Дело № 2-1698/2021

УИД 33RS0014-01-2021-002240-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2021 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи

Петрухина М.В.

при секретаре

Дубовой В.В.,

с участием прокурора Цыганова Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах Синявина М.Н. к Департаменту здравоохранения Владимирской области, ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" о возложении обязанности по обеспечению медицинскими препаратами,

установил:

Муромский городской прокурор, действующий в интересах Синявина М.Н., обратился в суд с названным выше иском к Департаменту здравоохранения Владимирской области, ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 3», ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», указав в обоснование, что Муромской городской прокуратурой проведена проверка по заявлению Синявина М.Н. о ненадлежащем обеспечении изделиями медицинского назначения. Проверкой установлено, что Синявин М.Н. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» с диагнозом: (данные изъяты) и является инвалидом (номер) группы. Согласно заключению главного внештатного специалиста- (данные изъяты) Департамента здравоохранения Владимирской области от 08.04.2021 Синявину М.Н. рекомендованы к использованию сенсоры мониторирования (данные изъяты) в месяц.

17.06.2021 Департаментом здравоохранения в ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» направлены сопроводительные документы и протокол решения врачебной комиссии для проведения организационных мероприятий по закупке сенсоров непрерывного мониторирования уровня (данные изъяты) в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Однако названными сенсорами Синявин М.Н. до настоящего времени не обеспечен, что влечет существенное нарушение его прав на получение медицинской помощи бесплатно.

Кроме того, бездействием ответчиков Синявину М.Н. причинен моральный вред.

По изложенным основаниям, уточив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил:

- обязать Департамент здравоохранения Владимирской области осуществить финансирование процедуры закупки изделий медицинского назначения систем непрерывного мониторинга (данные изъяты) из расчета 1 упаковка (5 сенсоров) 1 раз в месяц из расчета на 12 месяцев ежегодно;

- обязать ГБУЗ ВО «Муромская больница (номер)» производить выписку рецептов на систему непрерывного мониторинга (данные изъяты) в количестве 5 сенсоров в месяц (1 упаковка) по факту обращения Синявина М.Н. в медицинское учреждение;

- обязать ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения ....» осуществлять закупки изделий медицинского назначения систем непрерывного мониторинга (данные изъяты) из расчета 1 упаковка (5 сенсоров) 1 раз в месяц из расчета на 12 месяцев ежегодно;

- взыскать с Департамента здравоохранения Владимирской области компенсацию морального вреда в пользу Синявина М.Н. в размере 2 500 рублей;

- взыскать с ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» компенсацию морального вреда в пользу Синявина М.Н. в размере 1000 рублей.

Определением суда от 26.10.2021 принят отказ истца от иска к ГБУЗ ВО «Муромская больница № 3» об обязании производить выписку рецептов.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Цыганов Е.О. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Истец Синявин М.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика - Департамента здравоохранения Владимирской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, в материалы дела представил отзыв на исковое заявление, согласно которому при определении размеров компенсации морального вреда следует принять во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Объем средств на финансирование мер социальной поддержки утверждается законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В 2021 году все денежные средства областного бюджета по региональной льготе переданы ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» в полном объеме, предусмотренном бюджетом. С 01.01.2021 изменился порядок финансирования и осуществления закупок лекарственных препаратов для льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан (по региональной льготе). Начиная с 2021 года централизованная закупка лекарственных препаратов для обеспечения региональных льготополучателей осуществляется ГКУЗ ВО «Центр закупок». В соответствии с п. 6 Положения, утвержденного постановлением губернатора Владимирской области от 15.02.2012 № 147, средства на финансирование мер социальной поддержки предусматриваются в областном бюджете в том числе в виде бюджетных ассигнований на предоставление ГКУЗ ВО «Центр закупок» для централизованной закупки лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Распоряжением Департамента от 27.01.2021 № 52 «О мерах по реализации постановления Губернатора области от 15.02.2012 № 147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении» утверждено распределение ассигнований, начиная с 01.01.2021 года, ГКУЗ ВО «Центр закупок» на предоставление субсидий на иные цели для своевременного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе вновь выявленных граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, а также граждан, которым изменена схема лечения, и в иных случаях, обоснованным решением врачебной комиссий. Закупка лекарственных препаратов осуществляется ГКУЗ ВО «Центр закупок» на основании заявок учреждений здравоохранения, в которых указана потребность в лекарственных препаратах. В настоящее время обязательства Департамента по льготному лекарственному обеспечению выполнены: Центру закупок распределены ассигнования для льготного лекарственного обеспечения на весь 2021 год; издано распоряжение от 27.01.2021 № 52 «О мерах по реализации постановления Губернатора области от 15.02.2012 № 147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении»; письмом от 17.06.2021 № ДЗ-6018-05-04 в Центр закупок направлена заявка для осуществления закупки изделий медицинского назначения для Синявина М.Н. в соответствии с протоколом врачебной комиссии Муромской ГБ № 3 от 03.06.2021 № 12.

Представитель ответчика - ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, возражений не представил.

Заслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу положений пп. «ж» п.1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В соответствии с ч. 2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (ст.37 Федерального закона №323-ФЗ).

Согласно п.5 ч.1 ст.29 названного Федерального закона, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст.80 Федерального закона №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

- оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012г. №147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении» утверждено «Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета».

В соответствии с п. 1 данного Положения устанавливается порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению отдельных групп населения Владимирской области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (далее - лекарственные препараты) при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи за счет средств областного бюджета (далее - меры социальной поддержки).

Согласно подп. 2.1 пункта 2 указанного Положения, бесплатно лекарственными препаратами обеспечиваются граждане, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета страховых взносов и других поступлений».

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Департамент здравоохранения Владимирской области ежегодно определяет объем финансовых средств на предоставление мер социальной поддержки в пределах ассигнований, выделяемых департаменту здравоохранения на соответствующий год.

В соответствии с п. 34 Приказа Минздрава РФ от 20 декабря 2012г. N1175н, назначение и выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, при оказании им первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинским работником в случаях типичного течения заболевания пациента исходя из тяжести и характера заболевания согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи, в том числе гражданам, имеющим право на получение лекарственных препаратов бесплатно или получение лекарственных препаратов со скидкой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N890.

Судом установлено, что Синявин М.Н., (дата) рождения, страдает заболеванием – (данные изъяты), что отражено в медицинской документации.

16.01.2004 Синявину М.Н. установлена (номер) группа инвалидности бессрочно (л.д. 90).

Согласно заключению главного внештатного специалиста- (данные изъяты) Департамента здравоохранения Владимирской области от 08.04.2021 Синявину М.Н. рекомендованы к использованию сенсоры мониторирования (данные изъяты) - 5 сенсоров в месяц (л.д. 11).

27.04.2021 Синявин М.Н. обратился в прокуратуру Владимирской области с просьбой принять меры прокурорского реагирования в отношении Департамента здравоохранения Владимирской области, обеспечить сенсорами мониторирования (данные изъяты) (л.д. 8-10).

08.07.2021 Муромским городским прокурором в рамках обращения Синявина М.Н. из Департамента здравоохранения Владимирской области получен ответ, согласно которому после получения от в ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 3» дополнительной потребности пациента в изделиях медицинского назначения, Департаментом здравоохранения в учреждение направлены сопроводительные документы от 17.06.2021 № ДЗ-6018-05-04 и протокол решения врачебной комиссий для проведения организационных мероприятий по закупке сенсоров непрерывного мониторирования (данные изъяты) в соответствии с требованиями ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По исполнении государственного контракта Синявин М.Н. будет обеспечен необходимым изделием медицинского назначения по потребности согласно клиническим показаниям (л.д. 16-18).

