ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-13188/2024
№ 2-1-774/2023
57RS0012-01-2023-000792-42
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов 22 апреля 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
судей Зотовой Н.А., Булатовой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривцовой Надежды Николаевны к администрации Ливенского района Орловской области о признании незаконными решения о перерасчете пенсии за выслугу лет, распоряжения о перерасчете назначенной пенсии за выслугу лет, возложении обязанности восстановить выплату пенсии в прежнем размере, компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе администрации Ливенского района Орловской области
на решение Ливенского районного суда Орловской области от 26 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 20 декабря 2023 г.,
заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Зотовой Н.А.,
у с т а н о в и л а:
Кривцова Н.Н. обратилась в суд с иском к администрации Ливенского района Орловской области о признании незаконными решения о перерасчете пенсии за выслугу лет, распоряжения о перерасчете назначенной пенсии за выслугу лет, возложении обязанности восстановить выплату пенсии в прежнем размере, компенсации морального вреда.
Решением Ливенского районного суда Орловской области от 26 июля 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 20 декабря 2023 г., исковые требования Кривцовой Н.Н. удовлетворены частично. Признано незаконным решение администрации Ливенского района Орловской области о перерасчете назначенной Кривцовой Н.Н. пенсии за выслугу лет из расчета месячного денежного содержания 47082 рублей.
Признано незаконным распоряжение №16 от 13 января 2023г. временно исполняющего полномочия главы Ливенского района о перерасчете назначенной пенсии за выслугу лет Кривцовой Н.Н. из расчета месячного денежного содержания 47082 рублей.
На администрацию Ливенского района Орловской области возложена обязанность восстановить Кривцовой Н.Н. с 1 января 2023г. выплату пенсии за выслугу лет из расчета месячного денежного содержания 54825 рублей, с учетом индексации на день вынесения решения суда.
С администрации Ливенского района Орловской области в пользу Кривцовой Н.Н. взыскана компенсация морального вреда в размере 15000 рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15300 рублей, по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе администрации Ливенского района Орловской области поставлен вопрос об отмене решения Ливенского районного суда Орловской области от 26 июля 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 20 декабря 2023 г., в связи с допущенными судом первой и апелляционной инстанций нарушениями норм материального и процессуального права.
В письменных возражениях Кривцова Н.Н. просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, полагая состоявшиеся судебные акты законными и обоснованными.
Учитывая надлежащее извещение всех лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью пятой статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кривцова Н.Н. принята на муниципальную службу в администрацию Ливенского района Орловской области, замещала муниципальную должность начальника отдела по управлению имуществом администрации Ливенского района с 24 апреля 2006 г.
По условиям трудового договора за выполнение обязанностей муниципального служащего, в качестве оплаты труда Кривцовой Н.Н. установлен должностной оклад, надбавка за особые условия муниципальной службы в размере, установленном работодателем, надбавки за стаж муниципальной службы, за квалификационный разряд, за классность, а также в соответствии с Положением по оплате труда органов местного самоуправления выплачивались премии и материальная помощь.
Распоряжением администрации Ливенского района Орловской области от 4 декабря 2018 г. № 32-к, Кривцовой Н.Н. за особые условия муниципальной службы установлена персональная надбавка в размере 180 % от месячного должностного оклада без указания даты, до которой это распоряжение действует.
Дополнительным соглашением от 1 января 2021 г. к трудовому договору, пункт 41 был изменен, Кривцовой Н.Н. установлено ежемесячное денежное содержание, состоящее из должностного оклада 12261 рублей, ежемесячной надбавки за выслугу лет, ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы в размере 180% от оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере, премий в соответствии с Положением по оплате труда органов местного самоуправления.
Из дополнительного соглашения от 1 января 2022 г. к трудовому договору видно, что денежное содержание Кривцовой Н.Н. состоит из должностного оклада 12750 рублей, ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере, определяемом Положением по оплате труда органов местного самоуправления, ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 180 процентов от должностного оклада – 22950 рублей, ежемесячного денежного поощрения в размере 120% от должностного оклада 15300 рублей, премий в соответствии с Положением по оплате труда органов местного самоуправления.
