Дело №2 - 719/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куртамышский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Володиной Г.В.
при секретаре Зайковой Т.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Куртамыше 22 октября 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Поповой А.М. к Администрации Камышинского сельсовета Куртамышского района Курганской области о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Попова А.М. обратилась в суд с исковыми требованиями к Администрации Камышинского сельсовета Куртамышского района Курганской области о признании права собственности на жилой дом по адресу: <адрес>. Свои исковые требования мотивирует тем, что в 1964 году вместе она со своим мужем – Поповым Петром Филипповичем на предоставленном им земельном участке по адресу: Курганская область, Куртамышский район, ул. Береговая д. 34 построили жилой дом. С того времени на протяжении более 50 лет истец вместе со своим мужем в нем постоянно проживали. Добросовестно, открыто и непрерывно несли бремя содержания имущества как собственники, уплачивали налоги. ДД.ММ.ГГГГ Попов П.Ф. умер. В наследственную массу указанный дом включен не был, поскольку на дом не имеется правоустанавливающих документов. Земельный участок, на котором расположен дом, принадлежит истцу. Дом собственностью сельсовета не является.
Представитель истца по доверенности Федорова Е.П. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения в соответствии с иском.
Представитель ответчика Администрации Камышинского сельсовета Куртамышского района Курганской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Согласно заявлению просит рассмотреть дело в его отсутствие. С исковыми требованиями согласен.
Представитель третьего лица Куртамышский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. О причинах неявки суд не уведомил.
Суд, выслушав представителя истца, допросив свидетелей, изучив письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.11.1994 "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц и закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации юридических лиц и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
Распоряжением главы Администрации Камышинского сельсовета №-р от ДД.ММ.ГГГГ жилому дому с кадастровым номером б/н и земельному участку, с кадастровым номером 45:09:030601:98 присвоен адрес: <адрес>.
Согласно приобщенной к материалам дела справки департамента имущественных и земельных отношений <адрес>, по адресу: <адрес> имеется жилой дом, инвентарный №, общей площадью 39,8 кв.м.
К материалам дела приобщен технический паспорт на индивидуальный жилой дом, с инвентарным номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Факт постоянного проживания в жилом доме с 1964 года подтверждается приобщенными к материалам дела копиями похозяйственней книги, справками главы Камышинского сельсовета, а так же выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
В соответствии с Инструкцией "О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР", утвержденной Приказом Минкоммунхоза РСФСР 21.02.1968 N 83, строения, расположенные в сельской местности, административно подчиненной поселковым или городским Советам депутатов трудящихся, не подлежали обязательной регистрации в реестрах бюро технической инвентаризации исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся, то есть в порядке, установленном данной Инструкцией (параграф 3 Инструкции).
Из Закона РСФСР от 19.07.1968 "О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР" следует, что документом первичного учета в сельских Советах народных депутатов являлась похозяйственная книга, в которой содержалась информация о проживающих на территории сельского Совета гражданах и сведения о находящимся в их личном пользовании и собственности недвижимом и движимом имуществе.
Из Указаний по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденных Постановлением Госкомстата СССР от 25.05.1990 N 69 следует, что похозяйственные книги являлись документами первичного учета хозяйств и содержали в разделах III и IV "А" информацию о жилом доме, являющемся личной собственностью хозяйства, предоставленных хозяйству для ведения личного подсобного хозяйства землях.
Кроме того, в соответствии с Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными Госкомстатом СССР 25.05.1960, Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными ЦСУ СССР 13.04.1979 N 112/5, данные книг похозяйственного учета использовались для отчета о жилых домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности. Документы о принадлежности гражданину жилого дома, расположенного за пределами городской черты, выдавались в соответствии с записями из похозяйственной книги, что свидетельствует о том, что запись в похозяйственной книге признавалась подтверждающей право собственности.
В силу положений п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" записи в похозяйственных книгах, форма и порядок ведения которых регламентировались ранее действовавшими нормативными правовыми актами, должны признаваться действительными. Аналогичное правило о признании ранее возникших прав закреплено в п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В частности, согласно статье 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, на праве постоянного (бессрочного) пользования является следующий документ: выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
На основании Постановления Совета Министров СССР от 10.02.1985 N 136 государственный учет жилищного фонда независимо от его принадлежности, в том числе и в сельской местности, стал осуществляться по единой для Союза ССР системе на основе регистрации и технической инвентаризации. При этом указанным Постановлением срок завершения работ по технической инвентаризации для РСФСР в сельской местности был установлен до 1990 года.
Согласно Инструкции "О порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации", утвержденной приказом Центрального статистического управления СССР от 15.07.1985 N 380, правовая регистрация жилищного фонда производилась с целью установления права собственности на жилые дома и учета его по разновидностям как в городских, так и в сельских поселениях. Функции по регистрации домов с обслуживающими их строениями и сооружениями были возложены на бюро технической инвентаризации исполкомов местных Советов народных депутатов.
В силу п. 2.3 названной Инструкции основанием для регистрации жилых домов в сельской местности, а также в случае включения в городскую (поселковую) черту сельских населенных пунктов или преобразования их в город (поселок) являлись подворные списки, выписки из них, справки исполкомов районных или сельских Советов народных депутатов, подтверждающие право собственности на строения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что спорный жилой дом возведен в 1964 году в сельской местности и учет таких домов в силу вышеизложенных норм права, действовавших на момент возведения дома, производился сельскими администрациями, справка о принадлежности строения на праве собственности, выданная сельской администрацией на основе сведений похозяйственной книги, является допустимым доказательством в подтверждение наличия права собственности на спорный объект недвижимости.
В силу части 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Суд учитывает длительность фактического пользования и владения домом, принадлежность истцу земельного участка на праве собственности, подтверждаемой выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 28.01.2020, из которого следует, что объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером № площадью 2010 кв. м. из земель населенного пункта, находящийся по адресу: <адрес>, принадлежит Поповой А.М.
Свидетели ФИО6 и ФИО7 в судебном заседании пояснили, что в доме по <адрес> <адрес> с момента постройки дома проживали Поповы. ДД.ММ.ГГГГ глава семейства – Попов П.Ф. умер. Его жена – Попова А.М. проживает к данном доме до настоящего времени. Домом пользуется как собственник.
Из справки главы Администрации Камышинского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объект недвижимости - жилой дом по адресу: <адрес> не является муниципальной собственностью.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения иска Поповой А.М. и признания за ней права собственности на жилой дом.
Согласно подп. 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.
На взыскании государственной пошлины с ответчика Попова А.М. не настаивала.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Поповой Алевтины Маркеловны к Администрации Камышинского сельсовета Куртамышского района Курганской области о признании права собственности на жилой дом, удовлетворить.
Признать за Поповой Алевтиной Маркеловной, ДД.ММ.ГГГГ г.р., право собственности на жилой дом, общей площадью 41,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Куртамышский районный суд Курганской области.
Судья Г.В. Володина