17.06.2021 Департамент здравоохранения Владимирской области направил на имя директора ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" письмо о необходимости закупки для Синявина М.Н. изделий медицинского назначения.

В связи с необеспечением Синявина М.Н. указанным медицинским изделием, прокурор обратился с исковым заявлением в суд, поскольку как установлено в судебном заседании до настоящего времени Синявин М.Н. не обеспечен сенсорами мониторирования (данные изъяты) в необходимом объеме.

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением администрации Владимирской области от 28.12.2020 № 891.

Указанной программой предусмотрено бесплатное лекарственное обеспечение при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи: гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Владимирской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (за счет средств бюджета Владимирской области) онкологических больных всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения администрации Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области №43 от 27.01.2006, Департамент является органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере здравоохранения по полномочиям, возложенным на администрацию области и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.

В силу раздела 2 Положения организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, организация оказания населению Владимирской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе, высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Департаменту; организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Федеральным законом №323-ФЗ от 21.11.2011; организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесены к полномочиям Департамента.

Пунктом 9 Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 N 147 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении" предусмотрено, что в целях своевременного обеспечения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, учреждения здравоохранения в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов субсидий на иные цели на обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению осуществляют в установленном законодательством порядке подготовку документов, необходимых для осуществления закупок, и направляют их уполномоченному органу Владимирской области, осуществляющему полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обеспечивают своевременное заключение гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по итогам закупок, а также контроль за их исполнением.

В нарушение указанных требований должностными лицами Департамента здравоохранения области и подведомственных ему учреждений своевременных и достаточных мер, направленных на проведение закупок и обеспечение своевременной выдачи гражданам жизненно важных изделий медицинского назначения принято не было.

Доказательств исполнения ответчиком обязанности по организации обеспечения в 2021 году Синявина М.Н. сенсорами мониторирования (данные изъяты) не представлено.

Непринятие Департаментом здравоохранения Владимирской области достаточных мер, с учетом его компетенции, по организации обеспечения лекарственным препаратом истца подчиненными ему бюджетными медицинскими организациями области, нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме.

С учетом изложенного исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина (абзац первый пункта 2 названного постановления Пленума).

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (абзац второй пункта 2 названного постановления Пленума).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 названного постановления Пленума).

Исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Указанная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.01.2021 N 49-КГ20-21-К6.

Учитывая фактические обстоятельства дела, при которых был причинен моральный вред (Синявин М.Н. уже более шести месяцев вынужден обращаться в различные учреждения Владимирской области для обеспечения его необходимым изделием медицинского назначения), а также с учетом требований разумности и справедливости, суд находит правильным взыскать в пользу истца с Департамента здравоохранения Владимирской области 2 500 рублей в качестве компенсации морального вреда, а с ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" компенсацию в размере 1 000 руб.

Учитывая, что истец при подаче искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины, ее в силу пункта 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации необходимо взыскать с ответчиков.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ .... ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░) 1░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░░░ (5 ░░░░░░░░) 1 ░░░ ░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ .... ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 500 ░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 600 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░ "░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░" ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░) ░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░░░ (5 ░░░░░░░░) 1 ░░░ ░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ "░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░" ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 000 ░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ «░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 600 ░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░ 2021 ░░░░

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░          ░.░. ░░░░░░░░

2-1698/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Синявин Михаил Николаевич
Муромский городской прокурор
Ответчики
Департамент здравоохранения Владимирской области
ГБУЗ ВО "Муромская городская больница №3"
ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области"
Суд
Муромский городской суд Владимирской области
Судья
Петрухин Марек Викторович
Дело на сайте суда
muromsky.wld.sudrf.ru
27.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2021Передача материалов судье
03.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2021Подготовка дела (собеседование)
06.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2021Судебное заседание
25.10.2021Судебное заседание
26.10.2021Судебное заседание
27.10.2021Судебное заседание
03.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее