Именем Российской Федерации
22 мая 2015 года город Кизел
Кизеловский городской суд Пермского края
в составе: председательствующего судьи Лесниковой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Горшуновой Л.Н.,
с участием истцов: Бушмакиной Н.А., паспорт, а также представляющей интересы на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ Котельникова А.В. и Бушмакина С.В.; Котельникова В.Б., паспорт;
представителя ответчика администрации Кизеловского муниципального района Колдомовой В.Ю., действующей на основании доверенности № 29Д от ДД.ММ.ГГГГ г., удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле Пермского края гражданское дело по иску Бушмакиной Н. А., Котельникова В. Б., Бушмакина С. В., Котельникова А. В. к администрации Кизеловского муниципального района, третьи лица: Министерство энергетики Российской Федерации, Котельникова Л. А., о включении в списки граждан, проживающих в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
у с т а н о в и л :
Бушмакина Н. А., Котельников В. Б., Бушмакин С. В., Котельников А. В. обратились в суд с исковым заявлением к администрации Кизеловского муниципального района о включении в списки граждан, проживающих в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности и обязании предоставить семье из четырех человек социальную выплату для приобретения жилого помещения, в избранном ими для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания.
В судебном заседании Бушмакина Н.А. на удовлетворении требований настаивает в полном объеме. Пояснила, что квартира по адресу: <адрес> предоставлена ей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ В ордер также были включены: Бушмакин С.В. - сын, Котельников В.Б. - муж, Котельников А.В. - сын. Она зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Котельников В.Б. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Бушмакин С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Котельников А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>. Она является нанимателем, а Котельников В.Б., Бушмакин С.В. и Котельников А.В., членами семьи нанимателя. Пояснила, что пробел в регистрации Бушмакина С.В. по указанному адресу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ значится из-за того, что он уезжал проживать в <адрес>, для устройства на работу была необходима регистрация в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ. Бушмакин С.В. вернулся в <адрес>. В настоящее время проживает по адресу: <адрес>; работает вахтовым методом. Котельников А.В. по указанному адресу не проживает с ДД.ММ.ГГГГ <адрес> живет и работает в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между ним и Чесноковой Л.А. в <адрес> заключен брак. Они вместе проживают по адресу: <адрес>. На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Котельникова Л.А. является собственником данной квартиры. В ДД.ММ.ГГГГ г. у них родилась дочь Елизавета, место рождения <адрес>. Не отрицает, что сама оплачивает коммунальные платежи по адресу: <адрес>. На момент принятия решения о ликвидации шахты «Северная» истцы проживали и были зарегистрированы по указанному адресу. На основании заключения Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Иного жилья истцы в собственности не имеют. Считает, что они имеют право на получение социальной выплаты, просит предоставить социальную выплату на четырех членов семьи.
Котельников В.Б. полностью поддерживает позицию Бушмакиной Н.А. Просит удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель администрации Кизеловского муниципального района Колдомова В.Ю. изложила позицию по доводам отзыва. Исковые требования истцов не признает, в связи с отсутствием финансирования. Финансирование программы на 2015-2016 г.г. не предусмотрено. Право Бушмакиной Н.А., Котельникова В.Б., Бушмакина С.В. на получение социальной выплаты администрация не оспаривает. Право Котельникова А.В. на получение социальной выплаты администрация оспаривает, так как у него отсутствует право на получение социальной выплаты, предусмотренное постановлением Правительства РФ №428 от 13.07.2005 г. и Эталона проекта ликвидации шахты. Согласно приказа шахта «Северная» ликвидирована 17.04.1998 г. Заключением Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ дом по <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Бушмакина Н.А. является нанимателем квартиры по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Согласно справки с места жительства на момент принятия решения о ликвидации шахты «Северная» истцы были зарегистрированы по указанному адресу. Котельников А.В. работает в <адрес>, проживает совместно с супругой Котельниковой Л.А. по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ г. Между ними ДД.ММ.ГГГГ заключен брак. Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимого имущества, Котельникова Л.А. является собственников квартиры по адресу: <адрес> на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии со ст. 71 ЖК РФ при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения. Согласно ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Если отсутствие в жилом помещении нанимателя и (или) членов его семьи не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения договора социального найма. Котельников А.В. выехал из квартиры по адресу: <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ г., тем самым добровольно распорядился своими жилищными правами. Фактические действия Котельникова А.В., проживание и работа в <адрес>, свидетельствуют о расторжении договора социального найма жилого помещения в добровольном порядке и о прекращении правоотношений по найму истца жилого помещения по адресу: <адрес>. Истец Котельников А.В. выехал в ДД.ММ.ГГГГ. из указанного жилого помещения добровольно, тем самым распорядился своим правом на расторжение договора социального найма жилья и утратил право на получение социальной выплаты. Просит отказать истцам в иске в полном объеме.
Представитель Минэнерго России в судебное заседание не явился, представил отзыв. Из доводов отзыва следует, что согласно пунктам 8 и 11 Правил предоставления межбюджетных трансфертов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №428, социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, при условии проживания собственников и нанимателей в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ на ликвидированной угольной шахте непригодным для проживания по критериям безопасности. Уточнение списков и установление очередности предоставления социальных выплат являются исключительным правом органа местного самоуправления - получателя бюджетных средств, т.е. администрации Кизеловского муниципального района <адрес>. В соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, направить копию решения суда.
Истцы Бушмакин С.В. и Котельников А.В., третье лицо Котельникова (Чеснокова) Л.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В порядке ст. ст. 113-115, 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам:
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно ч. 1 ст. 7 и ст. 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.
Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» от 20.06.1996 года №81-ФЗ. Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
В целях ускорения перехода угледобывающих организаций к бездотационной деятельности, усиления государственного управления реструктуризацией угольной промышленности и повышения эффективности использования средств государственной поддержки угольной отрасли Правительство Российской Федерации, постановлением от 03 декабря 1998 года №1523 утверждено Положение о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, которое определяло направления использования средств, предусмотренных в федеральном бюджете по статье «Государственная поддержка угольной отрасли» на финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности согласно Приложению, и порядок управления этими средствами.
Пунктом 3 Положения было установлено, что средства государственной поддержки перечисляются организациям угольной промышленности, органам местного самоуправления шахтерских городов и поселков, перечень которых устанавливается Межведомственной комиссией по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов, а также участвующим в реструктуризации угольной промышленности и другим организациям, определяемым Правительством Российской Федерации по предложениям Министерства энергетики Российской Федерации.
К мероприятиям по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных
(сланцевых) шахт и разрезов, установленных Перечнем мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, являющимся приложением к постановлению Правительства № 1523, относились: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с Положением о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 года №1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» установлены направления финансирования государственной поддержки угольной промышленности, в том числе реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. В соответствии с п.1.2 Положения, финансирование расходов, связанных с мероприятиями по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов, осуществляется по следующим видам затрат: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности; б) содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В силу п.1.3 Положения основанием для финансирования указанного направления является решение Минэнерго России о ликвидации в соответствии с Основными принципами государственной поддержки ликвидации неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов угольной промышленности России, утвержденными 25 мая 1998 г. Межведомственной комиссией по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов, сводный план-график, договор об использовании средств государственной поддержки, заключенный между Минэнерго России и получателем средств. Финансирование осуществляется в соответствии с проектом ликвидации шахты (разреза), утвержденным Минэнерго России, сметами затрат, договорами с исполнителями работ (услуг), актами приемки выполненных работ услуг), заключением назначенной органами местной власти компетентной комиссии о признании непригодным для проживания ветхого жилья. Средства на финансирование затрат, указанных в подпункте «б» пункта 1.2 предусматриваются в Проекте ликвидации шахты (разреза) из расчета полной стоимости приобретения жилья по социальной норме площади жилья для семей разной численности и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранной для постоянного проживания, но не выше средней по Российской Федерации стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.
Во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» Правительство Российской Федерации постановлением от 24 декабря 2004 г. №840 утвердило перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. При этом, признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 г. № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности».
В Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в соответствии с постановлением № включена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 г.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г. за № 428 (с изменениями в редакции постановления Правительства РФ №778 от 14.11.2007 г.) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Минэнерго России, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 г. № 308 (с изменениями от 27.06.2002 г.) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены: -планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности; -подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ; -заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома; -заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника (нанимателя).
Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 г., предусмотрено переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».
Как установлено судом и следует из материалов дела шахта «Северная» ликвидирована 17.04.1998 г., что подтверждается приказом АО «Кизелуголь» (л.д. 40).
Жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено ДД.ММ.ГГГГ Бушмакиной Н. А., что подтверждается представленной копией корешка ордера № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42). В качестве членов семьи в ордер включены: Бушмакин С. В. - сын, Котельников В. Б. - супруг, Котельников А. В. - сын, что также не оспаривается представителем администрации.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Шахтинского сельского поселения и Бушмакиной Н.А. заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>. В договоре от ДД.ММ.ГГГГ качестве членом семьи нанимателя указаны: Котельников В.Б., Бушмакин С.В., Котельников А.В. (л.д. 20-22).
Согласно сведений о регистрации в <адрес> зарегистрированы: Бушмакина Н. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; Котельников В. Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; Бушмакин С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; Котельников А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 23, 39).
Из сведений Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП «ЦТИ» Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ г., по данным технического паспорта, физический износ жилого четырехэтажного дома - ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенного по адресу: <адрес> - составляет №% по состоянию на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ По данным правовой регистрации: Котельников В.Б., Котельников А.В., Бушмакина Н.А., Бушмакин С.В. собственниками недвижимости не числятся, ранее в приватизации квартиры в г. Кизеле, Кизеловском муниципальном районе Пермского края не участвовали (л.д. 19).
Из копий уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах истцов на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества (л.д. 15-18, 34-37).
Как следует из копии заключения от ДД.ММ.ГГГГ Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» «О степени влияния горных работ на состояние жилого дома по <адрес> края» жилой дом был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Северная», в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ (л.д. 41).
В судебном заседании судом с достоверностью установлено, что истец Котельников А.В. с ДД.ММ.ГГГГ г. не проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> <адрес>, что не отрицают истцы Бушмакина Н.А. и Котельников В.Б. Как следует из копии свидетельства о регистрации брака № между Котельниковым А. В. и Чесноковой Л. А. ДД.ММ.ГГГГ заключен брак, присвоены фамилии: муж - Котельников, жена - Котельникова; место государственной регистрации брака - отдел записи актов гражданского состояния администрации <адрес> (л.д. 45). На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Котельникова Л. А. является собственников квартиры по адресу: <адрес> (л.д. 43, 44). Из пояснений Бушмакиной Н.А. установлено, что у Котельникова А.В. и Котельниковой Л.А. в ДД.ММ.ГГГГ г. родилась дочь ФИО12, место рождения ребенка <адрес>. Котельников А. В. вместе со своей семьей постоянно проживает в квартире, принадлежащей его супруге, по адресу: <адрес>; работает в <адрес>. Бушмакина Н.А. также пояснила, что в квартире по адресу: <адрес>, Котельников А.В. и Котельникова Л.А. совместно делали косметический ремонт, приобретали вещи. До того как супруге Котельникова А.В. была подарена квартира, они снимали жилье в <адрес>. Из жилого помещения по адресу: <адрес> Котельников А.В. выехал добровольно, уважительных причин, препятствующих проживанию в <адрес> у Котельникова А.В. не имеется. Из пояснений Бушмакиной Н.А. также следует, что коммунальные услуги за квартиру по адресу: <адрес> она оплачивает самостоятельно.
Суд считает, что несмотря на то, что на момент принятия решения о ликвидации шахты «Северная» истцы были зарегистрированы по адресу: <адрес>, у Котельникова А.В. отсутствуют основания для включения его в списки граждан, подлежащих переселению и предоставления им социальной выплаты по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г. №428, поскольку предоставление социальной выплаты для приобретения жилья переселяемым гражданам из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, является государственной формой социальной защиты граждан.
Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты, сохранение регистрации в ветхом жилом помещении в настоящее время. При этом жилой дом должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО «ВНИМИ». Указанные обстоятельства должны быть непременно в совокупности. Меры социальной защиты, о предоставлении которой также просит истец Котельников А.В., носят целевой характер, является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой определенной категории лиц при наличии совокупности определенных критериев.
В соответствии со ст. 71 Жилищного Кодекса РФ при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения.
Согласно ч. 3 ст. 83 в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.
Если отсутствие в жилом помещении нанимателя и (или) членов его семьи не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
Разрешая спор о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, суду надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный характер (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др. (п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопроса, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации).
При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.
Отсутствие же у гражданина, добровольно выехавшего из спорного жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного Кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.
Из имеющихся в деле доказательств следует, что истец Котельников А.В., выехав из квартиры по адресу: <адрес> <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ г. добровольно распорядился своими жилищными правами. При этом доказательств уважительных причин, препятствующих проживанию в г. Кизеле суду не представлено. Котельников А.В. зарегистрировал брак в <адрес>, постоянно проживает и работает в <адрес>, каких-либо препятствий в пользовании жилым помещением по адресу: <адрес>, со стороны других лиц истцу не чинилось, обязательства по оплате жилого помещения и коммунальных услуг истцом не исполняется. Фактические действия истца Котельникова А.В., а именно длительное время не проживания на территории города Кизела в жилом помещении по адресу: <адрес> <адрес>, регистрация брака в <адрес>, постоянное проживание в <адрес>, неисполнение обязанностей по договору социального найма по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в совокупности с другими обстоятельствами свидетельствует о расторжении договора социального найма жилого помещения в добровольном порядке и о прекращении в ДД.ММ.ГГГГ г. правоотношений по найму истцом Котельниковым А.В. жилого помещения по адресу: <адрес>
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как ранее отмечалось, основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты, пользование данным жилым помещением в настоящее время. Жилое помещение должно быть единственным и постоянным местом жительства. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО «ВНИМИ».
При таких обстоятельствах суд считает, что истец Котельников А.В. не отвечает критериям, установленным указанными выше законодательными нормами, регулирующими спорные отношения, поскольку выехав в ДД.ММ.ГГГГ г. добровольно из жилого помещения по адресу: <адрес> истец распорядился своим правом на расторжение договора социального найма жилья, тем самым утратил право на получение социальной выплаты.
Судом установлено, что на момент принятия решения о ликвидации шахты «Северная» - ДД.ММ.ГГГГ г., Бушмакина Н.А., Котельников В.Б., Бушмакин С.В. проживали и были зарегистрированы в квартире по адресу: <адрес>, сохранили регистрацию и по настоящее время проживают в указанной квартире, иного жилья не имеют. Указанное жилое помещение в установленном законом порядке признано непригодным для проживания по критериям безопасности, то они безусловно имеют право на выделение социальной выплаты, а поэтому их право на государственную поддержку в улучшении жилищных условий должно быть судом защищено.
Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам.
Истцам следует предоставить социальную выплату из расчета на трех членов семьи. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из трех и более человек - 18 квадратных метров на каждого члена семьи.
Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Бушмакину Н. А., Котельникова В. Б., Бушмакина С. В. в списки граждан, проживающих в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности.
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить социальную выплату на семью, состоящую из трех человек:Бушмакиной Н. А., Котельникова В. Б., Бушмакина С. В., для приобретения жилого помещения, в избранном ими для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости лдя шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания.
В иске Котельникову А. В. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий