Дело № 2а-858/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«21» апреля 2017 года
Ленинский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Коровкиной Ю.В.,
при секретаре Цветковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Администрации Костромской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области об освобождении от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Костромской области (далее Администрация) обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области от 16.08.2013 г. возбуждено исполнительное производство №-ИП об обязанности администрации Костромской области предоставить С.Л.А. специализированное жилое помещение на территории г. Волгореченска Костромской области. В постановлении Администрации установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Администрацией судебному приставу-исполнителю направлено уведомление о невозможности исполнения в 5-дневный срок требования, вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. 12.11.2013 г. судебным приставом-исполнителем в отношении Администрации вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Согласие на заключение договора найма специализированного жилого помещения на жилое помещение, расположенное по адресу: ... взыскателем дано dd/mm/yy Распоряжением администрации Костромской области от 25.08.2014 г. № 205-ра «Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду Костромской области и предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения» Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области заключен с взыскателем договор найма жилого помещения. Право собственности Костромской области на квартиру зарегистрировано dd/mm/yy, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Таким образом, Администрацией Костромской области были совершены в пределах полномочий все возможные действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке. Согласно платежному поручению от 20.08.2014 г. № 1524 исполнительский сбор, наложенный на администрацию Костромской области, в размере 50 000 руб. уплачен. Учитывая отсутствие виновных действий (бездействия) по исполнению решений суда, а также его фактическое исполнение, Администрация Костромской области в порядке ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» просит освободить от уплаты наложенного судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора.
В судебное заседание представитель административного истца Администрации Костромской области Лелина Н.Н. не явилась, направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела без её участия.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области в судебное заседание не явился, будучи
извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, причины его неявки суду не известны.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ОВИН УФССП по Костромской области Коннова К.Е. в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия.
Представители заинтересованных лиц Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела были надлежащим образом извещены.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Согласно п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники (кроме субъектов предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе, требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
При рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора подлежат выяснению вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. № 50-КГ15-20).
Как следует из материалов дела, решением Свердловского районного суда г. Костромы от 19.07.2013 г. на субъект РФ Костромскую область в лице Администрации Костромской области возложена обязанность предоставить С.Л.А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения на территории г. Волгореченска Костромской области.
16.08.2013 г. постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области в отношении Администрации Костромской области было возбуждено исполнительное производство №. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований. Данное постановление получено Администрацией Костромской области 23.08.2013 г.
28.08.2013 г. Администрация Костромской области направила в адрес судебного пристава-исполнителя уведомление о невозможности исполнить требования исполнительного документа и предоставить благоустроенное жилое помещение в 5-тидневный срок.
Постановлением судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области от 12.11.2013 г. с Администрации Костромской области взыскан исполнительский сбор 50 000 руб.
Из материалов дела следует, что на основании государственного контракта от 23.09.2013 г., заключенного Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, действовавшего от имени Костромской области, по результатам аукциона в электронной форме было приобретено жилое помещение в объекте долевого строительства по адресу: ... (по ГП) подъезд № 3, этаж 1, будущий номер помещения 39, для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории ... в ....
dd/mm/yy зарегистрировано право собственности Костромской области на квартиру, расположенную по адресу: .... Основанием для регистрации права собственности являются государственный контракт от dd/mm/yy №, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от dd/mm/yy №.
03.04.2014г. С.Л.А. дала согласие на заключение договора специализированного найма жилого помещения на указанную выше квартиру.
Распоряжением администрации Костромской области от 25.08.2014 г. №205-ра «Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду Костромской области и предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения» С.Л.А. предоставлено жилое помещение по адресу: ....
dd/mm/yy Департаментом имущественных и земельных отношений ... с С.Л.А. заключен договор найма специализированного жилого помещения №.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что предоставление жилых помещений осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 г. №348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Постановлением администрации Костромской области от 29.12.2009 г. №438-а утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок взаимодействия).
В соответствии с п. 1 Порядка взаимодействия настоящий порядок регулирует взаимодействие исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 Порядка взаимодействия на департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области возложены функции по приобретению жилых помещений или участию в долевом строительстве многоквартирных домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлению государственной регистрации договоров долевого участия в строительстве многоквартирных домов, осуществлению совместно с департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области регистрации права собственности Костромской области на приобретенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения.
Согласно п. 3 Порядка взаимодействия Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области:
в течение трех рабочих дней после получения свидетельства о государственной регистрации права собственности Костромской области на приобретенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения), вносит соответствующие сведения в Реестр государственного имущества Костромской области;
в течение пяти рабочих дней со дня внесения сведений в реестр государственного имущества Костромской области направляет информацию о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области
Функции по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по осмотру жилых помещений, получению согласия на предоставление им конкретного жилого помещения осуществляет департамент по труду и социальной защите населения Костромской области (пункт 4 Порядка взаимодействия)
После получения письменного согласия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, готовит совместно с Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области проект распоряжения администрации Костромской области о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд Костромской области и предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения (далее - распоряжение о предоставлении жилого помещения), обеспечивает его согласование в соответствии с Регламентом администрации Костромской области, утвержденным постановлением губернатора Костромской области от 05.12.2012 г. №277 «О Регламенте администрации Костромской области».
В Согласно п. 35 Регламента администрации Костромской области, утверждённого постановле5нием губернатора Костромской области № 277 от 05.12.2012 года, вопросы на заседаниях администрации области рассматриваются в соответствии с утвержденной губернатором области повесткой. Формирование проекта повестки заседания администрации области осуществляется на основании перспективного плана заседаний администрации области на месяц, вопросы включаются на основании перспективного плана заседаний администрации области на месяц, вопросы включаются в проект повестки планируемого заседания администрации области по мере готовности, но не позднее чем за 5 календарных дней до проведения заседания.
В соответствии с п. 5 Порядка взаимодействия департамент имущественных и земельных отношений Костромской области на основании распоряжения о предоставлении жилого помещения заключает с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договор найма специализированного жилого помещения в срок, установленный в распоряжении о предоставлении жилого помещения.
Принимая во внимание, что предоставление жилого помещения С.Л.А. требовало соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, в частности департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области необходимо было получить согласие С.Л.А. на предоставление конкретного жилого помещения, подготовить совместно с Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области проект распоряжения администрации Костромской области о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд Костромской области и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, обеспечив его согласование в соответствии с Регламентом администрации Костромской области, которое также имеет свои процессуальные сроки, суд приходит к выводу, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения у администрации Костромской области не имелось возможности, поскольку требовало соблюдения установленной законом процедуры, срок которой превышает установленный судебным приставом пятидневный срок.
В данном случае Администрацией Костромской области в пределах полномочий были совершены все возможные действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке. Однако, в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
На основании изложенного, суд считает необходимым освободить Администрацию Костромской области от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ dd/mm/yy ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░