Решение по делу № 2-4396/2018 от 13.11.2018

Дело № 2-4396/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2018 года г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Царёвой Т.С., при секретаре судебного заседания Костиной М.Ю., с участием истца Фроловой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловой О.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Костроме Костромской области об обязании включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и назначить трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Фролова О.В. обратилась в суд с исковым заявлением, просила обязать ответчика Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области (далее – ответчик, УПФР) включить в трудовой стаж, являющийся основанием для исчисления пенсии по старости периоды необоснованно исключенные комиссией ответчика: периоды прохождения курсов повышения квалификации: с 24.02.2010 по 02.03.2010, с 15.01.2018 по 19.01.2018, с 26.02.2018 по 02.03.2018, период приостановки учебного процесса (карантин) с 20.12.2016 по 28.12.2016 и обязать УПФР включить указанные периоды в специальный стаж, а также признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 06.10.2018, обязать ответчика назначить пенсию с указанной даты. Исковые требования мотивированы тем, 04.10.2018 истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. 19.10.2018 УПФР приняло решение об отказе в установлении пенсии. С решением об отказе истец не согласна, поскольку в перечисленные периоды за ней сохранялось рабочее место и ежемесячные отчисления в пенсионный орган.

В судебном заседании истец Фролова О.В. исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что направление её на курсы повышения квалификации работодателем и периоды приостановки учебного процесса ввиду карантина с сохранением рабочего места подтверждается копиями приказов, представленными в материалы дела.

Ответчик Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костроме Костромской области в лице представителя по доверенности Колобовой Ю.В. в судебном заседании не участвовал, в письменном отзыве исковые требования не признал по основаниям, изложенным в заключении по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 19.10.2018 и решении об отказе в установлении пенсии от 19.10.2018.

Выслушав истца, исследовав имеющиеся письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (действующего с 01.01.2015) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п.19 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальный учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу ч.ч. 2-4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно пп. «м» п. 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Соответствующие Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, не ограничиваются во временном действии и применяются ко всем периодам работы.

Как следует из материалов дела, 04.10.2018 Фролова О.В. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области с заявлением о назначении досрочной пенсии.

Решением комиссии Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 19.10.2018 Фроловой О.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по мотиву отсутствия требуемого специального стажа работы.

По представленным документам страховой стаж работы Фроловой О.В. составляет 25 лет 23 дня.

Специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью рассчитан УПФР в размере 24 лет 11 месяцев 2 дней. При этом в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, не засчитаны периоды обучения Фроловой О.В. на курсах повышения квалификации и приостановки учебного процесса (карантин).

С такими выводами УПФР суд не соглашается.

Указанные периоды подлежат зачету в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью Фроловой О.В. по следующим основаниям.

Из трудовой книжки серии Фроловой О.В. усматривается, что она работала в МБОУ г. Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 18» в должности заместителя директора по воспитательной работе с 26.08.1993 по 02.12.1996; в ОГБПОУ «Костромской политехнический колледж» в должности преподавателя с 16.12.1996 по 15.02.1997, в МБОУ г. Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» в должности учителя с 17.02.1997 по день обращения с заявлением о назначении пенсии и до настоящего времени.

В соответствии с ч. 4 ст. 196 Трудового Кодекса РФ (вст. в законную силу 01.01.2002) в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направленным для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют ряд трудовых прав и социальный гарантий, в том числе право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Согласно п.1 ч. 1. ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; систематически повышать свой профессиональный уровень.

Согласно п. 65 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №19, действовавшего до 09.04.2014, педагогические работники общеобразовательного учреждения имеют право на повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.

Как установлено при рассмотрении дела за время работы в МБОУ г. Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» Фролова О.В. направлялась на курсы повышения квалификации на основании приказов работодателя: с 24.02.2010 по 02.03.2010 (пр. от 17.03.2010), с 15.01.2018 по 19.01.2018 (пр. от 12.01.2018), с 26.02.2018 по 02.03.2018 (пр. от 26.02.2018), с сохранением места работы и заработной платы.

Суд считает, что поскольку на курсы повышения квалификации истец Фролова О.В. направлялась работодателем, повышение квалификации входило в ее трудовые обязанности, за ней сохранялось место работы, заработная плата, то время нахождения ее на курсах повышения квалификации должно быть включено в специальный трудовой стаж. Из представленных истцом в материалы дела копий свидетельств о повышении квалификации следует, что Фролова О.В. повышала квалификацию по вопросам, связанным с её непосредственной профессиональной деятельностью (свидетельство за 2010 год о повышении квалификации по теме «Преподавание математики в условиях обновления образования», удостоверение рег. от 02.03.2018 о повышении квалификации по программе «Обучение и воспитание детей с ЗПР и лёгкими формами интеллектуальной недостаточности в общеобразовательной организации в условиях введения ФГОС».

Как следует из материалов дела, в декабре 2016 года в МБОУ г. Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» был приостановлен учебный процесс (на карантин) (приказ директора школы от 21.12.2016, распоряжение Комитета образования, культуры, спора и работы с молодежью администрации г. Костромы от 19.12.2016 «Об усилении мер, направленных на стабилизацию и снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ в образовательных организациях г. Костромы»). УПФР не включило в стаж работы истицы период приостановления учебного процесса в связи с карантином с 20.12.2016 по 28.12.2016.

Вместе с тем, из содержания приказа от 21.12.2016 о приостановлении учебного процесса не следует, что в дни приостановления учебного процесса учителя предметники были освобождены от работы. Как пояснила истица в судебном заседании, в период карантина все учителя, в том числе и она, находились на рабочем месте и исполняли возложенные на них трудовые обязанности, в том числе, связанные с осуществлением педагогической деятельности. Право не посещать учебное заведение в данный период было предоставлено только учащимся.

Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 и утвержденные им Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не устанавливают, что период карантина и отмены занятий в образовательных учреждениях подлежат исключению из специального (льготного) стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В связи с чем вышеуказанный период нельзя считать отвлечениями истца от основной профессиональной деятельности.

Более того, поскольку в периоды карантина за Фроловой О.В. в соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ была сохранена заработная плата, следовательно, и уплачены страховые взносы, то это является основанием для включения указанного периода в страховой стаж в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и п. 4 Правил.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за ней (за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Истец обратилась в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Костроме и Костромскому району Костромской области 04.10.2018, что подтверждается копией соответствующего заявлением.

Специальный трудовой стаж истца на 04.10.2018 не достигал 25 лет, поскольку при сложении периодов, зачтенных УПФР и периодов обучения на курсах и карантина, зачтенных судом, (24 года 11 месяцев 2 дня (продолжительность специального трудового стажа, учтенная ответчиком) + 26 дней (оспариваемые периоды, засчитанные судом), специальный стаж работы истицы на дату обращения в УПФР с заявлением о назначении пенсии составлял 24 года 11 месяцев 28 дней. С учетом того, что Фролова О.В. непрерывно и до настоящего времени работает в должности учителя 25-летний стаж ей педагогической деятельности наступил 06.10.2018. Соответственно истица имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 06.10.2018. С учетом разъяснений, изложенных в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года (вопрос № 29), суд считает возможным признать за Фроловой О.В. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и возложить на ответчика обязанность назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости с 06.10.2018.

Расчеты УПФР, представленные в виде таблицы «Данные о стаже», согласно которым Фроловой О.В. пенсия должна быть назначена с 04.10.2018, а общая совокупность рассматриваемых периодов нахождения Фроловой О.В. на курсах повышения квалификации и карантина составляется требуемые 28 дней, суд находит ошибочным и не может положить его в основу решения суда. Так, из таблицы ответчика «Данные о стаже» следует, что период с 24.02.2010 по 02.03.2010 составляет 9 дней, однако арифметический подсчет количества дней в данном периоде приводит суд к убеждению, что в периоде с 24.02.2010 по 02.03.2010 – 7 дней (а не 9, как указал ответчик), с 15.01.2018 по 19.01.2018 – 5 дней, с 26.02.2018 по 02.03.2018 – 5 дней (а не 7, как указал ответчик), с 20.12.2016 по 28.12.2016 – 9 дней. Всего в спорных периодах 26 дней, при требуемых 28 днях. Ввиду вышеизложенного, пенсия истице должна быть назначена с 06.10.2018.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственности пошлины в размере 300 рублей, понесенных ею в связи с общением в суд (чек-ордер Костромского ОСБ от <дата> л.д. 2).

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Фроловой О.В. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Костроме Костромской области включить Фроловой О.В. в специальный стаж, связанный с педагогической деятельностью

периоды обучения на курсах повышения квалификации

с 24.02.2010 по 02.03.2010,

с 15.01.2018 по 19.01.2018,

26.02.2018 по 02.03.2018,

период приостановки учебного процесса (карантин)

с 20.12.2016 по 28.12.2016.

Признать за Фроловой О.В. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 06.10.2018.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костроме Костромской области назначить Фроловой О.В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 06.10.2018.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костроме Костромской области в пользу Фроловой О.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.С. Царёва

2-4396/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Фролова Ольга Викторовна
Ответчики
ГУ-УПФР в г.Костроме
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Дело на странице суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
13.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Дело оформлено
13.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее