курсантов на воздушных судах содержатся и в действующих в настоящее время Программах учебной и производственной практики подготовки коммерческих пилотов в ФГБОУ ВО «УИ ГА» и его филиалах (разработанных для различных типов воздушных судов), утвержденных начальником Управления летной эксплуатации Федерального агентства воздушного транспорта России Костылевым М.Ю. 10.07.2017.

В ФГБОУ ВО «УИ ГА», в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского, программа подготовки специалистов по отношению к истцу Ананьеву И.И. не исполняется. До дня рассмотрения дела истцу не предоставлена возможность пройти летную практику. Данное обстоятельство лишает истца возможности получил диплом об образовании.

Поскольку ответчиком права истца нарушены, исковые требования о возложении на ответчика обязанности обеспечить истцу до ДД.ММ.ГГГГ года возможность завершить летную подготовку подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Ульяновского транспортного прокурора в интересах Ананьева И.И. удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» обеспечить до ДД.ММ.ГГГГ года завершение летной подготовки курсанта Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского Ананьева И.И..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                А.М. Елистратов

2-1023/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Ульяновская транспортная прокуратура
Ананьев И.И.
Ответчики
ФГБОУ ВО " Ульяновский институт гражданской авиации им. Гл. маршала авиации Б. П. Бугаева"
Другие
Министерство транспорта РФ
Федеральная служба по надзору в сфере образования
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновск
Дело на странице суда
leninskiy.uln.sudrf.ru
31.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2019Передача материалов судье
05.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.02.2019Предварительное судебное заседание
21.03.2019Судебное заседание
22.03.2019Судебное заседание
07.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.02.2019Предварительное судебное заседание
27.02.2019Судебное заседание
25.03.2019Судебное заседание
01.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2019Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
30.04.2019Судебное заседание
23.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2020Дело оформлено
23.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее