Судья: Сорокина Т.В. | дело № 33-2701/2024УИД 50RS0026-01-2023-009419-75 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 17 января 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Мизюлина Е.В., Рыбкина М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Амелиной Д.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по иску ФИО к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области о включении в специальный страховой стаж периодов работы, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, обязании повторно рассмотреть вопрос о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе ФИО на решение Люберецкого городского суда Московской области от 4 октября 2023 года,
Заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения представителя истца,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратилась в суд с иском Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее по тексту – ОСФР по г. Москве и Московской области) о включении в специальный страховой стаж периодов работы, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, обязании повторно рассмотреть вопрос о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что 5 августа 2022 года она обратилась в ОСФР по г. Москве и Московской области (клиентская служба ПФР «Люберцы, Котельники») с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности.
Решением от 11.08.2022 года ответчиком в установлении данной пенсии ей было отказано.
В стаж, на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, были включены периоды работы, продолжительностью 27 лет 05 месяцев 05 дней, при необходимом стаже - 30 лет.
Истец просила суд включить в стаж, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, следующие периоды работы с 01.08.1993 года по 12.09.1993 года прохождение месячной специализации, с 01.11.1993 года по 26.03.1995 года работа в должности заведующей Беляевского ФАП - 1 год 10 месяцев 26 дней, с 01.01.2010 года по 31.01.2011 года в должности медицинской сестры по выдаче детского питания МУЗ Томилинская поликлиника – 1 год 4 месяца 9 дней итого, 3 года 3 месяца 5 дней; обязать ответчика рассмотреть повторно вопрос о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Решением суда в удовлетворении исковых требований ФИО отказано.
В апелляционной жалобе истец просит об отмене приведенного судебного постановления ввиду его незаконности и необоснованности, и вынесении нового решения об удовлетворении иска.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда, проверив материалы дела по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения представителя истца, обсудив содержащиеся в апелляционной жалобе доводы, признает решение суда подлежащим отмене в части ввиду нарушения судом при разрешении спора норм материального права, несоответствии выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пункты 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, что решением от 11.08.2022 года ответчиком в установлении данной пенсии ей было отказано.
В стаж, на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, были включены периоды работы, продолжительностью 27 лет 05 месяцев 05 дней, при необходимом стаже - 30 лет.
С учетом проведенной 19 октября 2022 года дополнительной проверки, во изменении протокола от 11 августа 2022 года № 8/569, 26 октября 2022 года ФИО были добавлены необходимые периоды, но повторно отказано в назначении льготной пенсии, поскольку в стаж на соответствующих видах работы, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, были включены периоды работы общей продолжительностью только 29 лет 07 месяцев 17 дней.
В стаж на соответствующих видах работы, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, не были включены следующие периоды работы: с 01.08.1993 года по 12.09.1993 года - прохождение месячной специализации; с 01.11.1993 года по 26.03.1995 года - в должности заведующей, Беляевский ФАП; с 01.12.2010 года по 31.01.2011 года - в должности медицинской сестры по выдаче детского питания МУЗ Томилинская поликлиника; с 01.01.2010 года по 30.11.2010 года - в должности медицинской сестры (0.5 ставка) МУЗ Томилинская поликлиника; с 27.03.1995 года по 31.03.1995 года, с 31.07.2000 года по 12.08.2000 года, с 11.09.2000 года по 15.09.2000 года, с 18.08.2003 года по 29.08.2003 года - отпуска без сохранения заработной платы; с 03.02.1997 года по 03.10.1999 года - период ухода за ребенком.
Разрешая спор о включение периодов работы в специальный стаж с 01.01.2010 года по 31.01.2011 года в должности медицинской сестры по выдаче детского питания МУЗ Томилинская поликлиника, суд первой инстанции исходил из того, что спорные периоды работы истца не подлежат включению в специальный стаж в связи с неосуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья, поскольку наименование должности не соответствует списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждения здравоохранения.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с последовательной позицией Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно отраженной им в принятых определениях (в частности определение от 19.12.2019 года № 3384-О, определение от 26.03.2020 года № 728-О), в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости (до 1 января 2015 года - трудовую пенсию по старости) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (пункт 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, применяющееся с 1 января 2015 года при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение»). Поэтому право на досрочное назначение указанной пенсии связывается не с любой работой в учреждениях здравоохранения, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и их структурных подразделениях.
Такое правовое регулирование, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом и ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
Положения Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, направлены на конкретизацию механизма реализации права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставленное законодателем только тем лицам, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения осуществляется в определенных структурных подразделениях учреждений здравоохранения.
Материалами дела подтверждено, что наименование занимаемых должностей и структурных подразделений, в которых осуществлялась трудовая деятельность истца в спорный период не содержится в соответствующих Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения; Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно не включил в стаж работы истца, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости, спорные периоды работы.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отказе включения периодов работы с 01.08.1993 года по 12.09.1993 года прохождение месячной специализации, с 01.11.1993 года по 26.03.1995 года работа в должности заведующей Беляевского ФАП.
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Пунктом 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно подпункту «н» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (далее - Правила), периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением, в частности, следующего случая: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Согласно справке, выданной Главным врачом ГБУЗ КО «ЦРБ Юхновского района» (л.д.32), истец с 01.08.1993 года ФИО (ранее Р.) Т. была принята на должность фельдшера с прохождением месячной специализации на базе ЦРБ (приказ № 71 от 13.09.1993 года), затем, направлена на работу в должности акушерки Беляевского ФАП с 01.09.1993 года и после прохождения месячной специализации на базе ЦРБ с 01.08.1993 года по 13.09.1993 года (приказ № 73 п. 6 от 20.09.1993 года), с 13.09.1993 года приступила к работе.
С 01.11.1993 года истец была назначена заведующей Беляевским ФАП, приказ № 82 п. 4 от 02.11.1993 года, разрешено совместительство до 2-х ставок. С 27.03.1995 года находилась в отпуске без сохранения заработной платы и в связи с переменой места жительства, освобождена от занимаемой должности с 03.07.1995 года по собственному желанию.
Также истец указала, что Беляевский фельдшерско-акушерский пункт находится в д. Беляево Юхновского района Калужской области, т.е. в сельской местности.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. В силу положений Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» повышение квалификации является обязательным условием осуществления лечебной деятельности. Так, обязанность работодателя (учреждения здравоохранения) направлять медицинских работников на курсы повышения квалификации закреплена в пп. 8 п. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Медицинские работники обязаны систематически повышать свою квалификацию, это предусмотрено Приказом Минздрава РФ от 20.11.2002 года № 350 и должностными инструкциями медицинских работников, поскольку прохождение соответствующих курсов повышения квалификации производится на основании приказов работодателя и является обязательной частью их трудовой деятельности.
В период прохождения месячной специализации ФИО занимала должность фельдшера в учреждении здравоохранения, за ней сохранялось место работы и средний заработок, в связи с чем период с 01.08.1993 года по 12.09.1993 года подлежит включению в ее специальный стаж в льготном исчислении как работа в сельской местности - один год работы как один год и три месяца.
Следующий спорный период с 01.11.1993 года по 26.03.1995 года также неправомерно не включен в льготный стаж ФИО, поскольку истец работала в этот период в должности заведующей Беляевским ФАП, что подтверждается справкой (л.д.32), кроме того, согласно приказа № 82 п. 4 от 02.11.1993 года истцу разрешено совместительство до 2-х ставок.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции отсутствовали оснований для отказа в иске во включении в специальный стаж указанных периодов работы истицы в должности заведующей Беляевским ФАП и прохождения месячной специализации.
Таким образом, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения о включении в специальный стаж ФИО в льготном исчислении, год работы как год и три месяца, периода с 01.08.1993 года по 12.09.1993 года - прохождение медицинской специализации, периода работы с 01.11.1993 года по 26.03.1995 года в должности заведующей Беляевского ФАП.
Согласно статье 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности ответчик засчитал в специальный стаж по состоянию на 26.09.2022 года - 29 лет 7 месяцев 17 дней. Дополнительно к этому подлежат зачету в стаж периоды работы с 01.11.1993 года по 26.03.1995 года (в льготном исчислении 1 год 9 месяцев 00 дней), прохождение медицинской специализации с 01.08.1993 года по 12.09.1993 года (в льготном - 1 месяц 26 дней), всего в льготном исчислении 1 год 10 месяцев 26 дней.
Таким образом, при суммировании подлежащих включению в специальный стаж периодов и признанного ответчиком стажа лечебной деятельности, стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности, составлял у истца на день обращения (05.08.2022 года) в пенсионный орган за назначением пенсии 31 год 6 месяцев 13 дней.
С учетом положений пункта 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсия может быть назначена истцу через 3 года с момента возникновения права 23.01.2021 года, то есть с 23.01.2024 года.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люберецкого городского суда Московской области от 4 октября 2023 года в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области о включении в специальный стаж периода с 01.08.1993 года по 12.09.1993 года - прохождение медицинской специализации, периода работы с 01.11.1993 года по 26.03.1995 года в должности заведующей Беляевского ФАП, обязании повторно рассмотреть вопрос о назначении досрочной страховой пенсии по старости отменить.
В отмененной части принять новое решение.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж ФИО в льготном исчислении, год работы как год и три месяца, периода с 01.08.1993 года по 12.09.1993 года - прохождение медицинской специализации, периода работы с 01.11.1993 года по 26.03.1995 года в должности заведующей Беляевского ФАП, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 23 января 2024 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ФИО удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 05.02.2024 года