Штатным расписанием администрации Ливенского района, утвержденным распоряжением от 30 декабря 2021 г. и штатным расписанием Управления муниципального имущества и жилищно-коммунального хозяйства администрации Ливенского района Орловской области от 30 декабря 2021 г. закреплено денежное содержание начальника Управления муниципального имущества и жилищно-коммунального хозяйства в размере 54825 рублей, в него включено: тарифная ставка (оклад) – 12750 рублей, надбавка за выслугу лет на муниципальной службе – 3825 рублей, ежемесячная надбавка за особые условия работы (180%) – 22950 рублей, ежемесячное денежное поощрение 15300 рублей.
Распоряжением от 24 февраля 2022 г. о внесении изменений в распоряжение администрации Ливенского района от 30 декабря 2021 г. и штатного расписания Управления муниципального имущества и жилищно-коммунального хозяйства администрации Ливенского района Орловской области от 24 февраля 2022 г., денежное содержание начальника Управления муниципального имущества и жилищно-коммунального хозяйства сохранено в прежнем размере и составляет 54825 рублей, в том числе, тарифная ставка (оклад) 12750 рублей, надбавка за выслугу лет на муниципальной службе 3825 рублей, ежемесячная надбавка за особые условия работы (180%) 22950 рублей, ежемесячное денежное поощрение 15300 рублей.
Судом также установлено, что Кривцова Н.Н. является пенсионером по старости с 26 апреля 2012 г. и получателем страховой пенсии, размер которой по состоянию на 27 апреля 2022 г. составлял 18500 рублей с учетом суммы валоризации пенсионных прав. Фиксированная выплата к пенсии составляла 4383,59 рублей. По состоянию на 12 января 2023 г. размер страховой пенсии и фиксированной выплаты составил 28895,75 рублей.
Также, Кривцовой Н.Н., замещавшей высшую должность муниципальной службы начальника Управления муниципального имущества и жилищно-коммунального хозяйства, исходя из стажа муниципальной службы 33 года 11 месяцев 29 дней с 1 мая 2022 г. установлена пенсия за выслугу лет в соответствии с Положением, принятым решением Ливенского районного Совета народных депутатов от 25 декабря 2012 г. № 15/158-РС «Об утверждении Положения о порядке и условиях назначения и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления Ливенского района» и Распоряжением администрации Ливенского района Орловской области № 233-р от 12 мая 2022 г. в размере 24436,40 рублей. Сумма месячного денежного содержания, установленная по должности муниципальной службы, на день обращения за назначением пенсии за выслугу лет, из которой исчислена пенсия за выслугу лет, составляет 54825 рублей. Размер пенсии за выслугу лет – 41118,75 рублей, что составляет 75% месячного денежного содержания муниципального служащего, учитываемого для назначения пенсии за выслугу лет.
Трудовой договор с Кривцовой Н.Н. расторгнут по инициативе работника по основаниям пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с распоряжением от 22 апреля 2022 г.
На момент расторжения договора Кривцова Н.Н. замещала высшую должность муниципальной службы начальника Управления муниципального имущества и жилищно-коммунального хозяйства, ежемесячное денежное содержание составляло 54825 рублей.
30 декабря 2022 г. распоряжением администрации Ливенского района Орловской области №70-к было утверждено новое штатное расписание, в соответствии с которым денежное содержание муниципального служащего, замещающего должность начальника Управления на 1 января 2023 г. составило 47082 рублей, в том числе должностной оклад 13452 рублей, надбавка за выслугу лет 4036 руб., надбавка за особые условия муниципальной службы 13452 рублей, ежемесячное денежное поощрение 16142 рублей, соответственно размер муниципальной пенсии истца составлял 16079,25 рублей, исходя из среднемесячного заработка для назначения пенсии за выслугу лет – 47082 рублей.
Распоряжением администрации Ливенского района Орловской области № 16 от 13 января 2023 г. «О перерасчете пенсии за выслугу лет Кривцовой Н.Н.» в соответствии с решением Ливенского районного Совета народных депутатов от 25 декабря 2012 г. «Об утверждении Положения о порядке и условиях назначения выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления Ливенского района», на основании справки ОПФР по Орловской области от 12 января 2023 г., справки о денежном содержании начальника управления от 11 января 2023 г., выданной Кривцовой Н.Н.: с 1 января 2023 г. произведен перерасчет пенсии за выслугу лет Кривцовой Н.Н., замещавшей должность начальника управления, и установлен ее размер 16079,25 рублей, исходя из следующего: сумма месячного денежного содержания, установленная по должности муниципальной службы на 1 января 2023 г., из которой исчисляется пенсия за выслугу лет, - 47082 руб. (100%); общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости - 35311,50 рублей, что составляет (75%); размер страховой части трудовой пенсии по старости – 19232,25 рублей.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования о признании незаконными решения о перерасчете пенсии за выслугу лет и обязании восстановить выплату пенсии с 1 января 2023 г. из размера месячного денежного содержания 54825 рублей с учетом индексации на день вынесения решения, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что установленная Кривцовой Н.Н. надбавка за особые условия муниципальной службы в размере 180% была включена в ежемесячное денежное содержание муниципального служащего Кривцовой Н.Н. на момент назначения ей муниципальной пенсии, тогда как решение об уменьшение размера муниципальной пенсии Кривцовой Н.Н. в связи с исключением данной надбавки, противоречит Положению о порядке и условиях назначения и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления Ливенского района, утвержденного решением Ливенского районного Совета народных депутатов от 25 декабря 2012 г. №15/158-РС.
Частично удовлетворяя требование Кривцовой Н.Н. о компенсации морального вреда, суд пришел к выводу о том, что допущенные администрацией Ливенского района Орловской области нарушения пенсионных прав истца являются основанием для возложения на ответчика обязанности по компенсации причиненного морального вреда. Определяя размер подлежащей взысканию компенсации морального вреда, суд исходил из фактических обстоятельств дела, а также учел требования разумности и справедливости, посчитав достаточной сумму компенсации морального вреда в размере 15000 рублей.
Суд также взыскал в пользу Кривцовой Н.Н. расходы на оплату услуг представителя, адвоката ФИО10 О.Н., за помощью к которому Кривцова Н.Н. обращалась с целью защиты своих прав, в размере 30000 рублей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, поскольку изменения правового регулирования порядка исчисления размера пенсии за выслугу лет не произошло, пенсия по выслуге лет назначена Кривцовой Н.Н. исходя из размера установленного ей ежемесячного денежного содержания на день прекращения муниципальной службы.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда первой и апелляционной инстанций обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, судом верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (статьи 39 Конституции Российской Федерации, статей 151, 1069, 1099 Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Орловской области от 9 января 2008 г. № 736-03 «О муниципальной службе в Орловской области», Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании которых судом верно сделан вывод об удовлетворении исковых требований Кривцовой Н.Н., поскольку само по себе изменение размера входящих в состав денежного довольствия муниципального служащего надбавок, в соответствии с Положением о порядке и условиях назначения и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления Ливенского района, утвержденного решением Ливенского районного совета народных депутатов от 25 декабря 2012 г., не является основанием для перерасчета пенсии по выслуге лет без внесения изменений в порядок и условия назначения и выплаты муниципальным служащим пенсии по выслуге лет.
Приведенные в кассационной жалобе администрации Ливенского района Орловской области доводы о неправомерном удовлетворении исковых требований, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в решении и апелляционном определении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а также основаны на неправильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы администрации Ливенского района Орловской области о правомерности перерасчета размера пенсии являются аналогичными правовой позиции ответчика при рассмотрении дела. Позиция ответчика проанализирована судом первой инстанции и проверена судом апелляционной инстанции, мотивы, по которым указанные доводы признаны необоснованными и отклонены, изложены в оспариваемых судебных актах. Оснований не соглашаться с выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании.
Судом исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, которые не являлись предметом оценки суда первой и апелляционной инстанции, кассационная жалоба ответчика не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ливенского районного суда Орловской области от 26 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 20 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Ливенского района Орловской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи