Дело № 2-293/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Спас-Клепики Рязанской области 18 сентября 2018 года
Клепиковский районный суд Рязанской области в составе: председательствующего судьи Романовой Ю.В. при секретаре Евсеевой Д.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макарова Александра Алексеевича к Администрации МО – Колесниковское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области, Савиной Людмиле Михайловне о признании права собственности в порядке наследования по закону на земельный участок, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков: Макарова Андрея Алексеевича, Кожечкина Виталия Анатольевича, а также с участием представителя истца Орловой Светланы Алексеевны,
УСТАНОВИЛ:
Макаров А.А. обратился в суд с иском к Администрации МО – Колесниковское сельское поселение Клепиковского муниципального района <адрес>, Савиной Л.М., в котором просит признать за ним право собственности в порядке наследования по закону на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.
Свои требования истец мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать ФИО1, после смерти которой открылось наследство в виде вышеуказанного земельного участка. Ранее на указанном земельном участке находился жилой дом, также принадлежавший на праве собственности наследодателю, который сгорел в 2001 году. Жилой дом и земельный участок в <адрес> ФИО1 купила по договору от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО9 При этом договор был зарегистрирован только в БТИ <адрес>, в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> договор зарегистрирован не был. По этой причине собственником земельного участка значится продавец ФИО9, умершая ДД.ММ.ГГГГ, наследником которой является ответчица Савина Л.М. Наследниками первой очереди умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являются дети наследодателя: истец Макаров А.А. и третье лицо Макаров А.А. Третье лицо Макаров А.А. не желает оформлять наследственные права, отказывается от наследства. Истец фактически принял наследство, так как проживал совместно с наследодателем по день открытия наследства, пользовался предметами домашнего обихода, забрал себе некоторые вещи, принадлежавшие матери, поддерживает земельный участок в надлежащем состоянии.
Истец Макаров А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявлений и ходатайств не поступало. Его интересы в судебном заседании представляла Орлова С.А., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в реестре за № (л.д. 35), которая поддержала исковые требования доверителя, в дополнение к вышеизложенному пояснила, что завещания наследодатель не оставляла, наследниками первой очереди являются дети наследодателя и ее супруг (истец и третьи лица). До пожара истец вместе с матерью проживал в купленном в 1998 году доме. После пожара они перешли жить к Кожечкину В.А., проживающему в том же селе. Истец после смерти матери пользовался ее вещами, взял телевизор, постельное белье, следил за земельным участком. По какой причине договор не был зарегистрирован в земельном комитете, неизвестно. Другие наследники первой очереди наследство не принимали, на него не претендуют.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования – Колесниковское сельское поселение Клепиковского муниципального района в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом (л.д. 85), заявлений и ходатайств не поступало.
Ответчик Савина Л.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом (л.д. 82), поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с исковыми требованиями согласна, возражений не имеет (л.д. 72).
Третье лицо Макаров А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 83), поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями согласен, на наследство не претендует и оформлять свои наследственные права не желает, последствия отказа от наследства разъяснены и понятны (л.д. 73).
Третье лицо Кожечкин В.А. в судебном заседании по исковым требованиям не возражал, пояснил, что принадлежавший его жене земельный участок находится недалеко от его дома, в котором они проживали с ФИО1 и истцом одной семьей. Истец после смерти матери взял себе ее постельное белье, телевизор, мобильный телефон и ушел жить к дяде в д. Борисково на некоторое время. Не оспаривает, что истец фактически принял наследство, он на наследство после смерти жены не претендует, его не принимал, желает, чтобы земельный участок был оформлен на истца.
Выслушав представителя истца и третье лицо, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1, зарегистрированная по день смерти по адресу: <адрес> (л.д. 5,6).
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являются: сын Макаров Александр Алексеевич (л.д. 7), сын Макаров Андрей Алексеевич (л.д. 8), супруг Кожечкин Виталий Анатольевич (л.д. 86-87). Других наследников первой очереди, наследников по завещанию судом не установлено (л.д. 6,42,43).
Наследственное дело к имуществу умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не открывалось (л.д. 42,43).
В соответствии с п. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1154 ГК РФ).
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось – п. 2 ст. 1152 ГК РФ.
Наследник может принять наследство двумя способами: юридически - путем подачи соответствующего заявления нотариусу по месту открытия наследства; фактически – путем вступления во владение или в управление наследственным имуществом, либо осуществления иных действий, перечисленных в статье 1153 ГК РФ.
Согласно п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Оценивая в совокупности доказательства по делу, суд приходит к выводу, что истец Макаров А.А. принял причитающееся ему наследство фактически путем вступления во владение и пользование предметами домашнего обихода, вещами, принадлежавшими наследодателю, поскольку фактически проживал совместно с матерью в одном жилом помещении на момент открытия наследства, после ее смерти взял себе принадлежавшие наследодателю вещи (телевизор, постельное белье, телефон), что подтверждается объяснениями представителя истца и третьего лица, показаниями свидетелей. Доказательств обратного не представлено.
Третьи лица Макаров А.А., Кожечкин В.А. наследство за умершей ФИО1 не принимали, на него не претендуют, что подтверждается отсутствием их обращений с соответствующими заявлениями к нотариусу по месту открытия наследства, а также их заявлениями (л.д. 73,88).
При определении состава наследства суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи между ФИО9 (продавец) и ФИО1 (покупатель), по которому наследодатель ФИО1 купила жилой дом, общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., и земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>. Данный договор был заключен в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, договор нотариально удостоверен ДД.ММ.ГГГГ в реестре за № (л.д. 9). Одновременно с заключением договора купли-продажи составлен передаточный акт от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный обеими сторонами, согласно которому ФИО9 передала, а ФИО1 приняла указанные жилой дом и земельный участок, претензий друг к другу стороны не имеют, расчеты между сторонами произведены полностью (л.д. 10).
Отчуждаемое недвижимое имущество принадлежало на праве собственности продавцу ФИО9, что было проверено нотариусом при удостоверении сделки.
Указанный договор был зарегистрирован в БТИ <адрес>, но не был зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству по <адрес>, в связи с чем спорный земельный участок по настоящее время числится за продавцом ФИО9 (л.д. 9,76).
Спорный земельный участок с кадастровым номером № (ранее присвоенный кадастровый №), общей площадью <данные изъяты> кв.м., имеет статус ранее учтенного, дата присвоения кадастрового номера - ДД.ММ.ГГГГ, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства (л.д. 32).
ДД.ММ.ГГГГ продавец недвижимого имущества ФИО9 умерла (л.д. 46). Ее единственным правопреемником является ответчица Савина Л.М., которая в установленный законом срок приняла причитающееся ей наследство за умершей ФИО9, что подтверждается наследственным делом к имуществу умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 (л.д. 44-71).
Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ (в редакции закона на момент заключения договора) по договору купли - продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации – п. 2 ст. 558 ГК РФ (в редакции закона на момент заключения договора).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции – ст. 131 ГК РФ (в редакции закона на момент заключения наследодателем договора).
Исходя из изложенного, земельный участок формально мог бы входить в состав наследственного имущества ФИО1 и перейти в порядке наследования к истцу лишь в том случае, если к моменту открытия наследства у наследодателя уже возникло право собственности, условием чего являлась государственная регистрация этого права.
Вместе с тем это не оказывает существенного влияния на объем прав наследника Макарова А.А., который как наследник умершей ФИО1 является ее правопреемником во всех имущественных отношениях с ее участием, и в том числе в отношениях, основанных на заключенном договоре купли-продажи целого жилого дома и земельного участка.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» указано, что наследники покупателя по договору купли-продажи недвижимости, умершего до государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, в случае возникновения спора вправе обратиться с иском к продавцу по указанному договору о государственной регистрации перехода права собственности к наследникам.
В рассматриваемом случае умерли обе стороны сделки, и продавец и покупатель, спора о праве на земельный участок между правопреемниками сторон сделки не имеется, в связи с чем избранный истцом способ защиты права – о признании права собственности на земельный участок по основанию наследования после смерти матери, является по существу правильным, закону не противоречит, и по своему правовому результату фактически совпадает с государственной регистрацией перехода права собственности по решению суда.
С учетом вышеизложенного, исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку истец в установленный законом срок, как наследник первой очереди, фактически принял наследство за умершей ФИО1, другие наследники той же очереди – наследство не принимали. Договор купли-продажи целого жилого дома и земельного участка, заключенный наследодателем, был совершен в письменной форме, нотариально удостоверен, договор полностью исполнен сторонами, волеизъявление сторон при заключении договора соответствовало их воле, условия сделки не противоречили действовавшему в то время законодательству. Смерть обеих сторон договора является объективной причиной, не позволяющей зарегистрировать переход права по нему к покупателю ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, что позволяет истцу предъявить требование о признании права собственности на спорный земельный участок, в том числе к наследнику продавца недвижимого имущества.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать за Макаровым Александром Алексеевичем право собственности на земельный участок с кадастровым номером №:7, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Клепиковский районный суд <адрес> в течение месяца.
Судья: