Решение по делу № 2-113/2024 от 02.04.2024

Дело № 2-113/2024

УИД 32RS0026-01-2024-000075-55

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2024 года                                                             г. Сельцо Брянская область

Сельцовский городской суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Клюевой Ю.С.,

при секретаре Корнеевой Л.Ю., с участием истца Черныш М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черныш М.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» об обязании произвести корректировку платы за услуги поставки тепловой энергии,

установил:

Черныш М.А. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» (далее - ООО «Жилкомхоз») об обязании произвести корректировку платы за услуги поставки тепловой энергии.

В обоснование иска указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>А, <адрес>, проживает в данном жилом помещении, своевременно оплачивает все коммунальные услуги.

Ответчик является управляющей организацией ранее указанного многоквартирного жилого дома.

В январе 2022 г. ООО «Жилкомхоз» произведена корректировка платы за тепловую энергию за 2021 г., в связи с чем у нее образовалась задолженность по тепловой энергии в размере 9627,19 рублей.

На основании изложенного, указывая на незаконность действий ООО «Жилкомхоз» по корректировке платы за тепловую энергию, истец просит суд произвести перерасчет размера платы за отопление жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>А, <адрес>, исключив начисление корректировки по отоплению за 2021 г. в сумме 9627,19 рублей.

В судебном заседании истец Черныш М.А. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. При этом пояснила, что до настоящего времени ООО «Жилкомхоз» корректировка платы за отопление за 2021 г. не произведена.

В судебное заседание ответчик ООО «Жилкомхоз» не явился, будучи извещен о времени и месте рассмотрении дела надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, ходатайств об отложении не заявил.

В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственная жилищная инспекция <адрес> не явилась, будучи извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявила. Ранее в письменном заявлении представитель третьего лица просил рассмотреть дело без его участия, кроме того полагал необходимым разрешить требования истца в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства.

Суд, с учетом мнения истца, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за тепловую энергию.

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1.1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила №354).

Приказом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области №18/3-п от 30.06.2016 на территории Брянской области установлен порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению жилых и нежилых помещений многоквартирных домов и жилых домов из расчета равномерной оплаты за все расчетные месяцы календарного года в порядке установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Пунктом 40 Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с п. 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.

Соответствующий расчет предусматривает совокупную оплату услуги по теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в связи с чем, в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей определение размера платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.

Согласно абзацу пятому п. 42(1) Правил №354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения №2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Пунктом 42(1) Правил №354 предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 Приложения №2 к названным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

Подпунктом «а» пункта 59 Правил установлено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной проверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях).

В соответствии с п. 60(1) Правил №354 начислять плату за отопление согласно нормативу возможно только в случае истечения указанного в пункте 59 (1) Правил № 354 предельного количества расчетных периодов.

Согласно п. 81 (13) Правил потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).

В судебном заседании установлено, что Черныш М.А. на праве собственности принадлежит квартира общей площадью 58,6 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>А, <адрес>.

ООО «Жилкомхоз» является управляющей организацией указанного многоквартирного дома, в связи с чем, оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, а также предоставляет жильцам коммунальные услуги.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, оборудован общедомовым прибором учета, введенным в эксплуатацию и поверенным в установленном законом порядке.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ комиссией при проведении проверки правильности работы общедомового прибора учета было установлено, что показания ОДПУ отсутствуют, в связи с чем, было принято решение о выведении его из эксплуатации с февраля 2021 года до момента устранения неисправности, и направлении на ремонт на завод изготовитель. Иной ОДПУ в эксплуатацию введен не был.

При этом каких-либо сведений собственникам о выходе из строя ОДПУ и проведении корректировки платы за отопление не предоставлялось. Общего собрания собственников дома в связи с выходом из строя ОДПУ управляющей компанией не проводилось.

Доказательств обратного ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.

В январе 2022 г. ООО «Жилкомхоз» произвело корректировку платы за отопление за 2021 год и выставило квитанции жильцам многоквартирного дома, в том числе Черныш М.А., содержащие дополнительную оплату за предыдущий год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9627,19 рублей.

Корректировка тепловой энергии в указанном размере Черныш М.А. не оплачена.

ДД.ММ.ГГГГ жильцы ранее указанного жилого многоквартирного дома, обратились в прокуратуру <адрес> с заявлениями о проведении проверки в отношении ООО «Жилкомхоз» по факту нарушения жилищного законодательства, указывая на то, что управляющей компанией был произведен годовой перерасчет платы за отопление на основании среднемесячных начислений, выставляемых в течение 2021 года, сумма корректировки Черныш М.А. составила 9627,19 рублей.

По результатам проведенной прокуратурой <адрес> проверки было установлено, что указанная корректировка платы за отопление не соответствует нормам действующего законодательства, вынесено представление с требованием: принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона.

Данный акт прокурорского реагирования был оставлен без удовлетворения.

Государственной жилищной инспекцией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Жилкомхоз» в пределах предоставленных полномочий вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований .

ООО «Жилкомхоз» предложено принять меры по устранению нарушений в квитанциях собственников до ДД.ММ.ГГГГ, а также принять меры по вводу в эксплуатацию ОДПУ до ДД.ММ.ГГГГ

Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №А09-3589/2022 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований признано полностью соответствующим жилищному законодательству, заявление ООО «Жилкомхоз» о признании данного акта незаконным и его отмене оставлено без удовлетворения.

Меры по устранению нарушений ООО «Жилкомхоз» в квитанциях собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, не приняты до настоящего времени.

В силу пп. «а» п. 82, п. 83 Правил №354 исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.

Немедленно после окончания соответствующих проверок исполнителем составляются акты (п. 85(1) Правил №354).

Абзацем десятым п. 42(1) Правил №354 установлено, что, если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта и подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 Приложения №2 к настоящим Правилам.

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива может быть установлена более частая в течение года периодичность проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в указанном в настоящем абзаце многоквартирном доме, в случае осуществления оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода.

Между тем, ОДПУ в многоквартирном доме по адресу: <адрес>А был выведен из эксплуатации ДД.ММ.ГГГГ по причине выхода из строя.

Таким образом, ввиду отсутствия общедомового прибора учета (выхода из строя), корректировка платы за отопление не предусмотрена и противоречит порядку, установленному в абзаце десятом п. 42.1 Правил №354.

В соответствии с ч.2 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.

Согласно ч.2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

К таким правилам относятся Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее – Правила №491).

В соответствии с п. 10 Правил №491 Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (пп. «к» п. 11 Правил №491).

Как следует из п. 42 Правил №491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 290 от 03.04.2013 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 18 указанного перечня установлено, что к обязанностям управляющей компании относится проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах).

В соответствии с п. 14 Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 №1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (далее – Правила № 1034) используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию. По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.

Пунктом 83 Правил №1034 предусмотрено, что в случае, если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета.

Как следует п. 89, 90 Правил №1034, при выявлении каких-либо нарушений в функционировании узла учета потребитель обязан в течение суток известить об этом обслуживающую организацию и теплоснабжающую организацию и составить акт, подписанный представителями потребителя и обслуживающей организации. Потребитель передает этот акт в теплоснабжающую организацию вместе с отчетом о теплопотреблении за соответствующий период в сроки, определенные договором. При несвоевременном сообщении потребителем о нарушениях функционирования узла учета расчет расхода тепловой энергии, теплоносителя за отчетный период производится расчетным путем.

Таким образом, обязанность по поддержанию приборов учета в исправном состоянии возложена законодателем именно на управляющую компанию, в данном случае ООО «Жилкомхоз».

Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено, что ответчик, в нарушение установленного порядка в п. 42.1 Правил №354 незаконно произвел Черныш М.А. корректировку платы за отопление, ее исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Разрешая вопрос о судебных расходах по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

При этом, в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

С учетом положений ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.103 ГПК РФ взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в размере 300 руб. в бюджет муниципального образования <адрес>.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Черныш М.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» об обязании произвести корректировку платы за услуги поставки тепловой энергии - удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» (ИНН 3255501880) произвести Черныш М.А. (паспорт ) перерасчет размера платы за отопление жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>А, <адрес>, исключив начисления корректировки по отоплению за 2021 год в сумме 9627,19 рублей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» (ИНН 3255501880) в бюджет муниципального образования г. Сельцо государственную пошлину в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Брянский областной суд через Сельцовский городской суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий по делу                           подпись                  Ю.С. Клюева

2-113/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Черныш Марина Алексеевна
Ответчики
ООО "Жилкомхоз"
Суд
Сельцовский городской суд Брянской области
Судья
Клюева Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
selcovsky.brj.sudrf.ru
02.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2024Передача материалов судье
03.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2024Подготовка дела (собеседование)
25.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2024Судебное заседание
10.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее