Дело № 2-3012/2024
УИД 59RS0007-01-2023-010084-26
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 мая 2024 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,
при секретаре Костаревой А.А.,
с участием помощника прокурора Свердловского района г. Перми Пикулевой А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению прокурора Свердловского района города Перми, действующего в интересах Шарапова А. М., к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Свердловского района г. Перми, действующий в интересах Шарапова А.М., обратился в суд с иском к ОСФР по Пермскому краю о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал о том, что в ходе проверки, проведенной по обращению Шарапова А.М., выявлены нарушения ответчиком его права на бесплатное обеспечение необходимыми техническими средствами реабилитации. Установлено, что Шарапов А.М. является инвалидом <данные изъяты>, и, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ, подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации: <данные изъяты>. Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий – с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно. Заявитель ДД.ММ.ГГГГ обратился к ОСФР по Пермскому краю с заявлением об обеспечении его техническими средствами реабилитации, рекомендованными ему индивидуальной программой реабилитации инвалида, однако, до настоящего времени Шарапов А.М. не обеспечен данными техническими средствами реабилитации. Из-за отсутствия указанных технических средств реабилитации истец отрицательно сказывается на ее здоровье, эмоциональном состоянии и влечет причинение нравственных и физических страданий. Просит обязать ответчика обеспечить Шарапова А.М. техническими средствами реабилитации: <данные изъяты> взыскать с ответчика в пользу Шарапова А.М. компенсацию морального вреда в размере 5 000,00 руб.
Представитель истца – помощник прокурора Свердловского района г. Перми ФИО4, в судебном заседании требования поддержала, просила их удовлетворить.
Истец Шарапов А.М., о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления и предоставленной ИПРА №.№ от ДД.ММ.ГГГГ Шарапов А.М. поставлен на учет в ОСФР по Пермскому краю по обеспечению техническими средствами реабилитации. В рамках исполнения государственных контрактов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных ОСФР по <адрес>, Шарапову А.М. высланы направления на получение технических средств реабилитации: <данные изъяты>. В рамках исполнения государственных контрактов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Шарапов А.М. обеспечен <данные изъяты>, что подтверждается актами №№, № приема-передачи товара. Вместе с тем, Шарапов А.М. может быть обеспечен TCP не только путем непосредственного предоставления соответствующего TCP, но и другими способами, в том числе путем обращения с заявлением о возмещении расходов по приобретению TCP с приложением документов, подтверждающих понесенные расходы. Требования о компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению, поскольку правовая природа морального вреда (физические и нравственные страдания) предполагает их субъективную оценку личностью. Прокурор не наделен полномочиями и квалификацией, позволяющими определять наличие или отсутствие физических и нравственных страданий гражданина.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество (часть 1 статьи 9 Федерального закона № 181-ФЗ).
Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя, как следует из содержания статьи 9 Федерального закона № 181-ФЗ: медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение.
Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона № 181-ФЗ).
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В пункте 2 Правил предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Подпунктом «а» пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Согласно пункту 4 Правил, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 5 Правил, уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган:
высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Шарапов А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (копия паспорта на л.д. 46), является инвалидом <данные изъяты>, группа инвалидности установлена бессрочно.
Для проведения реабилитационных мероприятий Шарапову А.М. разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) № от ДД.ММ.ГГГГ к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ с рекомендациями по медицинской, социальной реабилитации или абилитации, а также определением нуждаемости Шарапова А.М. техническими средствами реабилитации (далее - ТСР): трость <данные изъяты>. Срок проведения реабилитационных мероприятий указан с ДД.ММ.ГГГГ – бессрочно (л.д. 11-37).
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Шарапова А.М. и ИПРА № от ДД.ММ.ГГГГ Шарапов А.М. поставлен на учет в ОСФР по Пермскому краю по обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе: <данные изъяты>. (л.д. 38-39).
Поскольку в установленные законом сроки Шарапов А.М. не был обеспечен указанными техническими средствами реабилитации, он обратился к прокурору Свердловского района г. Перми с заявлением, на основании чего прокуратурой района проведена проверка обеспечения его ОСФР по <адрес> техническими средствами реабилитации (л.д. 9-10).
Согласно возражениям ответчика, в настоящее время Шарапов А.М. обеспечен необходимыми техническими средствами реабилитации. В рамках исполнения государственных контрактов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных ОСФР по <адрес>, Шарапову А.М. высланы направления на получение технических средств реабилитации: <данные изъяты> В рамках исполнения государственных контрактов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Шарапов А.М. обеспечен <данные изъяты>, что подтверждается актами №№, № приема-передачи товара.
Согласно направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов протезно-ортопедических изделий № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, направленным в адрес Шарапова А.М., он направлен на получение технических средств реабилитации: <данные изъяты> (л.д. 60-60 оборот).
Из актов приема-передачи №№ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Шарапов А.М. обеспечен <данные изъяты> (л.д. 61-61 оборот).
Таким образом, на момент рассмотрения дела Шарапов А.М. обеспечен техническими средствами реабилитации, рекомендованными ему ИПРА № от ДД.ММ.ГГГГ: <данные изъяты>
Между тем, судом установлено, что истец не был обеспечен техническими средствами реабилитации, указанными в индивидуальной программе реабилитации, в установленный срок, при этом истец от реализации программы реабилитации не отказывался.
Таким образом, истец, как инвалид, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения техническими средствами реабилитации, в связи с чем на ответчике лежит обязанность обеспечить его техническими средствами реабилитации, указанными в индивидуальной программе реабилитации.
При этом причины, по которым соответствующие органы исполнительной власти не исполнили своих обязанностей по реализации вышеуказанного закона в рамках переданных им государственных полномочий Российской Федерации, при разрешении настоящего спора не имеют правового значения и не входят в предмет доказывания по данному делу, поскольку ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Ответчик, указывает, что истец мог самостоятельно приобрести технические средства реабилитации, в последующем обратившись с соответствующим заявлением о выплате компенсации за приобретение.
Вместе с тем, нормы права не возлагают на инвалида обязанности по приобретению технических средств реабилитации. Самостоятельное приобретение инвалидами технических средств реабилитации с последующей компенсацией их стоимости является правом, а не обязанностью инвалида, и может быть реализовано только при желании и возможности, тем более, что материалами настоящего дела установлено, что Шарапов А.М. реализовал свое право именно на получение средств реабилитации за счет средств федерального бюджета, о чем свидетельствует постановка его на учет ответчиком.
Кроме того, судом учитывается, что истец является инвалидом первой группы, и может испытывать затруднения в самостоятельном приобретении технические средства реабилитации в силу своего возраста, здоровья и социального положения.
В данном же случае ответчиком не представлено доказательств невозможности обеспечения истца техническими средствами реабилитации: в период с ДД.ММ.ГГГГ необходимыми ему техническими средствами реабилитации.
Недостатки организации процесса закупок технических средств реабилитации для инвалидов в ДД.ММ.ГГГГ году, не могут рассматриваться как основания для освобождения ответчика от предусмотренной законом обязанности по обеспечению техническим средствами и ответственности за нарушение прав инвалидов.
Таким образом, суд приходит к выводу о то, что имело место нарушение прав Шарапова А.М. в виде фактического лишения его как инвалида гарантированных ему Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты на бесперебойное обеспечение техническими средствами реабилитации.
Доводы ответчика, что нормативными актами, регулирующими спорные правоотношения, в принципе не предусмотрено взыскание компенсации морального вреда за нарушение прав инвалидов в указанной части, судом отклоняются, равно как и доводы об отсутствии доказательств нарушения личных неимущественных прав истца.
Прокурор, обращаясь в суд в интересах Шарапова А.М., с требованием о компенсации морального вреда, ссылался на бездействие ответчика и нарушение в связи с данными обстоятельствами личных неимущественных прав истца как инвалида.
Статьей 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Позиция Верховного Суда Российской Федерации по указанному вопросу сформулирована в постановлении Пленума от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», согласно абзацу третьему пункта 37 которого моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Из материалов дела следует, что Шарапов А.М., обращаясь в прокуратуру с заявлением о нарушении своих прав, указывал, что испытывает нравственные и физические страдания из-за непредставления ему средств реабилитации, так, <данные изъяты>
Исходя из представленных в деле доказательств выдачи истцу средств реабилитации и с учетом индивидуальной потребности истца в таких средствах, он не получал от ответчика мер социальной поддержки в виде получения указанных технических средств реабилитации в установленный срок.
При таких обстоятельствах суд, установив, что Шарапов А.М. не был своевременно обеспечен ответчиком техническими средствами реабилитации, а также учитывая, что предусмотренная законом процедура предоставления инвалидам технических средств реабилитации направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности, суд приходит к выводу о том, что на ответчике лежит обязанность по компенсации истцу морального вреда.
При этом в материалах дела имеется пояснения самого Щарапова А.М., в котором он поясняет, что в связи с тем, что он инвалид по зрению, в связи с несвоевременным обеспечением его средствами реабилитации он испытывает неудобства, так как отсутствие данных технических приспособлений сокращает его возможности осуществлять эффективное социальное функционирование, осуществлять мониторинг своего физического состояния. Моральный вред он оценивает в <данные изъяты>
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает преклонный возраст Шарапова А.М., наличие инвалидности первой группы, длительность нарушения прав истца, особенность технических средств реабилитации, которым не был обеспечен своевременно истец, неудобства которые он испытывает, не может передвигаться без помощи посторонних, испытывает нравственные и физические страдания, в том числе в ограничении возможности передвигаться, свободно общаться с окружающими, осуществлять мониторинг своего физического состояния, в силу этого, суд полагает возможным определить компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>
При определении суммы, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, суд, учитывая обстоятельства, установленные по делу, принцип разумности и справедливости, и приходит к выводу о том, что заявленная компенсация морального вреда в размере 5 000,00 руб. соответствует степени и длительности физических и нравственных страданий истца, а также целевому назначению данной компенсационной выплаты.
В соответствии с частью 4 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьёй в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. Истец и ответчик как государственные органы по настоящему делу освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Свердловского района города Перми, действующего в интересах Шарапова А. М., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения д. <адрес>, СНИЛС №, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) удовлетворить частично.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в пользу Шарапова А. М. компенсацию морального вреда в сумме 5 000,00 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 28 мая 2024 года.
Судья: О.П. Берсенёва